Описание
Рецензии

Сериал 12 стульев (1976)
Актеры:
Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ролан Быков, Георгий Вицин, Олег Табаков, Татьяна Пельтцер, Николай Скоробогатов, Нелли Гошева, Николай Караченцов, Любовь Полищук
Режисер:
Марк Захаров
Жанр:
отечественные, приключения, комедия
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 4
(09.08.2013)
Рейтинг:


В центре полотна – Ипполит Воробьянинов, неприметный деятель, чья жизнь течет размеренным руслом в стенах ЗАГСа, где он исполняет обязанности делопроизводителя. Эпоха бросает тени неопределенности: к власти пришли деятели нового толка, и в вихре перемен Ипполит Петрович, словно опытный затворник, стремится сохранить неуязвимость, избегая любых вызывающих действий и не привлекая к себе внимания.
Однако идиллия его существования оказывается хрупкой, как паутина. Вскоре надвигается трагическое событие – уходит из жизни его теща. На пороге смерти, в мучительных предсмертных откровениях, она сообщает ему поразительную тайну, перевернувшую его мир: в одном из двенадцати изящных стульев, некогда принадлежавших ее семье и созданных мастером Гамбсом, она собственноручно спрятала несметные сокровища, зашив их в обивку.
С этого момента тихая гавань жизни Воробьянинова рассыпается на осколки. Тяжкий груз секретности, доверенный им умирающей родственницей, терзает его душу, не давая вкусить покоя. Он испытывает непреодолимое желание отыскать заветный предмет мебели, хранящий в себе столь ценную ношу. Однако задача эта представляется невероятно сложной: когда-то цельный гарнитур из двенадцати стульев давно утратил свою целостность и разбросан по разным местам, и каждому стулу предстоит искать в одиночку, словно археолог, раскапывающий реликвии минувшей эпохи.
Но, как выясняется, мудрая теща не ограничилась тем, что открыла тайну лишь своему зятю. Знание о стуле, полном драгоценностей, достигло и доплутавшего скитальца, известного авантюриста и мошенника – Остапа Бендера, а также до проникновенного священника. Бендер, проницательный и предприимчивый, предлагает Воробьянинову вступить в союз, чтобы облегчить процесс поиска сокровищ. Взамен он просит справедливую долю от найденной прибыли, намекая на свой опыт и навыки в деле приобретения богатств. И теперь Ипполит, простой служитель ЗАГСа, оказывается втянутым в опасную игру, где на кону – несметное состояние и столкновение с опасностями, о которых он и помыслить не мог.
## Ода Блистательному Экранному Воплощению "Двенадцати Стульев"
Прежде чем окунуться в подробности, я обязан предупредить читателя: мой интерес к этому кинематографическому произведению не был спонтанным. Меня охватило непреодолимое желание исследовать ранний период творчества Андрея Миронова, величайшего артиста, чье имя стало синонимом блестящего таланта в эпоху СССР, СНГ и современной России. Именно в этой экранизации я впервые ощутил на себе мощь его актерского дарования, несмотря на то, что до этого лишь слышал о нем немало. Я обнаружил в нем неповторимую театральную экспрессию, соединенную с поразительной реалистичностью – сочетание, которое кажется недостижимым для многих современных исполнителей. Миронов обладает уникальной способностью перевоплощаться, играя любые роли в любом жанре. Его актерская школа несравнима с тем, что мы видим сегодня на экране, где так часто не хватает глубины и искренней самоотдачи. Говорить о всеобщей, безоговорочной любви к Андрею Миронову, какой она была при жизни, пожалуй, правильнее, чем о Хабенском, Светлакове и прочих, безусловно, талантливых мастерах. В "Двенадцати стульях" он подарил зрителю поистине ошеломляющий бенефис, сыграв, возможно, лучшую роль в своей карьере! Редко удавалось видеть столь филигранную игру и столь изящную режиссерскую постановку. Я не уверен, что на нашей планете существует человек, способный превзойти Остапа Бендера в его воплощении Миронова.
Полагаю, что о бессмертном шедевре Ильфа и Петрова не стоит и говорить – его ценность очевидна всем. Вероятно, знакомы вы с этой историей с юных лет, и, тем не менее, перед нами экранизация, требующая особого мастерства от создателей. Им предстояло не просто перенести слова со страниц на экран, а вычленить суть романа, сохранить его дух и атмосферу. И, что примечательно, у них это блестяще получилось! Шедевр по-прежнему пленяет сердца зрителей всех возрастов. Каждая фраза, каждый герой, каждый эпизод выверены с безупречной точностью и, если проводить параллели с литературным первоисточником, режиссерам удалось гениально воссоздать ту неповторимую атмосферу, которая так украшала страницы романа Ильфа и Петрова. Но, разумеется, особых похвал заслуживают актеры, проявившие себя в полной мере своего таланта.
Остап Сулейман Берта Мария Бендер-Бей... да, имя у героя внушительное! Но даже такая длинная строка не сбивает Миронова с толку – он играет на камеру с безупречной уверенностью. Именно здесь раскрывается его феноменальная способность к перевоплощению, способность создавать неоднозначного, интересного и, безусловно, запоминающегося персонажа, движимого неутолимой жаждой богатства. Миронов не просто исполняет роль, он проживает ее, передавая зрителю образ проработанного, отточенного и удивительно глубокого афериста. Подобная игра заслуживает оваций и самых лестных отзывов. Его исполнение дополняется арсеналом ярких реплик, поданных с неподражаемой живостью и экспрессией. Человек, обладающий таким темпераментом, в буквальном смысле приковывает к экрану, заставляя поверить в то, что «великий комбинатор» действительно достоин получить стул, стол и ключи от квартиры, где спрятаны деньги.
Ипполит Матвеевич Воробьянинов, он же "Киса"... персонаж не менее сложный и неоднозначный. Многие высказывали сомнения в сочетаемости этой роли с привычным образом Анатолия Папанова. Я не могу полностью отвергнуть подобное мнение, но, тем не менее, как зритель я вижу в Воробьянинове человека, по воле судьбы втянутого в вихрь авантюр. Он должен оставаться в этой истории, ведь подобного персонажа редко где встретишь. Чего только стоят его знаменитые фразы: "да уж" и "нууу?", которые многие зрители с энтузиазмом стали повторять в повседневной жизни!
Отдельного внимания заслуживает роль Ролана Быкова. Этот актер, по моему мнению, наиболее полно воплотил образ, описанный в романе. Мастерские гримеры и талантливые сценаристы преобразили его, создав практически идентичного Отцу Федору из "Золотого теленка". Его умение закатывать глаза – этот едва уловимый жест – выдает в нем глубокую, духовную сущность, которая в любой момент может исчезнуть, уступив место крику персонажа.
Олег Табаков, воплотивший образ "голубого воришки"! Его персонаж получился поистине обаятельным и запоминающимся. Савелий Крамаров только начинает свой творческий путь, в то время как Георгий Вицин уже ведет философские беседы о жизни, находясь, кажется, за гранью реальности. Можно перечислить еще множество имен: Александр Абдулов, Александр Ширвиндт, Николай Караченцов, Михаил Светин, и, конечно же, неповторимая интонация голоса Зиновия Гердта – все они на своих местах, идеально вписываются в общую картину. Читая оригинал, просто невозможно не представлять себе этих актеров, дарующих свои образы на экране.
Музыкальное сопровождение заслуживает отдельной похвалы. Оно дополняет визуальный ряд, создавая неповторимую атмосферу. Песня Остапа – это сердцевина музыкального полотна фильма. Она оставила неизгладимый след в памяти, благодаря мелодичности и искреннему исполнению Миронова. Именно в этой песне раскрывается истинное лицо Остапа Бендера, его жизненное кредо, которое объясняет его поступки, мотивацию и стремления.
Безусловно, перед нами настоящий шедевр отечественного кинематографа, который переживет века! Я рад, что создатели смогли превосходно воплотить на экране одну из моих любимейших книг. В заключение я могу лишь возносить хвалу актерам, режиссерам, постановщикам, гримерам, операторам и всем тем, кто приложил руку к созданию этого замечательного произведения!
Я вновь обратилась к шедевральной комедии "12 стульев" блистательного режиссера Райнера Захарова, испытывая не просто ностальгию, но и желание вновь погрузиться в мир, оживленный гением Андрея Миронова. Признаюсь, мое отношение к актеру окрашено некоторой симпатией, почти фанатичной уверенностью в его непревзойденном мастерстве. Считаю, что ему попросту недоступна плохая игра, и каждый раз, наблюдая за его творчеством, я не могу не восхищаться его невероятным талантом и теми фильмами, в которых он блистает.
Попытаюсь сейчас скрупулезно, насколько это возможно, отстраниться от личных симпатий и оценить фильм с позиции беспристрастного зрителя. Но даже такая попыка не позволит мне уклониться от констатации очевидного: образ Остапа Бендера, созданный Андреем Александровичем, поистине ошеломляет. Мне представляется, что именно благодаря его актерской виртуозности, перед нами оживает тот самый Остап, сотканный из слов гениальных сатириков Ильфа и Петрова - тот самый, безусловно умный, изворотливый, искрометный и жизнелюбивый человек. И в то же время, это персонаж многогранный, противоречивый, Великий Комбинатор, воплощенный с неповторимой харизмой. Для такого выдающегося авантюриста, жизнь – это постоянный спектакль, а сам он выступает в роли его виртуозного режиссера. Да, ему легко двигаться по жизни, ведь окружающий мир кажется таким же непринужденным и беззаботным. Благодаря этой простоте взгляда, герой с триумфом выходит из любых передряг, покоряя вершины в своих филигранных, остроумных аферах, в которых отсутствует элемент грубой силы.
Остап Бендер очаровывает своей любовью ко всему, что его окружает, к самому течению жизни, к каждой мелочи, способной принести ему выгоду и удовольствие. Андрей Миронов – настоящий герой, ибо создать столь неординарный и запоминающийся образ под силу лишь подлинному мастеру своего дела. Граница между именем Остапа Бендера и именем Андрея Миронова для меня стерлась, слилась в одно целое. Увидев на экране Миронова, я невольно думаю, что это Остап.
Я пыталась ознакомиться и с другими воплощениями «12 стульев» и «Золотого теленка» – с Георгием Гомиашвили и с Евгением Юрским, но, увы, ни одна из них не смогла удержать мое внимание до конца. Первое впечатление оказалось слишком сильным, чтобы преодолеть его. Оба актера, несомненно, талантливы, но они не смогли в полной мере передать дух и масштаб персонажа Остапа Бендера. Для меня он навсегда останется Андреем Мироновым – обладателем неуловимого обаяния, поразительной харизмы, нескончаемого оптимизма, неутомимого афериста и романтичного ловеласа, чей неповторимый голос звучит, словно музыка:
И, безусловно, — какая грация,
Почти не целясь попасть в цель!
Орлиный взгляд,
Напор,
Изящный поворот –
И прямо в руки запретный плод!
О, наслаждение! — скользить по краю!
Замрите, ангелы, смотрите, -
Я играю!!!
Пусть разбор моих грехов откладывается на потом,
Вы оцените красоту этого спектакля!!!
Романтическая и эксцентричная повесть Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" — это настоящий калейдоскоп смыслов, подобно многослойной редиске, каждый новый срез которой открывает ранее невидимые грани. С годами, накапливая жизненный опыт и обогащая свой кругозор, начинает проявляться удивительная глубина, заложенная в этом произведении. Оказываешься в ситуации, когда нечаянно встречаешь в тексте цитату выдающейся личности или исторический факт, ловко переплетенный в повествовании, и невольно преклоняешься перед эрудицией и широтой познаний авторов. Начинаешь испытывать легкую зависть, смешанную с благодарностью за возможность постичь качество и ценность предложенного материала.
Каждое новое кинематографическое переложение — это почти филигранная работа, заслуживающая восхищения. Однако, почему "почти"? Ибо совершенство не имеет границ! Приходится преодолевать определенный дискомфорт, когда привычные и любимые экранные образы героев сменяются новыми интерпретациями. Первичный просмотр часто сопровождается тревогой и ощущением предчувствия неудовлетворения. Но завораживающий сюжет обладает таким мощным притяжением, что, словно изящно завуалированная ткань, он смягчает любые погрешности и недочеты, окутывая их атмосферой неожиданности и неизбежности финального аккорда...
"Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Лёд тронулся..." – этот пронзительный вызов, обращенный к читателю, эхом отзывается сквозь века, напоминая о хрупкости устоявшихся норм и непредсказуемости перемен. Повесть, выдержав испытание временем, продолжает пленять своей неповторимой палитрой красок, даря нам возможность вновь и вновь переосмысливать ее содержание и наслаждаться безупречным мастерством рассказчиков, сумевших запечатлеть дух эпохи и создать бессмертные образы.
Несмотря на скромные производственные затраты и относительно бюджетные съемки, эта кинематографическая работа глубоко проникла в сердца зрителей, став для многих вершиной творчества легендарного дуэта Захарова и Миронова. Вслед за временем, это произведение не утратило своей актуальности и продолжает покорять новые поколения.
Невозможно переоценить вклад Андрея Миронова в создание этого бессмертного образа. Его интерпретация Остапа Бендера – это не просто актерская игра, это филигранное воплощение культового персонажа, навсегда запечатлевшегося в российской культуре. Имя Миронова прочно ассоциируется с картиной "Двенадцать стульев", став синонимом гениальности и комического мастерства. Он мастерски сумел уловить суть персонажа, проникнувшись его харизмой и обретя неповторимое обаяние, которое навсегда останется в памяти зрителей.
Горестно осознавать, что создателям этой кинематографической жемчужины досталось лишь ничтожная часть финансирования, которое было выделено на проект с участием Гомиашвили. Однако, это лишь наглядное подтверждение незыблемого правила: денежный ресурс не является единственным детерминантом успеха. Преодолевая финансовые ограничения, Марк Захаров сотворил фильм, взмывающий над обыденными рамками десятибалльной системы оценивания.
Этот фильм – воплощение кинематографической элегантности, настоящая жемчужина в сокровищнице отечественного киноискусства, продолжающая восхищать своей искрометной комедией и глубоким смыслом. Он остается не просто развлекательной лентой, а своеобразным культурным феноменом, вызывающим восторг и заставляющим задуматься.
Безусловно, фильм "Двенадцать стульев", созданный гениальным Марком Захаровым, является поистине бесценным сокровищем советской киноклассики. С самого начала, когда стало известно о столь впечатляющем сборе выдающихся актеров – Андрея Миронова, Георгия Вицина, Анатолия Папанова и Рины Зеленой – предчувствия были полны завышенных надежд. Но фильм не просто оправдал эти ожидания, а превосходящим образом их перекрыл, оставив неизгладимый след в истории киноискусства.
Неподражаемый Андрей Миронов с ошеломляющей грацией и невероятным артистизмом воплотил на экране обаятельного, виртуозного авантюриста Остапа Бендера, сумев передать всю сложность и многогранность его характера. А игра Вицина, Папанова и Зеленой – каждый из которых оставил глубокий отпечаток на развитии советской комедии – наделила картину неповторимым шармом и искрометным комедийным лоском, превращая ее в настоящее буйство актерского мастерства.
Имея в своем распоряжении столь плодотворный литературный фундамент и такую плеяду талантливых исполнителей, можно было смело рассчитывать на создание истинного шедевра, и Марк Захаров превосходящим образом воплотил это ожидание в жизнь. За годы, прошедшие с момента премьеры, я не раз возвращался к просмотру этого великолепного фильма, и каждый раз открываю для себя новые грани его гениальности: раскрывающиеся словно по велению судьбы остроумные афоризмы, тончайшие нюансы в игре актеров, филигранно воссозданную атмосферу ушедшей эпохи. Это поистине комедия, способная стать надежным спутником на долгие годы, каждый раз даря новые оттенки восприятия и неповторимые детали, позволяющие заново переживать волнующие моменты и наслаждаться бессмертным юмором.
Рекомендуем к просмотру