Описание
Рецензии

Сериал 1942
Актеры:
Александр Пашков, Йоханес Габриель, Ольга Олексий, Кирилл Жандаров, Валентина Лосовская, Сергей Романюк, Игорь Денисов, Александр Гиренок, Дарья Баранова, Катожина Завадска
Режисер:
Валерий Шалыга
Жанр:
отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
добавлена 13-16 серия из 16
(07.05.2011)
Рейтинг:


Тяжёлый год тысяц девятьсот сорок второй года наложил свой отпечаток на земли советской Родины. В глухих, непроглядных дебрях, где вековые сосны сплетались кронами, образуя мрачный свод над головами, укрывался небольшой партизанский отряд. Их жизнь была изнурительной борьбой за выживание, а суровые морозы зимы унесли жизни многих храбрых бойцов. После пережитой агонии, лишь горстка закалённых в боях людей, некогда гордые красноармейцы, односельчане, верные товарищи Муха и Григорий – составляли ядро этого подозрительного сообщества. Мужских сил, крепких духом и телом, катастрофически не хватало. Основную массу партизан составляли хрупкие женщины, измученные старость и беззащитные дети, не способные вынести тягот и лишений военной эпохи.
Охота на подпольщиков, беспощадные облавы, проводимые карательными эсесовскими формированиями и подстрекаемыми ненавистью латышскими полицаями, делали возвращение к родным очагам смертельно опасным и невозможным. Жизнь текла в непрерывном цикле тревоги и лишений, в окружении безмолвных деревьев и хрустальной тишины, нарушаемой лишь треском ломающихся сучьев и взволнованным дыханием измученных людей.
В этой мрачной панораме переплетались трагические судьбы, сплетаясь в запутанные узы и оставляя неизгладимые шрамы на душах выживших. Григорий, чье сердце хранила тайную надежду на мир, разделил свою участь с Дашей, чья стойкость поражала своей необычайностью. Алена, некогда лучезарная и полная жизни, была сломлена непомерной тяжестью бед, обрушившихся на ее голову. Ее душа, растерзанная предательством, томилась в плену горьких воспоминаний. Ее муж, предавшийся другой женщине, оставил ее одинокой в этой безжалостной войне. Любовь Алены, некогда яркая и искренняя, была разбита вдребезги, оборванная проклятым предательством – человеком, которому она отдала сердце и веру. Каждая прожитая минута была испытанием, а горизонт казался бездонной пропастью отчаяния.
В прошлом году зрительский успех снискал фильм «1941», нашедший отклик в сердцах как российских, так и украинских поклонников кинематографа. Последующим резонансом стала премьера картины «1942», которая, несомненно, переняла черты и эстетику выдающихся образцов советской киноклассики, таких как «Судьба» и «Вечный зов». Эмоциональная насыщенность буквально переполняет каждый эпизод, а страсти клокочут, не давая заскучать. История любви, разворачивающаяся на фоне ужасающих катаклизмов войны, всегда занимала особое, почетное место в истории киноискусства. Попытки обнаружить историческую точность кажутся излишними, равно как и стремление критически оценивать работу творческой группы – режиссера, сценариста и всей съемочной команды. Собранный перечень неточностей, несоответствий и сюжетных натяжек, несомненно, получится внушительным.
Картина, тем не менее, и не замахивается на звание "шедевра". Но я убежден, что «1942» обретет свою преданную аудиторию и множество поклонников. Искренность и душевная теплота, без сомнения, покорят женскую часть зрителей. Именно актеры стали настоящим спасением этой истории, вдохнув жизнь в своих персонажей и вызвавшие искреннее сопереживание и симпатию. За их игрой внимаешь с замиранием сердца и тревогой. Главной изюминкой фильма, безусловно, стала любовная линия, возникшая между немецким военным и русской девушкой. Именно этот необычный, трагичный роман и побуждает к просмотру "1942". Создатели сериала намеренно акцентировали внимание на этом драматичном аспекте, что особенно заметно в первых пяти сериях. Немецкий солдат оказывается в плену у партизан, и этот статус пленного становится поворотным моментом в его отношениях с русской Дашей.
В картине «1941» Вальтер представал властным, враждебным завоевателем, что вызывало у Даши естественное отторжение. Однако сейчас его положение иное: он военнопленный, чья жизнь висит на волоске, и ему срочно требуется защита, его терзают отчаяние и безысходность. Именно в этот момент русская девушка не смогла остаться безучастной. В последние годы в индустрии сериалов наблюдается тенденция к созданию историй, схожих с этой – "Я вернусь", "Когда растаял снег". Особенно комичным кажется просмотр четырехсерийного телефильма "О тебе", где Артём Михалков исполняет аристократическую роль немца – дальнейшие комментарии, пожалуй, излишни.
В «1942» немецкие роли исполнили весьма талантливые немецкие актеры, демонстрирующие прекрасное владение мастерством. И, что немаловажно, исполнитель одной из ключевых ролей, Й. Габриель, поразительно напоминает Рейфа Файнса. Не остаётся незамеченным появление в "1942" воплощения абсолютного зла – штурмбанфюрера СС по имени Вайсман. И правда, какой партизанский фильм может обойтись без колоритного штурмбанфюрера СС? Как бы ни согласились с братьями Стругацкими: "Я, как человек обыватель, люблю, чтобы кино и только оно имело парочку штурмбанфюреров СС, а перестрелки велись минимум из трех типов оружия..." В целом, фильм оставил у меня самые благоприятные впечатления, и я с нетерпением предвкушаю появление продолжения.
Более полувека минуло с тех пор, как Великая Отечественная война нашла свое отражение в художественных произведениях – в масштабных романах, трогательных фильмах, проникновенных песнях. Это поворотный момент в истории нашей Родины и всего человечества, уже обросший ореолом легенды, чья память, несомненно, будет жить в сердцах будущих поколений. Несмотря на обилие кинематографических полотен, посвященных трагическим событиям тех лет, особое внимание привлекают дилогические фильмы «1941» и «1942».
Эти многосерийные полотна отличаются безупречным актерским составом, стремящимся к максимально правдивому изображению исторических реалий. В отличие от зачастую схематичных представлений о «плохих парней» и «хороших парней», зритель видит перед собой сложные, неоднозначные характеры – живые люди, вне зависимости от их национальности, будь то советский воин или немецкий офицер.
Развязка каждой сюжетной линии пронизана остротой переживаний, заставляя сопереживать судьбам героев – Даши, Алены, Вальтера, Мухи – до самого финала. Примечательно, что создатели фильма проявили исключительную деликатность и уважение к культуре, доверив исполнение роли польки выдающейся польской актрисе, Катажине Завадской, а воплотить образы немецких военных доверили актерам немецкого происхождения. Такая подкованность в деталях позволила избежать шаблонных представлений о противнике, распространенных в ранних советских фильмах, где немецкие солдаты нередко представали карикатурными и бесчеловечными фашистами.
Эти сериалы ошеломляют своей искренностью и реалистичностью, однако, есть ощущение, что их продолжение было бы излишним – не хочется сталкиваться с неизбежной гибелью столь близких и понятных персонажей. Эмоциональное воздействие этих фильмов неоценимо: практически каждая сцена, каждый эпизод вызывает бурю чувств и заслуживает повторного просмотра, чтобы вновь погрузиться в атмосферу трагедии и героизма, пронизывающих те грозные годы. Они затрагивают самые сокровенные уголки души, напоминая о хрупкости человеческой жизни и величии подвига.
Безусловно, хочется выразить глубочайшую признательность и искреннюю благодарность создателям этой потрясающей картины, воссоздающей трагические события 1942 года. Признаюсь, я с неохотой прибегаю к просмотру кинолент, посвященных Великой Отечественной войне, ведь они несут в себе невыносимый эмоциональный груз, но эта работа – поистине исключение из правил. Во время сеанса у экрана сплотился весь наш семейный круг, погружаясь в атмосферу повествования. Сценарий демонстрирует филигранную работу мастера, а актерская игра – просто восхитительна, как в эпизодических, так и в ключевых ролях. Операторская работа выше всяких похвал, создавая неповторимую атмосферу и заставляя зрителя ощутить себя непосредственным участником происходящих событий. Просмотр вызвал искреннее сопереживание и даже страх за судьбы персонажей. Некоторые сцены оказались способны растрогать до слез, особенно трогательным оказался эпизод с письмом Мухи родителям, исполненный неподдельной искренностью и болью.
Кульминацией повествования стала заключительная серия, наполнившая зрителей глубочайшими переживаниями. Не отыскать бы возможности продолжить наблюдение за развитием событий, перенестись в 1944-1945 годы и увидеть, как разворачивается дальнейшая судьба героев, окутанных завесой неопределенности. Уверен, я разделил бы восторженное мнение многих, кто захочет узнать, что ждет Дашу и Вальтера в непростом послевоенное время. Неизгладимую надежду питает мысль о том, что они переживут все тяготы и смогут обрести мирное счастье. Ещё больший интерес вызвала бы возможность увидеть Муху, спустя годы, получившего собственное письмо – ответа на его душевные терзания. Надеюсь, что столь ценный кинематографический опыт найдет свое достойное продолжение в нашем отечественном искусстве. Ещё раз от всей души благодарю всех, кто трудился над этим замечательным проектом, вложив в него частичку своей души и таланта.
В повествовании о Второй мировой войне, представленном в данном сериале, прослеживается весьма нетривиальный, свежий взгляд на тему интернационализма. Сюжетные линии, объединяющие представителей противоборствующих сторон, кажутся новаторскими, демонстрируя возможность понимания и даже сочувствия в условиях непримиримого конфликта. Однако, линия, посвященная польско-российским отношениям, представленная образом "Мухи-Эвы", напротив, оказалась недостаточно убедительной и лишена глубины. Этот персонаж, к сожалению, лишь вызывает ощущение дискомфорта и подкрепляет мысль о том, что отказ от него не повлек бы за собой существенных потерь для художественной ценности картины, которая, несмотря на некоторые шероховатости, все же обладает определенными достоинствами.
Пожалуй, самым ценным аспектом является неординарный подход к освещению трагических событий, развернувшихся в период Второй мировой войны. В повествовании присутствует немало придуманных, оригинальных историй, раскрывающихся благодаря убедительной игре актеров. Заслуживает внимания и тщательная проработка визуальной составляющей: разнообразие операторских планов, безупречная работа режиссера и монтажера создают эффект присутствия и вовлекают зрителя в происходящее. Нельзя не отметить и мастерство музыкального сопровождения, представляющего собой нечто большее, чем просто фон. Музыкальное оформление, отличающееся небанальностью, изысканной аранжировкой и композиторской интуицией, органично дополняет и усиливает эмоциональную палитру, подчёркивая колоритность и наполняя эпизоды новым смыслом.
В целом, сериал можно смело отнести к ряду значительных достижений российского кинематографа, к плодам успешного, пусть и не всегда предсказуемого, союза талантов. Особенно радует, что среди имен создателей картины можно увидеть и украинские фамилии, в том числе и фамилию продюсера, что свидетельствует о плодотворном сотрудничестве и, безусловно, обогащает проект. Этот союз демонстрирует возможность создания глубоких и содержательных работ, несмотря на исторические и политические обстоятельства.
Рекомендуем к просмотру