Описание
Рецензии

Сериал 30 случаев майора Земана / 30 prípadu majora Zemana
Тридцать случаев из жизни майора Земана
Актеры:
Владимир Брабец, Павла Маршалкова, Петр Якл, Радослав Брзобогаты, Йозеф Бек, Карел Энгель, Мирко Мусил, Иржи Голы, Богумил Смутны, Франтишек Ганус
Режисер:
Иржи Секвенс
Жанр:
драмы, криминальные
Страна:
Чехословакия
Вышел:
1974
Добавлено:
сезон полностью из 30
(12.11.2012)
Рейтинг:


После тяжелейших лет, проведенных в нечеловеческих условиях концентрационного лагеря, Ян Зееман, родом из Чехословакии, возвращался на родину, терзаемый воспоминаниями и обжигаемым жаждой справедливости. Он возвращался не к прежней жизни, а к миру, искалеченному войной и населенному тенями предательства. Единственная, всепоглощающая цель, движущая каждым его действием, - найти того, кто, словно змея, подложил его в жерло гестапо, кто, ради собственной выгоды, лишил его свободы.
Но на пороге дома Яна ожидала горькая, парализующая боль утраты. Весть о трагической гибели его отца, словно удар под дых, лишила его последних сил. Теперь его цель многократно усилилась, приобретя черты святого мести. Ян должен был найти не просто убийцу отца, но и израдить того, кто вёл охоту на его семью – двуликого предателя, по чьим словам отдали его на поругание фашистской машине.
Поиски истины, опутавшие клубок интриг и неразрешенных вопросов, неизбежно привели Яна в обитель власти, в ряды сотрудников общественной безопасности, чьи лица скрывались за маской закона и порядка. Ему предстояло проложить себе дорогу сквозь бюрократическую волокиту и политические игры, чтобы раскрыть грязную правду, лежащую в основе произошедшей трагедии, и вытащить на свет злодея, затаившегося в тени. Его путь был усеян опасностями и коварными ловушками, но Ян был полон решимости во что бы то ни стало добиться правосудия, даже если это стоило бы ему собственной жизни.
## В паутине времени и интриг: размышления о неожиданной находке
Непостижимо, как часто фортуна играет с нами злые шутки: самые грандиозные планы рушатся под натиском неизбежного, а самые банальные недуги настигают в самый неподходящий момент. Ирония судьбы заключалась в том, что на пике готовности к бурной деятельности, к азартным битвам за право видеть, как "Лига Чемпионов" разворачивается на поле, меня постигла внезапная хворть. Это, без преувеличения, разбило все надежды в дребезги. Вместо трибун и ревущей толпы мне пришлось искать утешение в тишине комнаты, окутанной теплом пледа. И, как это часто бывает, именно в этот момент открывается дверь к неожиданным сокровищам.
Поиск альтернативного развлечения привел меня к тридцатисерийному проекту, который, как оказалось, хранил в себе целую вселенную интриг, шпионажа и чеховских будней. Я, признаться, не был особо расположен к подобного рода историям, но первые же минуты просмотра пленили меня необычным подходом к повествованию, свежестью актерской игры и колоритными персонажами. Сериал, словно опытный маг, выудил меня из серых будней и унес в мир, где каждый диалог был наполнен скрытым смыслом, а каждый взгляд – обещанием приключений.
Я был очарован динамичным развитием сюжета, глубоким погружением в атмосферу эпохи и вниманием к деталям, которые, казалось, вытаскивали зрителя из современности и переносили в декорации Праги 1960-х годов. И, как это нередко бывает, меня захватила волна ностальгии – не по тем временам, в которых я жил, но по той эпохе, когда подобные истории были на пике популярности.
Особого внимания заслуживают отдельные эпизоды, которые запомнились своей изобретательностью и мастерством исполнения. Как, например, "Секрет фокстерьера" – история, в которой сыщики, словно неутомимые детективы, цеплялись за крошечные детали, чтобы раскрыть преступление, используя, представьте себе, шерсть собаки как улику! Или "Татранская пастораль", где женское коварство раскрывается во всей своей красе, не оставляя сомнений в глубине человеческой природы.
Невозможно не отметить и причудливости, которые добавляли колорит эпохе. Имя "Ирка" как мужское, прозвище "Лидушка" для "Лиды" - всё это казалось отражением особенностей чехословацкой культуры, что вызывало у меня искреннее восхищение.
Безусловно, это не документальное кино, не стоит требовать от него фотографической достоверности. Это художественная интерпретация событий, политический портрет времени. Безусловно, здесь можно увидеть влияние "Пражской весны", увидеть отражение противостояния между Востоком и Западом.
Несмотря на некоторую театральность, на некоторую долю "странностей", сериал поражает своей глубиной и многослойностью. Невозможно не заметить, что авторы не скупились на создание ярких и запоминающихся образов. И, конечно, на создание атмосферы эпохи, где элегантность, красота и изысканный вкус были неотъемлемыми атрибутами жизни. В одном из эпизодов, я был удивлен рассказом о том, как немецкая дама, с истинно европейской щедростью, заказывала целых двадцать порций черной икры, просто потому, что цены на неё показались ей слишком низкими.
История о Земане – это не просто криминальный детектив, это политическая сатира, это размышление о чести, предательстве и выборе пути. Эпизоды, такие как "Клоуны", "Колодец" и "Травля", заставляют задуматься о цене выбора, о последствиях решений и о сложности человеческих отношений.
Сериал, без сомнения, стоит внимания тех, кто любит психологические детективы, тех, кто ценит оригинальность и не боится окунуться в атмосферу эпохи. Он напомнил мне, что-то из "Огарево", что-то из "Петровки", но при этом обладает собственным, неповторимым шармом.
Стоит отметить работу актеров, особенно великолепное исполнение роли продажного поэта Петром Степанком. Нельзя не упомянуть и о книге Даниэля Ружички "Майор Земан. Пропаганда или преступление?", а также статью А. Замостьянова "Наш друг Земан" – глубокие и проницательные произведения, которые проливают свет на историю создания сериала.
В целом, это великолепный проект, который я рекомендую к просмотру всем, кто ищет что-то большее, чем просто развлечение. Девять из десяти – заслуженный рейтинг для этого потрясающего произведения искусства.
## "Тридцать дел майора Земана": Путешествие сквозь десятилетия чехословацкой истории
Для тех, кому довелось упустить возможность познакомиться с феноменальным многосерийным фильмом о службе майора чехословацкой полиции Яна Земана, открывается уникальная возможность окунуться в богатый и многогранный мир чехословацкого телевидения. Эта внушительная работа, пропитанная духом эпохи, предлагает зрителям не просто увлекательный сюжет, но и ценный взгляд на непростую историю страны.
"Тридцать дел майора Земана" – это масштабное полотно, охватывающее три десятилетия неустанной и бескомпромиссной борьбы офицера Корпуса национальной безопасности против тех, кто угрожал устоям социалистического государства. Каждому году службы, каждой оперативной главой, посвящённой майором Земаном, сопутствует значимое событие, отражающее важный этап в истории Чехословакии, словно страницы живой летописи. Этот сериал – не просто развлекательное кино, но и своеобразный урок истории, замаскированный под захватывающий детектив.
Фильм, безусловно, преследовал цель популяризировать деятельность правоохранительных органов Чехословакии и выставить в невыгодном свете врагов социалистического строя. В стремлении достичь этой цели, на съёмочной площадке собрались наиболее почитаемые и известные чехословацкие актёры, чьё присутствие лишь подчеркивало важность и значимость происходящего на экране.
Стоит отметить, что продолжительность каждой серии, приблизительно составляющая полтора часа, значительно превышала стандарты, принятые на советском телевидении, а впоследствии и в России. В результате, большинство доступных версий сериала характеризуются сокращениями и неполным озвучиванием, что несколько притупляет общее впечатление от просмотра. Лишь заключительные серии, датированные 1974–1979 годами, отличаются аутентичным, нетронутым монтажом и полным соответствием первоначальной задумке.
Структура фильма, однако, не лишена определённых "неровностей". Начавшись с трагической для молодого чешского рабочего Яна Земана — возвращение из концлагеря в 1945 году – сериал выстраивает повествование вокруг поиска предателей, выдавших его гестапо. С этого момента начинается его путь, освещённый чередой операций: от искоренения остатков фашистской агентуры в 1940-х, до борьбы с подрывными элементами, действующими в 1960-е и 1970-е годы. Особый интерес для историков и исследователей наверняка вызовет сюжетная линия, охватывающая события Пражской весны, представленная в фильме в неожиданном и многозначительном свете.
По мере развития сериала жанровое разнообразие также претерпевает изменения. Если первые серии выдержаны в духе динамичного боевика, последующие эпизоды приобретают черты детективно-приключенческого жанра, отражая относительную стабилизацию обстановки в стране.
Однако, кульминацией "художественного" эксперимента становится 9-я серия, где герои поглощены комическими ситуациями, связанными с женитьбой майора. Несмотря на предварительное предупреждение зрителей о "фантасмагории", эта серия вызывает скорее недоумение и не находит поддержки у критиков и поклонников сериала.
Не менее спорным выглядит применение закадрового текста, который начинает использоваться примерно с 15-й серии. Этот приём, призванный направлять и подводить зрителя к определённым выводам, не способствует восприятию повествования, и, как стало известно, режиссер впоследствии отказался от него в поздних эпизодах.
Решение вывести майора Земана «в тень» в 12-й серии также оказалось ошибочным, что было оперативно исправлено режиссёром и сценаристом Иржи Секвенсом, вернувшим героя на передний план.
Зрителей неизбежно возникают вопросы о исторической достоверности сюжета. В течение нескольких серий майор Земана ведёт охоту за шпионом, бежавшим из Чехословакии. Согласно сюжету, он возвращается в страну для осуществления подрывной деятельности. Однако зритель остается в неведении относительно целей и методов этой деятельности. Фильм не предоставляет ответа на этот вопрос, создавая образ абстрактного врага, лишенного конкретики.
Нельзя не отметить, что в отличие от советского кинематографа, сериал отличается относительной свободой в изображении видных партийных руководителей. В одной из серий, например, представлен образ пьяного главы партийной ячейки, играющего на гармонике в пивной, что является свидетельством идейных различий между Чехословакией и СССР.
"Партийное руководство" в правоохранительных органах представлено в сериале весьма сдержанно, и до самого конца остаётся неясным, являлся ли майор Земан членом коммунистической партии, что также является отличительной чертой чехословацкого кинематографа.
Освещение событий 1968 года, начиная с 24-й серии, представляет огромный интерес. Введение "новых веяний" в жизнь страны приводит к отстранению майора от службы, судебным разбирательствам и последующей реабилитации.
Среди наиболее заметных недостатков фильма, следует отметить обилие "киноляпов", связанных с небрежным отношением к деталям эпохи. Реквизит, интерьеры, одежда, прически, автомобили, бытовые приборы – все содержит исторические неточности. Например, в 8-й серии (дело 1951 года) кабинет дантиста оснащен оборудованием 1970-х годов, а в 19-й серии вместо модных брюк присутствуют "клеши".
В настоящее время в Чехии широко распространено мнение, что сериал является красноречивым свидетельством влияния на интеллигенцию мер "нормализации", направленных на ликвидацию последствий реформ Пражской весны. Этот феноменальный сериал, несмотря на свои недостатки, остаётся ценным памятником чехословацкого телевидения, предоставляя уникальную возможность заглянуть в прошлое страны и понять ее непростую судьбу.
Рекомендуем к просмотру