- Стандартный
- RuDub
- LostFilm
Описание
Рецензии

Сериал Рождественская песнь / A Christmas Carol
Рождественская история
Актеры:
Гай Пирс, Джо Элвин, Стивен Грэм, Винетт Робинсон, Ленни Раш, Билли Бэррэтт, Пол Чахиди, Emma Caraman, Thea Achillea, Tiarna Williams
Режисер:
Ник Мерфи
Жанр:
драмы, фэнтези
Страна:
Великобритания
Вышел:
2019
Добавлено:
3 серия (LostFilm) из 3
(30.12.2019)
Рейтинг:


В мерцающем свете экрана разворачивается душераздирающая повесть, воссозданная в британском сериале по мотивам знаменитой "Рождественской песни". В центре истории – Эбенизер Скрудж, немолодой человек, чья жизнь вращается вокруг культа накоплений. Этот неприметный старик, с крайней степенью скромности и патологической скупостью, удерживает свое богатство с такой же яростью, как если бы оно было его единственным и неповторимым сокровищем. В его сознании рождественский период, традиционно ассоциирующийся с щедростью и радушием, воспринимается как неприемлемое время для расточительности, как неумолимая угроза его аккумулированному состоянию.
Однако, предопределенный ход судьбы вносит кардинальные перемены в рутинный мир Скруджа. Он сталкивается с необъяснимым, потусторонним явлением – с призраком давно ушедшего Джейкоба Марли, некогда его делового партнера. Этот зловещий гость из иного мира повествует о своем небесном наказании – последствии жадности и бесконечной алчности, что терзали его на протяжении всей земной жизни. Теперь Марли предостерегает Скруджа, дабы он не повторил его трагическую судьбу, не обрек себя на вечное страдание.
Процесс преображения, однако, оказывается невероятно сложным и тернистым. В одиночку Скрудж вряд ли смог бы преодолеть свои многолетние убеждения и отпустить хватку алчности. Поэтому, чтобы направить его на путь искупления, из потустороннего мира спускаются три духа, исполненные мудрости и сострадания. Они предначертали проверить на прочность волю Скруджа, заставить его взглянуть на мир его глазами, ощутить радость дарения и понять истинную ценность человеческих отношений. Так, оттаивая под воздействием рождественской магии и сочувствия, мрачный скряга начинает неуклюже, но искренне прокладывать свой путь к доброте, совершая поступки, которые прежде казались ему немыслимыми и абсурдными.
Эта новая интерпретация знаменитой истории Диккенса, безусловно, обладает определенной художественной ценностью, однако её нельзя однозначно отнести к жанру светлого, праздничного рождественского повествования. В предновогодний период, когда душа тянется к волшебству, даже с оттенком щемящей грусти, порой так хочется окунуться в теплую, хоть и меланхоличную, но все же сказочную атмосферу.
Вместо этого, перед нами разворачивается глубокая, психологически насыщенная драма, пронизанная элементами мистики, которая заставляет задуматься о трагической судьбе Эбинизера Скруджа. В центре внимания – не просто накопление богатства и скупость, а болезненное исследование раннего детства героя, раскрывающее истоки его черствости, безжалостности и циничного чувства юмора. Он, казалось бы, живёт ради денег, но даже они не способны принести ему истинное удовлетворение. Окружающие отвечают ему взаимной неприязнью, питая ненависть, и лишь родной племянник пытается пробиться сквозь ледяную броню его души.
Примечательно, что в этой версии добавлена нота человеческой неблагодарности – оттенок, отсутствовавший в оригинальном тексте Диккенса. Проявление остатков сострадания со стороны Скруджа, когда он предоставил ссуду жене его скромного клерка, Боба Кретчита, чтобы спасти жизнь их маленькому сыну, Тиму, воспринимается не как акт милосердия, а как повод для дальнейшего озлобления. Это дополнительный удар по остаткам человечности, словно последний гвоздь, забитый в крышку, под которой таится надежда на прощение.
Мастерски воссоздана мрачная, давящая городская атмосфера, пронизанная нищетой и ощущением безысходности. Не обходят вниманием и печально известные работные дома, в которых отнятие достоинства лишало бедняков возможности выжить, превращая их в инструмент в руках государства – фактически, в рабов. Нельзя забывать, что сам Чарльз Диккенс написал "Рождественские песни" как своего рода публичный протест против жестокости закона о работных домах. При этом, фундаментальный посыл Диккенса остается неизменным: каждый способен на перерождение, достаточно лишь искреннего желания.
По свидетельству, это уже восьмая попытка воплотить на экране "Рождественскую песню в прозе". Первооткрывателем стал немой фильм 1901 года, сохранившийся лишь фрагментарно, но представляющий огромный интерес для ценителей истории кино. Эффект появления призрака Марли – поистине потрясающий для своего времени, а музыкальное сопровождение, имитирующее игру клавесина, придает сцене особую атмосферу.
Однако, экранизации и адаптации не ограничиваются кино. По мотивам рассказа создавались анимационные фильмы, мультсериалы, и даже эпизоды в совершенно неожиданных проектах, таких как "101 далматинец", "Охотники за привидениями", "Доктор Кто", "Барби", "Бивис и Баттхед" и наших любимых "Маши и Медведя".
В личном рейтинге я предпочитаю две версии: фильм 1999 года "Духи рождества" с Патриком Стюартом, в котором актеру удалось передать всю гамму чувств героя, и "Рождественская история" 2009 года, созданную гением Роберта Земекиса, с блестящим актерским составом, включающим Джима Керри, Колина Фёрта и Гарри Олдмана. Обе эти интерпретации не только бережно сохраняют дух Диккенса, но и привносят в него новые, свежие краски.
Каждый год, когда наступают рождественские праздники, я с неизбывной тягой возвращаюсь к экранизации "Рождественских историй" по блестящему произведению Чарльза Диккенса. В этом кинематографическом переложении особенно ярко, почти болезненно, проявляется первоначальный облик Эбениззара Скруджа – брюзги, воплощенного в своей крайней степени, настоящего скряги, чье сердце окаменело под гнетом накопительства и эгоцентризма. Невозможно не сопереживать семье беднейшего клерка, чье существование настолько контрастирует с жестокосердием Скруджа.
Моменты посещения призраков – это, по сути, катарсис, как для самого Скруджа, так и для зрителя. Вначале, наблюдая за его мучениями, подспудно ощущаешь справедливое возмездие: "Так и должно быть!". Однако, когда приходит призрак настоящего, в душе зарождается искорка сочувствия к этому несчастному старику. А к моменту появления призрака будущего, когда разворачивается трагическая картина смерти маленького мальчика, невозможно удержаться от глубокого, проникающего до костей сострадания. Финальная сцена, в которой Скрудж обретает душевное преображение и погружается в атмосферу благотворительности и человеческой теплоты, вызывает искреннее ликование.
С нескрываемым восторгом я отыскала этот сериал, однако первоначальный энтузиазм немного померк из-за не совсем удачного выбора актера на ключевую роль. Ему не удалось в полной мере передать всю глубину и мерзость характера Скруджа. Отсутствовала необходимая острота, не хватило той зловещей ауры, которая заставляла бы зрителя желать его наказания. Он предстал скорее как неприятный, но в целом безобидный человек, чья раздражительность объяснялась детскими травмами и властным отцом-тираном. Призраки же не вселяли трепет, а скорее выполняли функцию своеобразных психологов, демонстрируя Скруджу причины его недуга. Как он сам и признался, детство – это универсальное алиби, способное оправдать любые проступки.
Особое раздражение вызвала персонаж супруги клерка Скруджа. Ее претензии к помощи, оказанной Скруджем, кажутся совершенно необоснованными. Понятно, что, независимо от его действий, ее неудовлетворенность была бы неизбежна: откажи он в деньгах, одолжи на других условиях – гнев все равно прокипел бы. Лишь безразличие к ее нуждам, отказ в помощи, как ей казалось, могли бы умилостивить ее. А ее фраза о том, что "я – женщина, и имею право призывать духов", кажется невинной данью феминистическим настроениям, которые, к сожалению, вызывают легкое раздражение.
Завершение сериала, намекающее на возможную смерть ребенка, добавляет драматизма. Скрудж, в состоянии отрицания, заявляет о своей неизменности, но умоляет оставить ребенка в живых. Внезапный переход в настоящее, момент полного преображения, когда Скрудж, словно освобожденный от оков, весело несется по улицам, торопится в гости к семье своего помощника, где его не хотят видеть, но соглашаются принять ради денег, – все это выглядит несколько натянуто. В этом мини-сериале, к сожалению, отсутствует то волшебное очарование, то неповторимая атмосфера, которые присущи мультфильму. Не хватило глубины эмоций, отсутствовало то рождественское чудо, которое трогает самые тонкие струны души.
Переполненное чувством восхищения, я могу лишь воскликнуть: это поистине необыкновенно и неописуемо! Чувство восторга захлестнуло меня с головой, хотя изначально желание погрузиться в просмотр было не столь велико. Однако, как ни странно, действие заворожило меня практически с первых минут.
Что может показаться банальным – очередная рождественская повесть из безграничного множества подобных, – на деле оказывается глубокомысленной и проникновенной историей. "Рождественская песнь" Чарльза Диккенса – это душераздирающая, насыщенная атмосферой, отчасти готическая сказка о рождественском чуде. Перед нами не легкое развлекательное чтиво, а скорее тяжелая, зрелая моральная притча, повествующая о преображении даже самого закоренелого эгоиста, дарующего ему шанс загладить свои грехи. Лишь таинственные духи Рождества способны пронзить броню его зачерствевшей души и пробудить в ней затаившиеся чувства.
Блестящую игру демонстрирует Гай Пирс, полностью растворившийся в образе Эбенезера Скруджа. Его воплощение персонажа – это воплощение мастерства: холодный, расчётливый, непоколебимый, словно гранит, вызывающий неприязнь и даже гнев, без малейшего намека на сострадание. Актерская игра завораживает, притягивает взгляд, не позволяя отвести глаза ни на один жест, ни на одно движение главного героя. Безграничное почтение его таланту!
Нельзя не отметить великолепные декорации и костюмы, безукоризненно передающие дух эпохи. Дома, мебель, интерьеры выглядят настолько реалистично, что переносят зрителя в прошлое. Мрачная палитра, обилие эмоциональных сцен – все это делает сериал поистине ценным произведением искусства.
Безусловно, это достойная, проникновенная адаптация повести классика английской литературы. Рекомендую к просмотру всем, кто ценит глубокие, трогательные истории, способные затронуть самые потаенные уголки человеческой души.
Погружение в мир рождественской сказки Диккенса, представленное в этом кинематографическом полотне, оставляет ощущение сдержанной, почти аскетичной элегантности. Это не праздничная феерия в привычном понимании, а скорее меланхоличная, пронизанная тоской и холодом интерпретация – своеобразная дилемма между мрачностью и красотой. Экранная версия "Рождественской песни" – это нечто большее, чем просто адаптация, это глубокое переосмысление, которое оставляет неизгладимый след в душе зрителя.
Гай Пирс создает поистине выдающийся образ Эбениззара Скруджа, демонстрируя актерское мастерство столь высочайшего уровня, что претензия на кинематографическую премию, несомненно, была бы вполне заслуженной. Вполне закономерно возникает желание, чтобы творчеству такого актера уделялось больше внимания, чтобы сериальные проекты, в которых он задействован, получали большее признание и экранизационную поддержку.
Однако, если присмотреться к финальной части повествования, возникает ощущение некоторой поспешности. Момент катарсиса, преображение Скруджа, постижение им истинной ценности человеческих отношений, – все это, к сожалению, стремительно подводят черту. Возникает легкое разочарование, словно не успеваешь полностью прочувствовать всю глубину переживаний героя, прежде чем история завершается.
Нельзя с уверенностью утверждать, необходимо ли было растянуть концовку, однако, интригует мысль о том, какие вариации развития сюжета могли бы быть включены, отсылки к предыдущим адаптациям, чтобы обогатить повествование. Преображение Скруджа, его путь к осознанию, к обретению души, – это сложный и многогранный процесс, требующий времени и пространства для раскрытия. Сжатие столь объемного и значимого этапа в короткий промежуток экранного времени (лишь десять минут, учитывая почти трехчасовой хронометраж фильма) кажется несколько недостойным масштаба сказки. На мой взгляд, увеличение хронометража, возможно, до полноценных трех часов, позволило бы более органично передать всю палитру эмоций и нюансов, до мелочей передать рождественское чудо. Впрочем, это лишь субъективное мнение, но единое, которое омрачает восприятие в целом блестящей работы. Несомненно, это экранизация занимает верхние строчки в списке лучших интерпретаций классического произведения.
В преддверии рождественских торжеств, английские мастера мыловарения щедро дарят вниманию зрителей поистине ошеломляющее произведение – филигранно воплощенную на экране волшебную сказку Чарльза Диккенса. Это захватывающая история повествует о мрачном и патологически скупом дельце Эбенизера Скруджа, чья жизнь вращается исключительно вокруг накопления богатства и извлечения максимальной выгоды из всего, к чему он прикасается. Его душа, закованная в лед алчности, питает неприкрытую неприязнь к самому духу Рождества.
Он не способен постичь искренность и сострадание, которые пронизывают этот праздник, не понимает, как можно пренебречь трудом, дабы уделить время семье и близким, и с трепетом наблюдает, как люди расточительствуют на праздничные лакомства и подарки. Такой непреклонный скупец, безусловно, нуждается в радикальной метаморфозе, в перерождении, способном растопить ледяную броню его сердца.
В канун Рождества, словно небесные посланники, к нему начинают являться таинственные духи. Они открывают Скруджу неприглядную картину мира, который он долгое время игнорировал, позволяя ему взглянуть на страдания и лишения, скрытые за фасадом благополучия. Эти духовные наставники, с величайшей мудростью и терпением, помогают ему осознать свои ошибки, раскаяться в прошлом и обрести новый путь – путь бескорыстного служения и дарения радости окружающим.
Пусть эта замечательная история подарит вам незабываемые часы умиления, вдохновения и настоящего рождественского чуда!
Рекомендуем к просмотру