Описание
Рецензии

Сериал Адъютант его превосходительства
Актеры:
Юрий Соломин, Владимир Козел, Татьяна Иваницкая, Владислав Стржельчик, Евгений Шутов, Александр Милокостый, Николай Тимофеев, Андрей Петров, Анатолий Папанов, Виктор Павлов
Режисер:
Евгений Ташков
Жанр:
мелодрамы, отечественные, приключения, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1969
Добавлено:
сериал полностью из 5
(23.12.2013)
Рейтинг:


В эпицентре кинематографического полотна выступает Павел Кольцов, доблестный сотрудник советской разведки, чья судьба неразрывно связана с переломными событиями Гражданской войны. Высшее военное руководство большевистской партии возлагает на его плечи критически важное, секретное поручение – проникнуть, во что бы то ни стало, в самое сердце армии Деникина, оказаться в тылу врага.
Благодаря совокупности остроумия, изобретательности и немалых лишений, Кольцову чудом удается обойти бдительные посты и проскользнуть в логово белых. Однако фортуна оказывается на его стороне еще более щедро, когда верховный главнокомандующий деникинской армии, по некоему невероятному стечению обстоятельств, принимает Павла на службу и назначает его своим личным адъютантом.
Первоочередная задача, по сути, уже достигнута. Однако с этого момента на плечи Кольцова ложится непосильная ноша – ведение двойной игры, требующей филигранной точности и стальной выдержки. Каждый день он балансирует на грани риска, собирая крохи важнейшей информации и передавая их своему командованию посредством тщательно разработанных каналов. Параллельно с этим ему необходимо поддерживать видимость преданности, создавая такую обстановку в штабе Деникина, чтобы не вызвать ни малейшего подозрения в его истинных намерениях. Постоянное нахождение под пристальным наблюдением, необходимость скрывать свои эмоции и настоящие убеждения, создают невыносимое психологическое напряжение. Павел осознает, что даже малейшая оплошность, необдуманный жест или поспешное слово могут привести к краху всей тщательно спланированной операции, поставив под угрозу не только его личность, но и успех всего предприятия. Он – одинокий волк, заброшенный на вражескую территорию, и от его хладнокровия и решительности зависит исход войны.
Долгие годы я откладывал знакомство с этой кинокартиной, иронизируя над собственной нерасторопностью. Времена, когда киноэпос Гражданской войны формировал наше мировоззрение, оставив в культурном наследии прежде всего "Неуловимые мстители" и "Чапаев", давно минули. Лишь сейчас, спустя почти три десятилетия, я удостоил ее своим вниманием, и, к моему величайшему удивлению, радость от открытия столь глубокого и честного произведения оказалась не меньше, чем если бы я увидел его в молодости.
Что же послужило причиной этой задержки? Несомненно, исторический контекст, тенденция к навязыванию определенных идеологических рамок, искажавших картину событий и заслонявших истину. Искусство, особенно кинематограф, часто становится заложником политической конъюнктуры, и, увы, многие выдающиеся работы страдают от этого. Не в самом произведении, конечно, а в восприятии зрителя, в формировании его субъективного взгляда.
Как часто мы, погруженные в просмотр исторических драм, подчас рефлексируем о том, кому именно следует сопереживать, за чью победу аплодировать. Привычка, насажденная годами, толкает нас к безоговорочной поддержке "красных", как будто бы предписано ощущать их как носителей благородства. Мы порой не замечаем, как под влиянием пропаганды отвлекаемся от реальной динамики событий, принимая желаемое за действительное. Фильм же, с которым я столкнулся, явился вызовом этим устоявшимся представлениям, предложив зрителям беспристрастный взгляд на трагедию Гражданской войны.
Нельзя однозначно назвать это произведение правдивым в абсолютном смысле, поскольку истина, как известно, многогранна. Но именно эта нейтральность, эта готовность показать обе стороны конфликта, поразила меня больше всего. Настоящее откровение – это необходимость внимательно изучать не только главных действующих лиц, но и анализировать мотивы и аргументы противоборствующей стороны, чтобы сформировать собственное, взвешенное суждение. Светлые идеалы, проповеданные в иных фильмах, рассеиваются, оставляя место сложной и неоднозначной картине мира, в которой нет четкого разделения на "плохих белых" и "хороших красных". Это лишь люди, вовлеченные в разрушительный вихрь революции. Гражданская война предстает не как освободительная миссия, а как всепоглощающее уничтожение. Логично, что оппозиция не возникла на пустом месте; против “красных” должны быть веские довод и аргументы, и они, несомненно, существуют. Этот фильм, разрушающий устоявшиеся взгляды, вступает в прямой конфликт с моими личными убеждениями, вызывая во мне искреннее восхищение. Наблюдая за деяниями “белых”, я чувствую внезапное желание, чтобы именно им сопутствовал успех, ибо их ряды полны достойных людей.
Словно создатели, обращаясь ко мне, говорят: "Зритель, открой глаза, почувствуй разницу!" Это не сказка для детей и не трагедия для взрослых, а нечто среднее, созданное с огромным уважением ко всем сторонам конфликта. Возможно, я должен пересмотреть свои прежние слова и признать, что затягивал с просмотром.
Все герои и идеологии вызывают искреннюю симпатию и желание придирчиво оценивать их. "Белогвардейские" персонажи показаны с поразительной глубиной и реализмом, а главная героиня вызвала у меня глубокое восхищение.
Революционная атмосфера воссоздана с поразительной достоверностью. Теперь сложно будет ощутить ту романтическую эйфорию, которая обычно сопровождает рассказы о революционных событиях. Война предстает как арена, где ценятся присяга, вера и правда. Хотя, возможно, многие детали показаны не вполне соответствуют реальным событиям, отдельные моменты заставляют поверить в невозможное. Фантастический диалог между Юрой и Павлом Андреевичем – это настоящий шедевр, наполненный глубокими мыслями и проницательными фразами. "Сад ты иметь хочешь, а ухаживать за ним – не хочешь. Значит, рано или поздно, кто-то снова захочет спалить твой дом!" – слова, вызывающие бурю эмоций и глубокое уважение.
А как прекрасна любовная линия! Неужели такое могло иметь место в реальности? Трудно поверить, особенно в наше время, когда повсеместны пошлость и моральный упадок.
Отдельно хочется отметить изображение первых чекистов. В фильмах о Второй мировой войне зритель обычно сочувствует шпионам, стремящимся к победе любыми средствами. Но здесь ситуация иная – трудно понять, кому именно следует сопереживать, что вызывает смятение и внутренний конфликт. Нигде не проявляется отношение к противоборствующим сторонам как к “чужим”. Создается впечатление, что показан бой абсолютно равных соперников, как по силе, так и по мысли. Но победа добывается нечестным путем – обманом, хитростью и предательством. Этот элемент вызывает отвращение и гнев, потому что мне чужда нечестность. И поэтому я не могу поставить максимальную оценку. Считайте это единственным моим замечанием. Ибо в остальном – безусловно, шедевр.
Свидетельствуя об удивительной, временами необъяснимой предвзятости, я все чаще сталкиваюсь с резко негативным отношением к самому слову "идеология". Поразительно, как многие, выражая свое неприятие, демонстрируют непримиримое невежество относительно сути этого явления. Оценивая картину "Адъютант", некоторые рецензенты усмотрели в ней лишь отголоски советской эпохи, не оспаривая, однако, пронизывающую её идеологическую направленность. Напротив, я убежден, что фильм, несомненно, обладает четко сформулированной и выраженной идеологической концепцией. Возникает закономерный вопрос: зачем же, окрыляясь этой константой, авторов фильма так яростно критикуют?
Любое общество, вне зависимости от его социально-экономической модели – будь то американское общество потребления или любое другое – нуждается в доминирующей системе ценностей и убеждений, в своеобразной идеологической опоре. В эпоху СССР эта опора представляла собой стройную коммунистическую доктрину. Что же остается сегодня? По сути, это антикоммунизм – его негативная противоположность. При объективном сопоставлении этих идеологий, а в особенности при анализе базовых духовных координат, советская система, безусловно, выглядит убедительнее и гуманнее. Именно этой позиции и служит сериал, представляя собой своеобразный манифест этой точки зрения.
Сюжетная линия, в которой бывший капит, Кольцов, претерпевает глубокую трансформацию, становясь ревностным приверженцем коммунистических идеалов, а затем активно участвуя в диверсионной деятельности против сил Антанты, на службе Советской Республики, является ключевой. В фильме, несмотря на все благородные черты, присущие представителям белого движения, главный герой, далек от рабочей среды Путиловского завода, безоговорочно посвящает себя Революции и делу освобождения народов России. Таким образом, картина наглядно демонстрирует несовместимость двух мировоззрений, сталкивая в острой конфронтации красные и белые взгляды, воплощенные в образах Кольцова и Ковалевского соответственно. Это – классическое противостояние между привилегированными слоями общества и угнетенным большинством.
Несмотря на попытки вызвать сочувствие к Стржельчику, который придерживается предрассудков и одобряет дискриминацию по социальному происхождению, мне это не удается. Бесспорно, фильм был невероятно популярен в СССР, регулярно транслировался по телевидению, что для 1980-х годов, когда только начинали появляться видеомагнитофоны, было настоящим событием. Именно благодаря этому картина вошла в число первых, получивших распространение на физических носителях.
В целом, авторам удалось создать действительно впечатляющую работу. Фильм отличается легкостью восприятия, динамичным сюжетом и оригинальными художественными решениями, которые не оставляют равнодушным зрителя. Актерский состав – безупречен, каждый персонаж индивидуален и убедителен. Даже эпизодические персонажи, такие как командиры Красной Армии Сиротин и Емельянов, несмотря на ограниченное экранное время, оставляют яркий след, обогащая общую канву повествования.
Главные герои представляют собой практически идеальный творческий ансамбль, напоминающий плеяду персонажей из знаменитого сериала "Семнадцать мгновений весны". Однако, здесь разворачивается драма Гражданской войны. Примечательно, что идеологическое давление не ощущается как навязчивое, объективное. Зритель наблюдает за двумя сторонами конфликта: Кольцов, действующий изнутри вражеского лагеря, срывает планы белых, в то время как чекисты отчаянно пытаются вычислить предателя, скрывающегося в штабе. Обе сюжетные линии, взаимосвязанные и динамичные, представляют собой идеальный баланс.
Актерская игра, в подавляющем большинстве случаев, безупречна. Незначительные сомнения вызывают лишь выступления Иваноцкой, чья манера игры, порой, напоминает театральные постановки школьного кружка – то переигрывание, то недоигрывание, не выразительное лицо. Тем не менее, я без колебаний рекомендую этот фильм широкой аудитории!
В кинематографической летописи советской эпохи выделяется картина, обладающая несомненным великолепием, безупречной точностью и поразительной профессиональностью – творение, которое с полным правом претендует на самые превосходные оценки. Её можно с уверенностью сопоставить с культовым произведением "17 мгновений весны", но в ином, существенно расширенном масштабе, поскольку перед нами разворачивается нелегкая и проникнутая глубоким трагизмом повесть, пронизанная неподдельной искренностью, искренней человечностью и потрясающей глубиной.
Любое вооруженный конфликт рождает неисчислимые страдания, невыразимые тяготы и всепоглощающий страх. В этом столкновении гигантов, в этом противостоянии титанов, в конечном итоге потерпеть фиаско все – и простые смертные, оказавшиеся в эпицентре бури, с их хрупкими чувствами, неожиданным проявлением героизма, и высочайшими моральными ориентирами. А когда речь заходит о братоубийственной войне, обрести убедительное обоснование для своих поступков становится поистине невыполнимой задачей – оно должно быть фундаментальным, внушительным, непоколебимым, способным выдержать самые серьезные испытания.
Фильм великолепен в каждой детали, в каждом моменте, в каждом, казалось бы, незначительном жесте – всё выверено, продумано до мельчайших нюансов, до малейшего поворота головы. Центральная роль в этом кинематографическом полотне, безусловно, принадлежит Юрию Соломину. Его персонаж, отважный разведчик Кольцов, по воле роковой судьбы становится адъютантом генерала белой армии, и именно с этой точки старта и начинаются драматические события, разворачивающиеся на экране. Внутренний конфликт, раздирающий его душу, показан с такой же силой и убедительностью, как и внешние обстоятельства, заставляющие его действовать. Повествование выстроено на основе глубоких противоречий, в которых, как в зеркале, отражается истинная суть вещей. Это и крепкая, искренняя дружба, объединяющая красного шпиона и молодого дворянина, и нежная, трогательная любовь, обреченная пасть под натиском войны. На фоне чистой и возвышенной морали главных героев особенно зловеще выделяется образ анархиста Ангела и его банды, чьи поступки отличаются крайней жестокостью, и ничтожный Мирон, воплощающий собой подлость и коварство.
Картина пропитана неподдельной откровенностью от начала и до самого финала. Даже сцена крушения поезда, столь важный эпизод повествования, представлена с поразительной реалистичностью, без использования дорогостоящих спецэффектов и масштабных массовки, характерных для современного кинематографического производства. Это произведение, которое невозможно охарактеризовать иным образом, кроме как – шедевр. Его просмотр настоятельно рекомендуется каждому, независимо от идеологических убеждений и отношения к истории.
Рекомендуем к просмотру