Описание
Рецензии

Сериал Алька
Актеры:
Анна Фомина, Андрей Фролов, Наталья Терехова, Константин Воробьёв, Николай Иванов, Николай Реутов, Ирина Скобцева, Наталья Суркова, Виктор Юрков, Вахтанг Беридзе
Режисер:
Виктор Бутурлин
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2006
Добавлено:
сериал полностью из 4
(02.05.2013)
Рейтинг:

Когда буря войны обрушилась на страну, откликаясь в сердцах молодых людей жаждой отваги и героизма, юные выпускники престижного училища хореографии загорелись идеей самоотверженно разделить участь воинов. В их мечтах пляска жизни смешивалась с грохотом орудий, а изящные па превращались в отчаянные, но необходимые действия на передовой. Среди этих полных вдохновения молодых людей были Алька и Надя – две талантливые танцовщицы, чьи души трепетали в предвкушении подвигов.
Однако, судьба распорядилась иначе, и вместо блестящего дебюта в роли героинь, их ждала скромная, но не менее важная служба – работа санитарками в переполненном фронтовом госпитале, где царили боль и отчаяние. Несмотря на первоначальное разочарование, пламя стремления к участию в войне не погасло в их сердцах. После долгих уговоров и преодоления множества препятствий, их желание все же было удовлетворено, и Алька с Надей оказались на передовой, лицом к лицу с жестокой реальностью войны.
Первый же шквал артиллерийского огня, оглушительный и беспощадный, стал для них горьким пробуждением. В вихре взрывов и осколков, Надя не пережила внезапную трагедию, став жертвой немилосердной войны. Потрясенная потерей подруги, и сама получив серьезную контузию, Алька пережила период глубокой скорби и физического восстановления. Однако, дух ее был не сломлен. Поборов недуг и успокоив сердце, она вновь изъявила желание вернуться на передовую, в самое пекло сражений.
На этот раз судьба уготовила ей новое испытание – Алька была зачислена в разведывательный взвод легендарной морской пехоты. И вот, перед ней встала первая боевая задача - дерзкая и опасная: добыть "языка", ценного пленного, чьи сведения могли оказать решающее значение для успеха операции. Танцовщица, привыкшая к грации и легкости движений, должна была стать бесстрашной воительницей, готовой на все ради победы. Ее предстоящий путь был полон непредсказуемых опасностей, требующих смелости, хитрости и решительности. С каждым шагом она все больше преображалась, закаляясь в горниле войны и оттачивая свои навыки в жестокой школе выживания.
Недавно, словно по нечаянному стечению обстоятельств, мой взгляд упал на еще один многосерийный проект, повествующий о драматических событиях десятилетней давности. Предыдущие работы на схожую тематику всегда вызывали во мне глубокий отклик, и я с нескрываемым интересом приступила к просмотру.
Однако, история, развернувшаяся на экране, оказалась далека от привычных повествовательных канв. Особенность ситуации, когда трагедия обрушилась на нашу Родину, пробудила в людях неистовый порыв к защите Отечества. И девушки, словно окрылённые желанием внести свой вклад в общее дело, стремились на передовую. Именно такой была и главная героиня этого сериала, юная Аля, вместе со своей подругой Надеждой, отчаянно пытавшаяся преодолеть барьер и поступить на службу. Не обладая ни формальным образованием, ни боевым опытом, две воспитанницы хореографического училища, талантливые танцовщицы, решили поступить на военную службу, но не как воительницы Красной Армии, а в качестве медсестер. Это компромиссное решение мало устраивало Алию и Надей, и они приложили все усилия, чтобы оказаться в эпицентре военных действий – там, где разгорается пламя войны, где бушуют ожесточенные бои, где проливается кровь. Их стремление было вознаграждено трагическим образом: во время первого же артиллерийского обстрела погибла Надя. Альке пришлось задействовать всю свою внутреннюю силу и несгибаемую волю, чтобы продолжать борьбу с немецкими захватчиками. Её первым, почти невыполнимым заданием стало захватывание "языка".
Сюжет, в целом, увлекателен и способен заинтересовать зрителя, но его привлекательность омрачается обилием грубых недочетов, нестыковок и ощутимых просчетов в деталях. Здесь стоит остановиться подробнее.
Центральной фигурой повествования должна была стать Аля, и все события должны были развиваться вокруг ее судьбы, отражать ее подвиги, отвагу и героизм. Однако, в этой экранизации картина иного плана: на первый план выведены многочисленные второстепенные персонажи, которых показывают с излишней навязчивостью, отвлекая внимание от главной героини и перенося фокус на их собственные, зачастую не столь значимые проблемы. В результате Аля теряется в этом многообразии, ее потенциал не раскрывается в полной мере, и фильм о подвигах девушки превращается в нечто расплывчатое и неоднозначное.
Неоднозначно выглядит и поднятие темы взаимоотношений между военными и гражданскими лицами, а именно – супругами военнослужащих. Зачем это было необходимо? Ведь суть повествования совсем в другом.
Особого внимания заслуживают и романтические линии, показанные в первых сериях. Действие разворачивается в суровые годы войны, в самом начале сороковых годов, и любовь, любовные треугольники и их принятие, кажутся анахронизмом. В те времена строгость нравов была превыше всего, и даже проявление невинных чувств могло повлечь за собой осуждение.
Невозможно оставить без внимания и эпизод, изображающий встречи русских солдат с польскими женщинами. Подобные сцены вызывают отвращение и глубокое возмущение. Не менее возмутительной кажется сцена с воровством сапог, когда командир закрывает глаза на преступление, вместо того чтобы наказать виновных в соответствии с военными уставами. Неумелым выглядит и командир разведывательного подразделения, неспособный ответить ни на один поставленный ему вопрос. Возникает закономерный вопрос: что он вообще делает на войне?
Интересным представляется тот факт, что разведывательное подразделение, в котором служит Аля, на протяжении всего сериала не сдвигается с места. Захватывать пленных они, почему-то, постоянно действуют в одном и том же месте. Этот факт кажется крайне неправдоподобным.
Более того, зрителю демонстрируются только сцены, снятые в летнее время. Значит ли это, что зимой война приостанавливалась и ждала наступления тепла?
Аля, считавшаяся лучшим разведчиком своей роты, удостоилась звания ефрейтора. Заинтриговало меня, когда генерал-лейтенант поинтересовался, кто станет её заместителем. Неужели у ефрейторов бывают заместители? И зачем генералу было спрашивать мнение у юной девушки?
Формально это сериал о войне, но каких-либо значимых военных действий здесь практически не видно. Более того, подразделение большую часть времени простояло на месте, не предпринимая никаких попыток к передвижению, и не было показано ни наступлений, ни оборонительных действий. Понятно, что эти действия мало касаются разведки, но остальным войскам было необходимо хотя бы что-то предпринимать, нечто напоминающее бои. Подобные события стали появляться лишь к концу сериала, и то, как-то вяло и невнятно. Таким образом, из этого сериала можно сделать лишь один вывод: любовным утехам уделялось больше внимания, чем ведению боевых действий и проведению наступательных операций.
Несмотря на надежду, что сериал наберет обороты и подарит зрителю достойное и захватывающее зрелище, эти ожидания не оправдались. Я, лично, осталась крайне разочарована увиденным.
Вполне закономерно возникает вопрос: почему именно балет стал центральным элементом повествования этого сериала? По сути, художественный замысел мог бы быть реализован вокруг любого другого занятия – будь то кулинарное искусство, ткачество, спортивная борьба или даже футбол. Главная героиня с не меньшей убедительностью могла бы предстать перед нами в роли талантливого повара, искусной ткачихи или яркой спортсменки. Но выбор пал именно на балет, и причина этого остается туманной. Неясно, какие надежды возлагали на этот выбор создатели, полагали ли они, что балет сохраняет свою популярность в современной России, или же они просто руководствовались какими-то иными, невысказанными мотивами. В результате, сериал, казалось бы, объединяющий военную и творческую тематики, оставляет ощущение бессвязности, а ее воплощение страдает от значительных недоделок.
В центре внимания оказывается персонаж Алька, вокруг которой, предположительно, должна была развернуться основная сюжетная линия. Однако, вместо этого, зрителям представляют вереницу второстепенных персонажей, чьи образы лишены глубины, убедительности и, что самое главное, интереса. В итоге, Альке остается лишь эпизодически вмешиваться в ход событий, чтобы затем отстраниться, оставаясь в тени. Изначальная задача - раскрыть героизм солдат, отважно сражающихся на передовой – так и не была достигнута, утонув в водовороте невнятных сюжетных ходов.
Сплетение судеб женщин, чьи мужья оказались в зоне боевых действий, занимает непропорционально большое место в повествовании. Оно отвлекает от заявленной темы. Неожиданное появление любовного треугольника добавляет путаницы и неясности. Сначала складывается впечатление, что один из героев готов заключить брак с обеими возлюбленными, что вызывает недоумение, ведь вряд ли это отражает дух эпохи. Проделки сексуальной революции выглядят неуместными и снижают ощущение достоверности.
Нельзя не отметить сюрреалистичность того, как главная героиня, кажется, навечно прикована к одному и тому же месту, словно все военные действия разворачиваются исключительно в ее окрестностях. Разведчики регулярно доставляют языков из одного и того же района, что выглядит абсурдно и неправдоподобно. Кажется, что на протяжении всей войны царит вечное лето. Четыре года пролетели, а зима так и не заявила о своем присутствии. Несправедливо, что Алька за весь период боевых действий продвинулась лишь до звания ефрейтора, оставаясь при этом лидером роты. Оговорка генерала-лейтенанта, обратившегося к ефрейтору с вопросом о его заместителе, вызывает насмешку. Замещать ефрейтора? Ниже только рядовые. И само по себе подобное обращение кажется невероятным. И почему генерал вдруг проявил столь живой интерес к делам рядового? Бессмысленный эпизод.
В фильме полностью утрачен образ войны. По сути, ее просто нет. Максимум – вылазки за языком. Я уже отмечал, что подразделение застыло на месте. Люди не отступают, не атакуют, ничего не делают. Конечно же, разведка предназначена для сбора информации, а не для штурмов, но армия должна что-то предпринимать. В конечном итоге получается, что никто так и не пошевелился. К финалу, зрителям демонстрируются уличные бои, которые выглядят небрежно и нереалистично. В итоге, создается впечатление, что создатели, потеряв нить повествования, так и не смогли понять, что хотели сказать. Начали одно, закончили другим. Разочарование. Беспросветный провал, достойный, на мой взгляд, лишь единицы из десяти возможных баллов.
Спешу поделиться своими размышлениями по поводу недавно завершенного просмотра российского телесериала «Алька». Ожидания, признаться, не оправдались, и вот почему.
Вводной акцент, разумеется, делается на альтер эго главного персонажа – Альки, воплощенной на экране талантливой Анной Фоминой. Имя героини, вольно или нет, стало тождественным названию всей истории, однако, погружаясь в повествование, начинаешь ощущать некоторую диспропорцию. Алька, увы, теряется в водовороте второстепенных персонажей, ее потенциал как двигателя сюжета, казалось, остается нераскрытым. Невольно возникаешь вопрос: почему же сериал носит ее имя, если ее роль в происходящем столь фрагментарна? Тем не менее, надежда на демонстрацию ее храбрости и деяний подталкивает к дальнейшему просмотру.
Нельзя не отметить избыточное внимание, уделенное линии военно-полевых жён. Эпизоды, посвященные их повседневной жизни, порой кажутся чуждыми общему контексту, не согласуются с заявленной военной тематикой. Зрителю представляется, что история должна строиться вокруг боевых действий, а не вокруг бытовых забот, приходившихся на долю женщин, остававшихся в тылу.
Первоначальная завязка повествования – любовный треугольник – вызывает немало вопросов. Складывается ощущение, что молодой человек стремится к одновременному союзу с двумя претендентками, и этот анахронизм не вызывает ни возражений, ни объяснений. Данный эпизод, даже после завершения просмотра, остается окутанным пеленой недоумения.
Особую тревогу вызывает сцена ночного визита советских солдат к польским жительницам. Это зрелище проникнуто атмосферой гнетущего ужаса и безысходности. Не менее омерзительным кажется эпизод с кражей сапог, который, вопреки логике и здравому смыслу, остается безнаказанным. Бессильный, невнятно мычащий командир разведроты – неуместный и возмутительный элемент военной драмы.
Пространственно-временной континуум сериала вызывает дополнительные вопросы. Похоже, что воинская часть, в составе которой служила Алька, застыла в пространстве, не подвергаясь каким-либо перемещениям на протяжении всей войны. Это создает впечатление искусственности, грубого обмана, и заставляет зрителя усомниться в реалистичности происходящего. Примечательно, что все события разворачиваются в летнее время, что лишает зрителя возможности увидеть и почувствовать драматизм и суровость войны в целом.
Влияние Альки на ход боевых действий выглядит комичным, учитывая ее скромное звание ефрейтора, а также ее решение назначить себе заместителя. Подобные несоответствия и абсурдные моменты, к сожалению, не добавляют достоверности повествованию.
Вероятно, создатели сериала, по большей части, сосредоточились на любовных переживаниях и сексуальных интригах, отодвинув на второй план боевые действия. Военная драма, по сути, была лишь фоном для мелодраматических сцен. Лишь к концу сериала создателям, кажется, вспомнилось, что они снимают военный фильм.
Спешу предостеречь: не рекомендую тратить свое драгоценное время на просмотр данного сериала, если, конечно, вы не заинтересованы в том, чтобы лично убедиться в справедливости моего отзыва. Пусть ваш выбор падет на более достойное и увлекательное кинопроизведение.
Рекомендуем к просмотру