Описание
Рецензии

Сериал Алиби
Актеры:
Евгений Стычкин , Ольга Сутулова , Яков Левда (II) , Тимофей Трибунцев , Варвара Бородина , Вильма Кутавичюте , Александр Устюгов , Дмитрий Куличков , Юлия Марченко , Виктор Цекало , Андрей Ургант , Даниил Кокин , Анна Глаубэ , Наталья Мызникова , Алексей Федькин , Елена Мартыненко , Алексей Красноцветов , Мария Скуратова (II) , Павел Юлку , Игорь Ключников , Мария Антонова (II) , Евгений Карпов , Анастасия Лифанова , Елена Карпова , Таисия Вилкова , Анастасия Микульчина
Режисер:
Нурбек Эген
Жанр:
драмы, криминальные, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2018
Добавлено:
16 серия из 16
(03.11.2021)
Рейтинг:


В свете софитов блистает имя Петра Решетникова – востребованного драматурга, чьи сценарии оживляют разноплановые проекты. Ему немного перешагнуло тридцатилетний рубеж, и, кажется, он уже вкусил все прелести признания. Однако, за этой внешней благополучией скрывается тщательно охраняемая тайна, о которой лишь единицы имеют представление.
Большинство коллег и поклонников знают Петра как гениального сценариста, но мало кто догадывается, что он, втайне от всех, является управляющим процветающего агентства под интригующим названием "Алиби". Это предприятие специализируется на создании убедительных и нерушимых алиби для своих клиентов – тех, кто оказался в затруднительном положении, нуждается в защите от нежелательных обвинений или просто хочет избежать неприятных последствий. И здесь, как нельзя кстати, раскрывается его выдающийся талант рассказчика, его дар к созданию правдоподобных повествований, способных обвести вокруг пальца даже самых проницательных наблюдателей. Он конструирует сложные, филигранные истории, позволяющие его подопечным уклониться от гнева придирчивой супруги, избавиться от давления невыносимого начальства и откреститься от неминуемых претензий.
В его жизни присутствует Ольга – талантливая кинорежиссер и верная супруга Петра. Она, увлеченная воспитанием и обустройством домашнего очага, редко возвращается к профессиональной деятельности, полностью посвящая себя близким. Неведомым для нее остаётся тот факт, что её муж ведет двойную жизнь, балансируя на тонкой грани между иллюзией и реальностью.
Идиллия рушится в один роковой день, когда Ольга, сама нуждаясь в услугах его агентства, появляется в офисе "Алиби" с неожиданной просьбой – создать для нее алиби, чтобы скрыть измену от внимания ревнивого супруга. Этот момент становится переломным, навсегда меняя ход жизни Петра Решетникова. Какими будут последствия такого немыслимого запроса? Какие тайны выплывут на поверхность, когда он окажется втянутым в интригу, которую сам же и породил? Сможет ли он сохранить свою репутацию и уберечь свою семью от разрушительного воздействия правды? Что ждет его на этом тернистом пути, полном неожиданных поворотов и драматических откровений? Судьба главного героя висит на волоске, а захватывающая история только начинает разворачиваться.
Впечатления от этого сериала неоднозначны, но, безусловно, он обладает определенной ценностью. Сюжетная концепция, поначалу отличающаяся оригинальностью, сумела выделиться на фоне шаблонных повествовательных линий. Выбор актерского состава, а также мастерство исполнителей, действительно заслуживают похвалы – каждый персонаж ощущается живым и многогранным. Остроумное переплетение с мотивами творчества Достоевского стало любопытной находкой, а воплощение образа Трибунцева порадовало своей выразительностью и убедительностью.
Тем не менее, повествование не лишено некоторых шероховатостей. В отдельных эпизодах философские размышления главного героя, сопровождаемые аккомпанементом гитары, порой затягиваются, создавая ощущение некоторой монотонности. Визуальное решение интимных сцен, к сожалению, не достигло необходимого уровня эстетики и не впечатлило.
По мере развития сюжета, акцент, чрезмерно смещенный на главного героя, начинает давить на зрителя. Неоправданно большое количество крупных планов, демонстрирующих его взаимодействие с супругой, также воспринимается как избыточность.
К концу сериала персонаж Стычкина, с его навязчивой улыбкой и показным надменным спокойствием, вызывает раздражение. Его образ "решалы", оказывающегося мошенником, эксплуатирующим чужие нужды ради собственной выгоды, представляется карикатурным и неправдоподобным.
Симпатия к главному герою, как это нередко бывает, постепенно угасает, поскольку раскрываются его не самые благородные поступки – предательство жены, коварное соблазнение девушки, принадлежащей сыну. В конечном счете, он предстает как человек, опустившийся до моральных безнравственности.
Финал, несомненно, логичен и справедлив, заключая в себе своеобразную расплату за грехи главного героя. Он остается один на один со своими призраками, погребенный под грузом собственных иллюзий и, вероятно, усугубленной шизофреническими тенденциями. Ввиду всего вышесказанного, создание продолжения этой истории представляется нецелесообразным и даже нежелательным.
Нельзя игнорировать неустанное творчество киностудии «Среда», которая, подобно умелому кузнецу, продолжает возводить плацдарм для кинематографа, исповедующего специфическую идентичность. За рамками их работ проступают очертания доминирующего, почти фанатичного мировоззрения, погруженного в примитивные инстинкты и лишенного тонких отблесков человечности. Здесь, увы, не обнаруживается ни сострадания, ни нежности, ни возвышенной любви – лишь первобытные импульсы, тяга к плотскому влечению, жажда мести, голод, поглощающий все на своем пути. Словно издевательский штрих, имя Достоевского, великого исследователя человеческой души, стало примитивным символом, отсылающим к грубым, животным порывам. Стычкин, режиссер, предстает в этих кадрах воплощением дикого зверя, а его коллеги, подобно эхом, повторяют его повадки.
Вероятно, в этом прослеживается своеобразная демонстрация, откровение, вызванное историческими импульсами. Возможно, это бунт против многолетних ограничений, возведенных советской властью, или, что еще более вероятно, – выплеск подавленных чувств, накопленных за годы адаптации к царскому режиму. Сейчас, судя по всему, наступила эпоха, когда им предоставлена возможность выплеснуть это, обнажить свою сущность в самых непристойных формах, сбросив маски и сбросив оковы приличия. Виртуальные границы допустимого, известные как "Окна Овертона", распаханы и открыты настежь.
Наблюдая за этими произведениями, испытываешь лишь отторжение, пропуская кадры вперед, стремясь ускорить этот дискомфортный опыт. Единственным, безоговорочным достижением киностудии «Среда» является, возможно, название фильма "Sпарта", однако даже оно не освещает мрачную пустоту, царящую внутри. Там, за этими яркими, вульгарными образами, не видно и тени света.
Этот сериал, безусловно, представляет собой любопытную попытку интерпретации, однако оставляет двойственное впечатление. Первоначальная концепция, не лишенная оригинальности и отсылающая к глубокой прозе Достоевского, похвальна. Тщательно подобранный актерский состав и их убедительная игра создают впечатление достоверности происходящего. Особенно хочется отметить превосходное перевоплощение трибунцев, чья интерпретация персонажа просто завораживает.
Тем не менее, повествование не лишено определенных шероховатостей. Местами ощущается некоторая затянутость, особенно в эпизодах, где герой устремляется в витиеватые философские размышления или исполняет задушевные мелодии под аккомпанементе гитары. Попытки создания откровенных интимных сцен, к сожалению, не отличаются ни изяществом, ни эстетической ценностью, скорее выглядят неумелой и неловкой постановкой.
Начиная с девятой серии, нарастает ощущение перенасыщенности персонажем главного героя. Слишком частые крупные планы, акцентирующие его переживания, и неоднозначные сцены с супругой создают неловкое чувство дискомфорта. Кульминацией негативных впечатлений становится появление Стычкина, чья искусственная улыбка и необоснованное чувство превосходства, выдающее в нем "решалу", на самом деле оказываются лишь маской, скрывающей под собой мошенничество и циничное использование людей ради наживы.
Сочувствие к главному герою, как ни странно, отсутствует. Его поведение, характеризующееся моральной распущенностью, изменой жене и разрушением семейных уз – обманом, приведшим к страданиям его собственного сына – исключает какую-либо симпатию. Поведение героя, безусловно, аморально.
Завершение истории, на удивление, представляется логичным и неизбежным – герой, отторженный обществом, умирает в одиночестве, заточенный в лабиринтах собственной шизофрении. Попытки продолжить эту историю, на мой взгляд, излишни и не оправданы. Лучше оставить историю нетронутой, чтобы сохранить ту печальную ауру, что она и так несет.
Впечатления от этого сериала, на мой взгляд, вызывают скорее положительные эмоции, чем отрицательные. Нельзя не отметить динамику повествования – порой оно словно стремительно несется вперед, захватывая дух, а затем, подобно реке, замедляется, затягивая в паузу, которая, впрочем, не всегда кажется оправданной. Актерский состав, бесспорно, радует глаз, демонстрируя превосходную игру.
Основа сюжета базируется на необычной концепции: существует агентство «Алиби», которое предоставляет клиентам безупречные алиби. И, что поистине поражает, создаваемые ими сценарии настолько убедительны, что возникают вполне обоснованные сомнения – а не стали ли вы сами жертвой подобного изощренного обмана? После просмотра этого сериала, восприятие Евгения Стычкина как актера претерпело значительные изменения, открыв новые грани его таланта.
В целом, первому сезону я бы присвоила оценку 8 из 10 – достойный результат, отражающий увлекательность и оригинальность повествования. Сюжет пронизан глубокими человеческими переживаниями: здесь переплетаются тонкие нити любви и преданности, отчаянные поиски истины и болезненная игра в иллюзию. И, конечно же, как это часто бывает, мораль сей басни проста и неизменна: даже ложь, продиктованная самыми благородными побуждениями, неизбежно ведет к разрушению и разочарованию. Специфика сюжета, в своей многослойности, заставляет задуматься о хрупкости реальности и о том, как легко можно манипулировать восприятием.
Творческий процесс киностудии "Среда" продолжает вызывать тревогу, порождая кинематографические произведения, глубоко укорененные в специфическом, труднопроницаемом мировоззрении, отсылающем к архаичным, языческим представлениям. В них ощущается неприкрытый, первобытный инстинкт, лишенный тонкости и нюансов, не содержащий проявлений сострадания, любви или иного спектра возвышенных чувств. На первый план выступает безжалостная, животная страсть, одержимость, жажда возмездия, желание доминирования, порой, граничащее с потребительством. Ссылки на классическую литературу, в частности, на творчество Федора Достоевского, выглядят как циничная, вульгарная декорация, приклеенная к первичным импульсам, лишенная глубокого осмысления. Персонажи, будто высвобожденные из оков социальных условностей, представляются лишь воплощениями базовых, инстинктивных побуждений.
Заявляемая претензия на откровенность, как представляется, является лишь маскировкой для откровенного самопотакания, жаждой компенсации за прошлые периоды ограничения, будь то годы советского аскетизма или вынужденная адаптация к властным структурам царской эпохи. В сложившейся ситуации наблюдается резкий отказ от сдержанности, как будто открываются все двери для проявления самых потаенных, низменных желаний, сдвигаются границы допустимого, что соответствует концепции "Окон Овертона".
Созерцание подобного кинематографического опыта вызывает не смятение, а глубокое отвращение, заставляя стремительно переходить к следующим кадрам, словно пытаясь избежать неприятного послевкусия.
Несомненным, хотя и трагическим, достижением студии "Среда" можно считать лишь одно – их картина "Sпарта". Однако и она, несмотря на всю свою амбициозность, лишь подчеркивает общую безнадежность и отсутствие искры света, пронизывающие всю их творческую практику. Вместо вдохновения - гнетущая тьма, а вместо человечности - первобытный инстинкт.
Сложно однозначно оценить этот многообещающий сериал – он не лишен своих достоинств, хотя и не избежал некоторых недочетов. Повествование порой захватывает стремительностью развития событий, заставляя буквально замирать в предвкушении развязки, однако бывают и эпизоды, когда темп кажется излишне вытянут, что несколько сбивает с толку. Актерский состав, несомненно, производит благоприятное впечатление, демонстрируя высокий уровень мастерства и убедительную игру.
Идея, лежащая в основе сюжета, поистине оригинальна: агентство «Алиби» предлагает своим клиентам услуги по созданию безупречных алиби. И эти алиби настолько филигранно выстроены, настолько точны в деталях, что невольно возникают сомнения: а не стали ли вы сами жертвой тщательно продуманной инсценировки? Это ощущение на грани реальности и вымысла заставляет с особенной остротой воспринимать происходящее на экране.
После просмотра этого сериала восприятие игры Евгения Стычкина претерпело заметное изменение – он раскрылся с новой, неожиданной стороны, продемонстрировав глубину и многогранность своего таланта. Первый сезон, на мой взгляд, заслуживает высокой оценки – я бы присвоил ему твердые 8 баллов из 10.
В этой захватывающей истории переплетаются сложнейшие человеческие переживания: искренняя любовь и безоговорочная верность сталкиваются с предательством и обманом. Сюжет исследует вечные вопросы истины и лжи, заставляя зрителя задуматься о границах морали и последствиях неправды. И, как это часто бывает, сериал подводит нас к печальному, но неизбежному выводу: даже ложь, продиктованная самыми благими намерениями, неизбежно ведет к разрушению и страданиям. Это история о том, как хрупка человеческая природа и как легко ее сломать, обманув доверие и исказив истину.
Рекомендуем к просмотру