Описание
Рецензии

Сериал Анна Каренина (2008)

Актеры:
Татьяна Друбич, Олег Янковский, Ярослав Бойко, Александр Абдулов, Мария Аниканова, Екатерина Васильева, Сергей Гармаш, Эдуард Марцевич, Людмила Савельева, Вячеслав Манучаров
Режисер:
Сергей Соловьев
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2008
Добавлено:
5 серия из 5 (06.03.2013)
Рейтинг:
5.93
6.10
На широком экране развернулась кинематографическая интерпретация бессмертного труда Льва Николаевича Толстого, романа, завоевавшего всемирную известность и не теряющего актуальности сквозь века. В центре повествования – молодой и ослепительно красивый офицер, граф Алексей Александрович Вронский, блистающий на петербургских балах. Неожиданный визит матери становится поворотным моментом, когда его взгляд падает на Анну Аркадьевну Каренину, супругу высокопоставленного чиновника, и его сердце, доселе не знавшее бури, охватывает неистовая, всепоглощающая страсть. Анна, поначалу сдержанная и замкнутая в рамках условностей, отвечает на его ухаживания взаимностью, поддавшись очарованию и увлечению. Их зарождающиеся чувства, словно запретный плод, опьяняют и манят, однако не избегают столкновения с непримиримой реальностью. Отношения графа и Анны Аркадьевны становятся причиной скандала, расколовшего высший свет, где господствуют незыблемые догмы и предубеждения, где даже малейшее отклонение от нормы вызывает гневное осуждение. Таким образом, перед Анной Аркадьевной встает трагический выбор: остаться верной своим супружеским обязанностям и сохранить видимость благополучия в высшем обществе, или же рискнуть всем ради возможности обрести подлинное счастье, окунувшись в омут всепоглощающей, но, возможно, обреченной любви. Судьба её, словно тонкая нить, натянута между долгом и желанием, между общественным мнением и истинным призванием сердца.
Сергей Соболев, фигура кинематографического масштаба, подарил нам две картины, столь непохожие друг на друга, что сложно поверить в их единого создателя. «АССА» представлялась в юности своеобразным калейдоскопом, фееричным представлением, приправленным острой сатирой на нравы эпохи. Однако, позже я увидел «Анну Каренину» – и это стало настоящим откровением. На протяжении многих лет, погружаясь в мир кино, я редко испытывал такую глубокую эмоциональную вовлеченность, какую подарил мне этот сериал. «Анна Каренина» – это, без преувеличения, кинематографический шедевр. Это не просто последовательность эпизодов, не дословное воспроизведение романа Толстого. Это виртуозная интерпретация, дышащая новой жизнью. Я знаком с различными экранизациями этого бессмертного произведения. Просмотрев около шести версий, я должен признать, что эта – единственная, которая смогла вызвать во мне столь бурю чувств. Благодаря глубокому знанию сюжета, я могу позволить себе не сосредотачиваться на его развитии, а наслаждаться мастерством режиссера. Камера изящно скользит по кадрам, создавая ощущение динамизма и вовлеченности. Меня порадовало использование монтажа, приема, который, казалось, уже давно не актуален. Особенно трогателен момент зарождения чувства Анны и Вронского, когда, рядом с ее ликующей фигурой, мягко льется свет. Именно так, с использованием выразительных художественных приемов и языка, передающего дух той эпохи, следует представлять классические сюжеты. Безупречны и костюмы, и декорации, создающие аутентичную атмосферу. Массовка ведет себя достойно, вызывая ощущение масштабности, хотя, на самом деле, производство было не столь грандиозным. Этот сериал определенно требует просмотра на большом экране, чтобы в полной мере оценить обилие деталей и нюансов. Несмотря на скромное использование компьютерной графики, в основном для оформления титров, звукорежиссеры проделали титаническую работу. Музыкальное сопровождение подобрано с исключительным вкусом, от оригинальных композиций эпохи до произведений Моцарта. Игра Татьяны Дубич, безусловно, запоминающаяся, несмотря на то, что актриса была старше своей героини. Олег Янковский, как всегда, великолепен. Меня удивило, что даже такой уважаемый муж, как у Анны, может вызвать желание к переменам. В сюжете, к сожалению, были опущены некоторые сцены, которые раскрывали супруга Анны с менее выгодной стороны. Рашид Абдулов также продемонстрировал высокий уровень мастерства. Я насчитал, что Янковский и Абдулов вместе снимались около семи раз, не считая театральных работ. Отдельного упоминания заслуживает выступление Гармаша, который поразил своей нетривиальной интерпретацией роли. Безусловная высшая оценка – 10 баллов из 10. Этот сериал – настоящая жемчужина кинематографа, достойная повторных просмотров.
Фильм оставил после себя сложное, неоднозначное впечатление – как эхо перезвона в заброшенном поместье. Сюжет, знакомый с детства, притягателен своей классической канвой, искусно вытканной талантливой рукой режиссера. Брак по расчету, опекаемый угрюмым, немолодым мужем, не отличающимся ни красотой, ни чуткостью, рядом с ослепительной красавицей-женой и пленительным, юном любовнике – эта триада драматических страстей знакома до боли. В центре этой любовной бури – тонкие, ранимые души, движимые неистовой силой чувств, где муж предстает лишь бездушной машиной, монолитным, бесчувственным обломком. На протяжении школьных лет с трепетом мы предавались суждениям о судьбе Анны Карениной, проливая слезы сочувствия ее трагической участи. Впервые ознакомившись с бессмертным романом, мы, как зачарованные, ощущали всепоглощающую боль, причиненную черствостью и равнодушием мужа. Невозможность развода, разлука с любимым сыном – все это давило на нее тяжким грузом. И вот, в противовес этой сковывающей ее реальности, вспыхивает огонь страсти к Вронскому – всепоглощающая любовь, требующая самопожертвования, высшего проявления человечности, способная испепелить все на своем пути и разрушить любые преграды. Спустя два десятилетия, вновь обратившись к бессмертному произведению, и, наконец, увидев его кинематографическую интерпретацию, мое восприятие претерпело кардинальные изменения. Вместо осуждения, я прониклась глубоким сочувствием к Алексею Каренину, трагическому герою, обладавшему удивительной проницательностью и пониманием происходящего. Он безусловно доверял, отгоняя от себя ростки ревности, но не усмотрел искренней любви ни в сердце Вронского, ни в душе Анны. Возникло ощущение, будто их союз возник из скуки, подгоняемый запретным, греховным влечением. Особую боль вызвала мысль о ребенке, ведь в подобных ситуациях дети, как самые беззащитные, всегда несут на себе тяжелейший отпечаток трагедии. В то же время, меня глубоко смутила актерская игра. Создалось впечатление, что на роли были приглашены исключительно выдающиеся актеры, которым было предоставлена полная свобода самовыражения, и ни в чем их не ограничивали. Съемочная группа, казалось, наслаждалась хаотичным представлением. В результате, картина походила на репетицию оркестра без дирижера – отдельные, разрозненные мелодии, лишенные гармоничной целостности. Я не уловила общей картины, не почувствовала эмоциональной глубины, передающей душевные муки Карениной. Я с нетерпением ждала момента, когда почувствую истинную достоверность происходящего. Фильм закончился, а ожидания остались несбыточными, оставив после себя ощущение обмана, особенно в сравнении с блистательными экранизациями произведений Достоевского и Булгакова, где Толстого, к сожалению, представили столь небрежно.
Долгое время я пребывала в неведении относительно существования этой замечательной теледрамы, и по правде говоря, мне сложно понять, почему ее показ был отложен на столь длительный срок. В наше время, когда кинематограф перенасыщен голливудскими блокбастерами и низкопробными комедиями, найти экранизацию, вдохновленную русской классической литературой, – поистине редкое и драгоценное явление. Именно поэтому, я с искренней радостью и трепетом окунулась в этот сериал, испытывая неподдельный восторг. Особое восхищение вызвала блистательная игра Евгения Янковского. Его интерпретация персонажа Стивы оказалась разительно иной, чем та, что сложилась у меня при чтении первоисточника. Безусловно, я ценю талант Гавриила Абдулова, однако, воплощение им образа Стивы не произвело на меня должного впечатления. Удивил меня, пожалуй, даже Александр Гармаш – его игра ощущалась настолько свежей и непривычной, что возникает ощущение, будто актер впервые раскрыл в себе столь глубокий потенциал. Замечательно было бы, если бы авторам удалось уделить больше внимания линиям Левина и Кити, ведь эти персонажи несут в себе колоссальный смысловой заряд. Не могу не отметить игру эпизодических актеров, в частности, Екатерины Васильевой, чье исполнение роли добавило реализма и глубины повествованию. Не могу однозначно утверждать, что сериал вызвал у меня негативные эмоции. Скорее, на протяжении всего просмотра я ощущала какую-то диссонанс, некую нехватку чего-то важного. После ознакомления с рядом рецензий я, наконец, обнаружила причину этого ощущения. Один из критиков справедливо заметил, что образ Каренина просто "не отпускает", он буквально притягивает к себе внимание и заставляет переживать за его судьбу. В этой фразе я усмотрела ключ к пониманию своих внутренних переживаний, ведь Анна – сложная и противоречивая натура, женщина, способная на рассудительность и трезвость мысли, но поддающаяся страстным и разрушительным чувствам, влюбляющаяся в Вронского вопреки всему. Этот роман, несомненно, станет объектом дальнейших обсуждений и новых интерпретаций, и я уверена, что нас ожидает еще не одна экранизация этого бессмертного сюжета. Необходимо признать, что за последние двадцать лет кинематограф в целом испытывает дефицит действительно достойных и запоминающихся картин. 7 из 10
Окончание просмотра этой современной интерпретации романа Льва Толстого оставило во мне смешанные чувства, граничащие с разочарованием. Первые четыре эпизода, казалось, чтили первоисточник, демонстрируя осмотрительное и уважительное отношение к литературному наследию. Актерский ансамбль, за исключением, пожалуй, исполнения главной роли, вызывал искреннее восхищение. Я смогла принять и полюбить этих персонажей, не в ущерб моей преданности первой, культовой экранизации с незабываемой парой Ланова и Самойловой. Увы, тот вариант, несмотря на ощутимые сокращения, сохранил в себе дух эпохи и трагизм истории. В данном же варианте, благодаря увеличению хронометража до пяти серий, режиссер, по всей видимости, стремился к более глубокой проработки сюжета, но, к моему сожалению, перешел грань дозволенного. Внешне, юная актриса, воплотившая образ Анны Карениной, оказалась диаметрально противоположна той утонченной аристократичности, свойственной героине. На её лице, словно застыла маска всеобщей скуки и презрения, выражаемая постоянно опущенными уголками рта. Даже приложив неимоверные усилия, невозможно уловить в ней той благородной сдержанности, которая так ярко проявлялась в интерпретации Татьяны Самойловой. Это досадное упущение заметно омрачило общее восприятие сериала. Но и это, к моему глубокому негодованию, оказалось лишь вершиной айсберга. В финальной серии зрителям преподносят шокирующую интерпретацию: оказывается, судьбоносные события в жизни Анны объясняются наркотической зависимостью, а трагический финал – лишь последствием наркотического опьянения и сопутствующей ломки. Эта интерпретация повергла меня в состояние искреннего потрясения, лишив дара речи. Недопустимо так беспечно и поверхностно обращаться с классическим произведением. Если бы перед нами стояла задача переосмыслить русскую литературу, я бы предпочла увидеть новый цикл экранизаций «Ассы», чем такую деконструкцию, граничащую с кощунством. В итоге, воплощение Анны Карениной в исполнении Друбич - это, к сожалению, абсолютный промах. Остальным актерам – безмерный поклон, их работа была безупречна и не оставила повода для сожаления.
Ощущения от просмотра были поистине восхитительными. Впечатлила плеяда талантливых отечественных актеров, блистательных в своих ролях, а также глубоко проработанный, вневременной сюжет, обрастающий новыми оттенками смысла с каждым просмотром. Нельзя не отметить виртуозную режиссуру, сумевшую воссоздать атмосферу эпохи и передать психологическую тонкость переживаний героев. Признаюсь, зрелище заставило меня переоценить свои прежние представления о сюжете, которые сформировались еще в школьные годы. Тогда мне казалось, что супруг Анны, изображавшийся как деспотичный старик, справедливо ограничивал её свободы и лишил отцовства, являясь воплощением консервативных устоев. Однако теперь, переосмысливая повествование, я склоняюсь к мысли о том, что его действия были, возможно, вполне логичны и обоснованны для того времени. В те времена женщины, не имея возможности реализовать себя в профессиональной сфере, находились в полной зависимости от мужской защиты. Их занятие ограничивалось лишь заботой о доме и воспитанием детей, при этом гувернантки зачастую принимали на себя роль наставниц и нянек. От безделья и отсутствия интеллектуальной стимуляции, по моему мнению, некоторые дамы находили утешение либо в поспешных романах, либо в показной благотворительности. Возникает вопрос: не предотвратил бы муж, более активно вовлекая Анну в полезную деятельность, или предлагая ей возможность самореализации в рамках существующих социальных норм, трагический исход, когда она, в отчаянии, бросилась под колеса поезда? Возможно, дарование ей цели, значимой задачи, могло бы направить её энергию в конструктивное русло, уберегая от душевного кризиса и фатального решения. Размышления эти заставляют по-новому взглянуть на роль женщины в обществе той эпохи и на влияние социальных ограничений на её судьбу.