Описание
Рецензии

Сериал Бабек / Babək
Актеры:
Расим Балаев, Гасанага Турабов, Амалия Панахова, Тамара Яндиева, Шахмар Алекперов, Мамед Вердиев, Хамид Азаев, Энвер Гасанов, Гамлет Хани-заде, Гаджимурад Ягизаров, Самандар Рзаев, Гаджи Халилов, Рамиз Меликов, Эльданиз Расулов, Мухтар Маниев, Алиаббас Гадиров, Бахадур Алиев, Микаил Мирзоев, Яшар Мамедов, юндуз Аббасов, Эльхан Ахадзаде, Фатех Фатуллаев, Сулейман Алескеров, Али Зейналов, Рафик Азимов, Агаали Алиев, Мамед Алили, Осман Хакки, Гюмрах Рагимов, Юрий Балиев
Режисер:
Эльдар Кулиев
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1979
Добавлено:
сериал полностью из 2
(10.07.2018)
Рейтинг:


В витиеватом гобелене истории, сотканном из нитей предательства, героизма и непреклонной воли, зритель погружается в бурные события IX столетия. На арену драматических столкновений выходят хуррамиты, гордые и независимые жители Ирана, и мощный, агрессивный Арабский халифат, чьи знамена объединили под своей властью пеструю мозаику народов. Этот многонациональный союз включал в себя не только арабские племена, но и персидские общины, воинственные курды, и другие народы, вынужденные склониться перед могуществом халифата.
Центральной фигурой эпического противостояния становится Бабек, человек легендарной стойкости и отваги, чей блестящий ум и невероятное мужество внушали трепет и восхищение. Его имя стало символом сопротивления, а слава о многочисленных победах, одержанных в четырех кровопролитных баталиях, распространилась по всей земле. Однако, судьба, подобно капризному ветру, преподнесла ему жестокий удар – пятое сражение обернулось катастрофическим фиаско.
С поражением Бабека наступают темные времена. Герой, оказавшийся в тисках плена, переживает страшную крушение надежд и столкнулся с невыразимым горем – предательство со стороны тех, кто клялся ему в верности. Трагическая гибель Бабека, случившаяся на глазах у всего мира, стала не просто завершением жизни выдающегося воина, но и судьбоносным рубежом в летописи эпохи. Халифат, стремясь искоренить семена мятежа, поспешил использовать казнь Бабека как устрашающий пример, призванный подавить любые намерения на восстание и навеять страх в сердца потенциальных мятежников. Так завершилась одна из самых драматичных глав в истории Ирана, оставив глубокий след в памяти поколений.
Просмотр этого кинокартины, безусловно, является поводом для гордости азербайджанских кинематографистов. Достижение подобного уровня мастерства – задача поистине грандиозная, требующая филигранной работы и глубокого понимания эпохи. Помню, как впервые соприкоснулся с этой историей более тридцати лет назад, и сейчас пересмотр вызвал неизгладимые впечатления. Некоторые, конечно, остроумно искали анахронизмы – то ли это был не тот столб, то ли не совсем та архитектура… Но для меня эти детали были не принципиальны, потому что передо мной предстала личность Бабека, чей образ, запомнившийся еще школьными уроками истории, пробудил живейший интерес к томной эпохе и ее героическим персонажам.
Бабек, исповедующий идеалы общинного землевладения, не был склонен к мирскому богатству, что являлось весьма благородной и дальновидной позицией. К сожалению, в те времена, когда возобладали столь нетрадиционные взгляды, судьба зачастую была жестока и короткая. Вспомним, что действие разворачивается в IX веке, а Бабек, в течение двадцати двух лет, совершал отчаянные подвиги, неустанно защищая родные земли от вторжений арабских войск. За голову этого стойкого воина был объявлен огромный выкуп – миллион дирхемов! И, увы, предначертанная смерть все же настигла его.
Советская эпоха подарила миру этот сериал, выполненный с исключительным мастерством, с почтением и достоинством отражающий образ выдающегося деятеля. Он внес неоценимый вклад в историю своего народа. Фильм сумел создать всесторонний портрет Бабека, избежав поверхностного изображения батальных сцен и головокружительных, зрелищных эпизодов. Сама личность Бабека была настолько захватывающая, что не требовала искусственного напыления для привлечения зрителя. Авторы сосредоточились на раскрытии сути, исследуя его мотивы, объясняя логику его действий, показывая, насколько закономерно и органично развивались события. В этой истории нет натянутости, лишь естественный ход жизни.
В фильме филигранно показана картина феодального общества, вырисовываются тяжелые будни простого народа, показаны жестокие казни и ожесточенные сражения, нахлынувшие подобно безжалостным волнам. Контрастируют эти мрачные эпизоды с роскошными пирами и красотой окружающей природы. Зрителю открывается внутренний мир Бабека, его чувства и, конечно, его любовная линия – она не вышла на первый план, как это часто бывает в кинематографе, посягающем на историю. Но даже в этом историческом полотне проглядывает горькая правда: вера в собственную удачу и божественную силу порой приводит к самоуверенности и беспечности, что, в конечном счете, приводит к гибели.
Эта картина – не просто исторический жанр, это – живая история, воплощенная в фильме. В наше время множество кинолент претендуют на историческую аутентичность, но далеко не все соответствуют реальным событиям. Особенно это заметно в западном кинематографе, где зачастую зрелищность важнее достоверности. Конечно, это не документальные картины, но не стоит ли стремиться к более правдивому отражению прошлого? Вопрос, как всегда, сводится к коммерческой выгоде и популярности.
Отдельным достоинством советского кино, вышедшего после пятидесятых годов, являлась предельная скрупулезность в отношении деталей: построение боевых порядков, расположение солдат, количество участников. И это все создавало эффект реального присутствия на поле боя. Цензура, безусловно, была строгой, и при создании фильмов ориентировались на официальные источники. Такое кино не только интересно смотреть, но и можно с уверенностью рассказывать о нем детям, зная, что оно отражает правду.
Действие разворачивается в IX веке, но быт и сражения, противостояние Персии и Кавказа против могущественной арабской империи, показаны с поразительным эффектом и правдоподобием. Кино такое – познавательное, зрелищное, качество исполнения на высоте, сделано с душой.
С сожалением признаю, что наше общество не всегда относится к своей истории с должным почтением, в отличие от восточных культур. Там чтят своих предков, хранят родословные. С годами у любого человека просыпается интерес к своим корням, к тому, кем были его предки, чем они занимались, какие у них были интересы. И эта генетическая предрасположенность, возможно, помогла бы многим из нас лучше понять самих себя.
Приятного просмотра!
Рекомендуем к просмотру