Описание
Рецензии

Сериал Баллада о бомбере

Актеры:
Никита Ефремов, Екатерина Астахова, Александр Давыдов, Нина Усатова, Виктория Толстоганова, Егор Баринов, Олег Примогенов, Игорь Гнездилов, Дарья Екамасова, Василий Слюсаренко
Режисер:
Виталий Воробьев
Жанр:
отечественные
Страна:
Россия, Украина
Вышел:
2011
Добавлено:
добавлен сериал полностью из 8 (28.04.2011)
Рейтинг:
7.24
6.10
Эпоха военных баталий – это трагический, невыносимый опыт, налагающий глубокий отпечаток на души людей. Однако даже в самые мрачные времена, когда тьма сгущается над миром, возникают яркие вспышки бесстрашия и самоотверженности. Именно такими лучезарными примерами являются летчик Гривцов, его возлюбленная – радистка Катюша, и штурман Линько – люди, чьи имена заслуживают быть навеки вписанными в анналы доблести. Им был поручен ответственный вылет, имеющий стратегическое значение, но судьба распорядилась иначе. Небесная колесница, в которой они отважно ринулись навстречу опасности, была повержена и рухнула на захваченную территорию, находящуюся под гнетом вражеской оккупации. Благодаря невероятному стечению обстоятельств, герои избежали неминуемой гибели, однако оказались в крайне затруднительном положении. Пред ними возникла острая дилемма: как, оказавшись в тылу врага, осуществить поставленную задачу, представляющую собой жизненно важную миссию? Повисли над ними угрозы, готовые обрушиться в любой момент, и испытания, способные сломить даже самых закаленных духом. Смогут ли эти бесстрашные воины преодолеть громоздкие преграды, что встали на их пути? Обладают ли они достаточной изобретательностью и храбростью, чтобы, используя любые шансы, сохранить драгоценные жизни и пробиться домой, туда, где их ждут надежда и свет? Их история – это повесть о выживании, отваге и неугасимой вере в победу.
С глубочайшим удовольствием я погрузился в созерцание этого кинематографического произведения. Сюжетное развитие, вопреки некоторым распространенным представлениям о его предсказуемости, обладает завораживающей силой, не позволяя отвлечься ни на мгновение. Сплетение острой сюжетной линии и великолепный актерский ансамбль сплетаются в притягательный, колоритный и волнующий фильм. Несомненно, создателям удалось выковать нечто большее, чем просто киноповествование, – настоящее кинематографическое откровение, которое, в полной мере, оправдывает свое поэтичное название, намекая на балладную сущность повествования. Изначально, я пытался уловить ту ниточку, что связывает этот фильм с жанром баллады, пытаясь найти логическую основу для такого определения. Но вскоре, раздумья рассеялись, и я осознал, что название, словно тихий шепот, подготавливает зрителя к восприятию не документальной хроники, а глубоко личной истории, повествующей о простых человеческих взаимоотношениях, о замысловатых переплетениях судеб и рока. Ведь, даже в эпоху неимоверных испытаний и потрясений, фундаментальные аспекты человеческого бытия, проявления любви, дружбы, предательства и надежды, остаются неизменными. Человеческая натура, вне зависимости от окружающей действительности, неизбежно переживает калейдоскоп эмоций, от ликования до отчаяния. Именно это понимание позволяет отбросить предвзятость по отношению к некоторым историческим или техническим неточностям, к незначительным деталям, которые не являются сутью повествования. Такие нюансы оставляем для кинолент, претендующих на историческую достоверность или документальную точность. И, в данном контексте, считаю, что это вполне разумный и оправданный творческий подход. Авторы сосредоточили свое внимание на ином, существенно более важном аспекте. Ведь сказочная составляющая, в ее самом благородном и возвышенном значении, всегда присутствовала в нашей жизни, даря неиссякаемый источник веры и надежды. Хотя я и испытываю искреннее уважение к истории военных действий, к датам, к деталям, к фактам, я не намерен судить эту картину чрезмерно строго. Она не предназначена для столь детальной оценки. Не исключено, что создателям стоило уделить немного больше внимания исторической достоверности. Однако, даже несмотря на это, картина не теряет своей ценности. На мой взгляд, в противовес тем работам, где доминируют факты и события, а человеческая жизнь отходит на второй план, подобные киноленты крайне необходимы. Михаил Ефремов продемонстрировал поистине блистательное исполнение своей роли, сумев проникнуть в саму суть, в глубинную философию этой картины и, вероятно, в душе прожив жизнь своего персонажа. Не меньшим восторгом вызвали молодые актеры Давыдов и Астахова, а также, как всегда, безупречные Усатов, Баринов и Толстоганов. Эпизодическая роль Гусева также не оставляет равнодушным ни одного зрителя. Отдельно хочется отметить немецкую актерскую труппу, сумевшую достоверно и трогательно изобразить жизнь немцев в те непростые годы. В заключение, я искренне благодарю авторов и создателей этой картины за смелый, неординарный подход к военной тематике и за удачную попытку показать жизнь людей того времени с неожиданного ракурса, через призму любви, веры и других, присущих человеку, чувств и переживаний. Это не просто фильм, это откровение души, наполненное человечностью и состраданием.
Создание этой рецензии представляется поистине непростой задачей, ведь перед рецензентом возникает дилемма: как осмысленно изложить впечатление о произведении, которое, будучи приятным в ряде аспектов, тем не менее, затрагивает чрезвычайно деликатную и сложную тему войны? Предварительный ажиотаж, разгоняемый тщательно продуманной рекламной кампанией, восхитительные музыкальные сопровождения и эффектные телевизионные тизеры, несомненно, подогревали интерес. Именно поэтому, испытывая искреннее желание принять взвешенное решение, я обратилась к платформе КиноПоиск, где меня ожидала не просто информация, но и захватывающий трейлер, и интригующее описание, окончательно убедившее меня в необходимости просмотра. Однако, приблизительно на отметке начала второй серии, я ощутила предчувствие грядущего, отмеченного чертами, свойственными мелодраматическим линиям повествования. Вполне вероятно, что подобная закономерность является неотъемлемой частью современного сериального формата, но она не могла не вызвать легкое разочарование. Лица актеров были мне незнакомы, что, впрочем, не являлось существенным фактором оценки – горазднее, чем звездный состав, говорит убедительная и глубокая актерская игра, и в данном случае, это требование было полностью удовлетворено. При этом, наиболее серьезное недовольство вызвала сюжетная канва, чрезмерно затянутая и усложненная, с вплетением в повествование ряда элементов, типичных для телевизионных сериалов, что несколько исказило первоначальную задумку. В ряде эпизодов наблюдалась предсказуемость развития событий, порождающая вопрос: действительно ли это свидетельствует о приобретенной мной способности к провидческим способностям, или, возможно, фильмы стали столь шаблонными и предсказуемыми? Безусловно, создание кинематографических полотен, посвященных страданиям и героизму во время войны, представляет собой непростую задачу, однако, если автор берется за такое ответственное дело, он обязан стремиться к максимальной степени реалистичности и достоверности. Не следовало трансформировать столь благородную и перспективную идею в нечто труднообъяснимое и запутанное. Тем не менее, несмотря на присутствие мелодраматических элементов, сериал в целом оставляет довольно положительное впечатление, хотя несколько корректировок не помешали бы. В конечном итоге, можно с уверенностью констатировать, что представленный фильм создан для определенной аудитории, которой, очевидно, он придется по вкусу.
Ощущения от просмотра картины оказались весьма двойственными. В первую очередь, порадовало то, что режиссёрский коллектив, по всей видимости, избежал соблазна перекроить первоисточник, оставив верность замыслу Михаила Веллера, признанного мастера жанра. Это не всегда удается, ведь соблазн привнести "авторское видение" часто заставляет творцов искажать дух оригинала. Однако, в то же время, восприятие фильма омрачилось некоторыми существенными недочётами. Актёрская игра, на мой взгляд, оказалась далека от идеала. Не возникло ни малейшего ощущения погружения в ту эпоху, не чувствовалось той специфической атмосферы времени. Создалось впечатление, что исполнители предрасположены к современному прочтению ролей, что придает их игре оттенок искусственности и существенно подрывает реалистичность повествования. Даже незначительная деталь, такая как фамилия Флёрова, вызвала сомнения в исторической достоверности картины – мне кажется, что в те годы подобного рода фамилии не встречались. Более того, ощущается отсутствие той глубины драматизма, свойственной качественным экранизациям. Однако, это, пожалуй, неизбежно, поскольку первоисточник написан не в драматическом жанре, а в другом, более сдержанном. Несмотря на это, детективная линия получилась вполне увлекательной, хотя и поражает кажущейся легкостью, с которой герои выпутываются из, казалось бы, совершенно безвыходных ситуаций. Особый восторг вызвал образ Никиты Ефремова – персонаж, который, безусловно, достоин восхищения. Он, несомненно, наследует талант отца, демонстрируя при этом поразительную адекватность и отсутствие тщеславия. Нельзя не отметить захватывающий сюжет, однако, признаю, что его очарование – это, скорее, заслуга гения Михаила Веллера, а не сценаристов. Не менее впечатляющей оказалась Нина Усатова, командир партизанского отряда. Её характер, воплощающий силу духа и решительность, вызывает неподдельный восторг и заставляет поверить в существование таких выдающихся женщин, которых, к сожалению, сегодня не встретишь. Её образ – это настоящий глоток свежего воздуха, воплощение мужества и стойкости, которые так необходимы современному миру.