Описание
Рецензии

Сериал Бедная Настя
Актеры:
Елена Корикова, Петр Красилов, Антон Макарский, Даниил Страхов, Виктор Вержбицкий, Эммануил Виторган, Марина Александрова, Екатерина Климова, Елена Бондарчук, Игорь Дмитриев
Режисер:
Екатерина Двигубская, Александр Смирнов, Петр Штейн
Жанр:
отечественные, драмы, мелодрамы
Страна:
США, Россия
Вышел:
2003
Добавлено:
добавлена 61-127 серия, финал сериала из 127
(19.07.2010)
Рейтинг:


Судьба, словно искусный фокусник, из года в год демонстрирует нам причудливые трюки, но сквозь призму веков неизменно проступают те же неугасимые человеческие страсти: пылкая любовь, обжигающая ревность, приторная ложь и горькая обида измен. 1839 год. Пожилой барон Корф, человек, чья жизнь была отмечена потерями и переживаниями, впитал в себя сироту Анну, воспитывая ее словно родную дочь. Его сердце переполняла нежная привязанность, и он лелеял мечту о том, чтобы она блистала на подмостках Императорского театра, покоряя публику своим даром. Общество, элита высшего света, сходилась во мнении о ее исключительном таланте, не сомневаясь в ее блестящем будущем. Однако мало кто подозревал о том, что эта ослепительная дива, эта воплощенная грация, на самом деле является крепостной, рожденной и выросшей в стенах роскошного поместья, но оторванной от своих корней.
Князь Михаил Репин, молодой и амбициозный аристократ, с первого же взгляда безоговорочно преклонился перед красотой Анны. Его пленили не только ее очаровательная внешность, но и манера держаться, ее неподдельный свет в глазах. Он был очарован ею, не подозревая ни о чем, кроме ее очевидной принадлежности к знатному роду. Но за фасадом беззаботности и роскоши скрывалась тайна, которая вскоре должна была вырваться наружу, обнажив истинное происхождение девушки. Раскроется ли эта доселе хранившаяся в секрете правда, и что произойдет, когда князь узнает о ее крепостном статусе? Сохранит ли он свою страстную любовь, несмотря на непреодолимую пропасть между их социальными положеннями? И сможет ли их союз выдержать испытание временем и предрассудками, царящими в высшем свете? Ответы на эти вопросы еще предстоит найти в запутанной сети интриг и страстей.
Восприятие этого драматического полотна, несомненно, формируется сквозь призму времени, сквозь пелену возраста, в котором зритель впервые соприкоснулся с его историей. В юности, в период становления, когда мир еще полон возможностей и идеалов, я, под влиянием подруги, открыла для себя эту сагу. Тогда мой взор был прикован к витиеватости костюмов, к пышности усадеб, к красоте декораций. Анна казалась мне кроткой, беззащитной душой, Корф – мудрым наставником, почти волшебным покровителем, а Михаил и Владимир – олицетворением аристократии, чьи поступки регламентируются строгими устоями общества. Царская семья воплощала величие власти, а семья Долгоруких – трагедию человеческой судьбы, преисполненную непредсказуемости и печали.
Спустя же годы, в период отпуска, когда вновь почувствовала желание окунуться в воспоминания, пересмотр сериала вызвал совершенно иной спектр эмоций. Зрелость, накопленный жизненный опыт позволили увидеть глубинные слои повествования, уловить нюансы актерской игры, проанализировать мотивацию персонажей. Не стану заявлять о безоговорочном превосходстве этого сериала над другими, признаю наличие нелогичностей, сюжетных недочетов, но ключевая идея, пронизывающая историю, стала очевиднее: поступки, рожденные из импульсивности и самообмана, неизбежно влекут за собой болезненные последствия.
Анна, чья наивность в юности вызывала искреннее сочувствие, предстала передо мной как сложный, противоречивый характер, лишенная умения выражать свои чувства, скованная страхом перед собственными желаниями. Она казалась пленницей обстоятельств, бесцельно плывущей по течению судьбы. Отсутствие честности, как по отношению к окружающим, так и к самой себе, приводило к внутренним конфликтам и разочарованиям. Полученная свобода не принесла облегчения, а лишь подчеркнула ее беспомощность. Привыкнув к опеке и поддержке Корфа, она оказалась дезориентированной и потерянной, когда его не стало.
Корф, в свою очередь, оказался далеко не безупречным благодетелем. Под покровом благородства скрывались мрачные тайны, отягощающие его прошлое. Его любовь к сестре жены была предательством, его помощь другу – шагом к неминуемым последствиям, его сокрытие измен – вопиющим нарушением моральных принципов, а кража ребенка – актом, лишающим человека будущего. Не соверши он этих действий, возможно, судьба многих людей сложилась бы иначе.
Сын Корфа, Владимир, являл собой клубок противоречивых черт характера. Его вспыльчивый нрав приносил ему немало проблем, а борьба за внимание и любовь отца, вызванная ошибками последнего, рождала в нем скрытые комплексы и страхи. Возможно, именно поэтому он не осмеливался признаться в чувствах к Анне. Более того, его отношения с крестьянкой Полиной и с Лизой Долгорукой представляли собой пример абсурдной двойственности, демонстрируя неспособность мужчины понимать истинную ценность любви.
Михаил Репнин, его лучший друг, казался в начале пути настоящим воплощением благородства и морали. Он питал чувства к Анне, готов был ради нее пойти на жертвы. Однако, общественное мнение, жесткие рамки аристократического общества стали для него непреодолимым барьером, разрушившим его любовь. Он не смог принять происхождение Анны, ее поступки, ее тайны. Но, при этом, ему было проще простить Лизу Долгорукую за её более серьезные проступки.
Лиза Долгорукая – несомненно, наиболее вызывающий персонаж истории. Её безрассудные действия, её легкомысленность не соответствуют статусу княжны. Несправедливость судьбы, брак с Забалуевым, безусловно, стали тяжелым испытанием, но они не оправдывают ее поведение. Поочередная демонстрация чувств к Владимиру и Михаилу, без каких-либо признаков уважения или культуры, поражает своей бесцеремонностью. Несомненно, она раскрывает множество тайн, но за эту неоднозначность требует более глубокого осмысления.
Семья Долгоруких, в целом, является воплощением пороков, демонстрацией негативного примера. Мария Долгорукая, несчастная женщина, терпящая измены мужа, совершила ужасные поступки – покушение и убийство, – которые не могут быть оправданы никакими страданиями. Месть стала смыслом ее существования, и судьба наказала ее за это. Петр Долгорукий – чудовищный эгоист, изменяющий жене, имеющий внебрачный ребенок, притворяющийся мертвым. "Честь", так часто провозглашаемая им, оказалась пустым звуком. Его поведение по отношению к "новой" дочери и к другим детям вызывает отвращение. Андрей Долгорукий – точная копия отца, совершающий измену невесте и имеющий ребенка от крепостной. Его мать – убийца, а он, как ни странно, просит о милосердии для нее. Его стремление к сохранению репутации семьи важнее, чем реальные события, происходящие в этой семье.
Наталья Репнина, невеста Андрея, почти с самого начала романа увлечена другим мужчиной. Любви между Андреем и Натальей практически не было, лишь формальный договор о помолвке. В то же время, прослеживается химия между Натальей и наследником престола, проявляющаяся в письмах и взглядах. Однако, ее честность и отказ от брака с Александром, зная о его невесте, заслуживают восхищения. Измена Андрея и рождение им ребенка от другой женщины ставит крест на их возможном союзе, оставив на ней глубокий след.
Наследный принц вызывает искреннее уважение своим мужеством, своей преданностью своим принципам и своей готовностью бороться за свои чувства. В его отношениях с Марией, несмотря на отсутствие мгновенной страсти, прослеживается настоящая гармония, меняющая жизни обоих.
Бесчеловечность и жестокость присутствуют во многих персонажах, таких как Карл Модестович и Забалуев. Их поведение является воплощением подлости и зависти. Несмотря на то, что персонажи совершили немало злодеяний, они не понесли должного наказания.
В заключение, сериал – это не шедевр кинематографа, но привлекает своей атмосферой, своими красивыми костюмами, убедительными декорациями и прекрасной актерской игрой. Сюжет, несомненно, прост и порой нелогичен, но он дает повод для размышлений и обсуждений. Это отечественная, своеобразная "мыльная опера", которую стоит смотреть, чтобы расслабиться и получить удовольствие от просмотра.
Встреча с "Банщиками Ниагары" стала для меня не просто телезрительским опытом, а чем-то вроде внезапного и очаровательного влечения, подобного первой влюбленности. Это было мое первое погружение в мир телероманов, и я оказалась плененной их завораживающим очарованием, поглощенной, как будто, в плену магнита. Признаюсь, жанр этот не всегда резонирует с моими вкусами, однако, "Банщики Ниагары" смогли пробить броню моей непристрастности, покорив воображение. Спустя четырнадцать лет я вновь вернулась к этому произведению, и вновь ощутила этот пьянящий вихрь эмоций, этот неизбежный эффект "залипания".
Особенно меня завораживает роскошный, величественный исторический контекст: усадебные пейзажи, царские резиденции, сияющие великолепием. Изысканные костюмы, воссоздающие атмосферу усадебного и дворцового быта, тонкости этикета, изящество манер – все это создает неповторимый колорит. И как же волшебны русские вечера! (Не стану упускать из виду и утренние часы – даже Владимир, неторопливо растянувшийся на постели, дорогого стоит!).
Потрясающий ансамбль актеров, великолепие актерской игры – Страхов, Остроумова, Вержбицкий – ослепительны, и большинство остальных не уступают им. Безупречная операторская работа подчеркивает красоту и масштаб происходящего.
И все же, не стоит быть наивным: сюжет, безусловно, не отличается оригинальностью. Это вечная история о Золушке, знакомая каждому, с привычными клише, один за другим выстроенными. Финал предсказуем и банален. Конечно же, здесь можно найти кинотехнические ляпы, неточности в исторической канве – кто без этого? Это привносит определенную долю иронии, но не портит общего впечатления.
Особенно заметны многократные повторения эпизодов, словно памятки для невнимательного зрителя, особенно остро ощутимые в начале повествования. Эта раздробленность, кажущаяся хаотичная структура эпизодов, на первых порах раздражает. Однако, ближе к финалу, она становится понятной: это искусный прием, «крючок», призванный удержать зрителя, подтолкнуть к продолжению. Зачем же дробить повествование на отдельные фрагменты ради рекламных пауз?
Несомненно, некоторые сюжетные линии и сцены можно было бы сократить или вовсе исключить. Например, история Никиты и Сони, цыганская интрига… С трудом постижима характерная логика поведения Ольги-Дарьи. Поведение Ольги кажется противоречивым, лишенным мотивов. Зачем ей все эти интриги с Корфом, на виду у Александра? Кто она, чтобы так мстить, и кто ее Полина, чтобы втягивать ее в подобный водоворот событий? Ведь, выйдя за Корфа, она лишь скрывается за его именем. Но ведь он находится в опале у государя и, что еще опаснее, под пристальным вниманием Бенкендорфа. Складывается впечатление нелепой, бессмысленной комбинации. Представляю, что в случае такого брака, Бенкендорфу пришлось бы развернуть полевой филиал 3-го отделения прямо у подножия Корфовой усадьбы, и на долгий срок. Какой в этом выгода? Возможно, Ольга просто отчаянна и все такое, но не до такой же степени! Или это всего лишь уловка, способ поддерживать ее «стервозность» в форме и растянуть сериал на пару лишних серий?
То же самое касается похищений Лизы и Анны. Понятно, что нужны сольные эпизоды для героев-спасателей. Но...
Несмотря на это, великолепные, мастерски сыгранные и психологически проработанные сцены, по-прежнему берут верх. Их влияние перевешивает. При пересмотре можно без сожаления пропускать менее значимые фрагменты. Танец Саломей. Владимир и Анна у гроба старого барона. Сцена перед иконой во время венчания Лизы. Доктор Штерн на дуэли В. и М. Свидание Натали и Александра в Гатчине. Разговор Андрея и Владимира, когда Вл. отказывается от преследования княгини по суду. И это лишь вершина айсберга, лишь те моменты, которые всплывают в памяти первыми.
"Банщики Ниагары" открыли для меня плеяду молодых, талантливых актеров, таких как Даниил Страхов, Екатерина Климова и Дмитрий Исаев. Жаль, что пока не довелось видеть их на театральной сцене. Особенно тепло вспоминаю игру Страхова в "Звездочете" и "Детях Арбата".
И, наконец, благодаря "Банщикам Ниагары" я познакомилась с такими явлениями, как фанфик, фэндом, квест, и впервые зарегистрировалась на интернет-форуме (почившем в бозе токсити.ру). Таким образом, сериал оказал по-настоящему позитивное влияние на формирование моего опыта работы с современными цифровыми технологиями.
Первая телевизионная адаптация «Бедной Насти» от «Амедиа» ознаменовалась весьма неоднозначным стартом, словно первый блин действительно оказался подгоревшим. Вопрос о целесообразности передачи художественного замысла исторической саги о России иностранным сценаристам остается смущающим и тревожным. Неужели не нашлось отечественных авторов, способных достойно воссоздать эпоху и дух отечественной истории? Этот же вопрос, как злая тень, преследовал и другие экранизации великих произведений – «Война и мир», «Доктор Живаго», «Евгений Онегин». Как можно назвать историей вымысел, далекий от подлинных событий? Сериал же, к сожалению, грешит именно этим.
В исторических документах нет упоминаний о прибытии Ольги Калиновской в Россию от Александра. Их переписка, безусловно, существовала, но ее личная встреча не имела места. Ольгу, при всей ее привлекательности, сложно было назвать воплощением красоты, что подтверждается существующими портретами. Мария Гессен-Дармштатская, в свою очередь, не отличалась безупречными чертами лица, а ее внешность могла вызвать скорее смущение, чем восхищение. Сравнение ее образа с сияющей Мариной Александровой выглядит абсурдным – это диаметрально противоположные типы.
Нельзя обойти стороной и искажение отношений между Александром и Натальей Репниной. Исторические факты свидетельствуют о его тайной страсти к Екатерине Долгорукой, несмотря на значительную разницу в возрасте, и о его одновременном существовании в двух семьях. Возлюбленная при этом не покидала пределов царского дворца. В те времена и Екатерина, и супруга царя Мария породили внушительное количество наследников, чьи колыбели находились всего в нескольких шагах друг от друга.
Одежда, предложенная съемочной группе для отображения придворной знати, далека от аутентичности эпохи. Вместо элегантных и строгих костюмов мы видим гротескные и нелепые наряды, лишенные всякой исторической достоверности.
В актерском составе есть яркие лучи. Елена Корикова создала по-настоящему убедительный образ крепостной девушки, передав ее внутреннюю растерянность и страх. Ее игра заслуживает самых высоких похвал – она смогла настолько органично войти в роль, что казалось, будто она действительно ощущает на себе бремя крепостного положения, жаждет любви и свободы.
Анна Горшкова блестяще воплотила образ хитроумной и проницательной девицы, которой свойственна жестокая расчётливость. Она продемонстрировала поразительную трансформацию от кроткой и добродушной девушки до целеустремленной и надменной особы.
Даниилу Страхову, как правило, достаются положительные герои, и в этот раз он также не стал исключением. Его игра была интересной и запоминающейся, невольно вспоминая его выдающуюся роль в «Десяти» – образ мерзкого Юрки Шарока оставил глубокий след в памяти.
Петр Красилов и Дмитрий Исаев продемонстрировали высочайший класс мастерства, оставив неизгладимый след в этом проекте. Как и многие другие молодые актеры, ранее остававшиеся в тени, благодаря этой роли смогли заявили о себе.
Образ Танюши-крепостной вызывает особенные чувства – её «проницательная» улыбка повергает в крайнюю степень раздражения. Вместо горьких слез она издает насмешливый смех!
Неизбежно использование созвездие именитых актеров, чье присутствие значительно повысило шансы на успех данного проекта. Альберт Филозов, Эммануил Виторган, Ольга Остроумова, Светлана Тома – их опыт и харизма не могли не принести пользу экранизации.
Однако, появление эпизода с пропажей девочки стало для меня настоящим шоком. Использование элементов, характерных для мексиканских мелодрам, выглядит неуместным и старомодным в контексте российской исторической драмы.
Я совершенно очарована этим сериалом, поглотила его с жадным азартом, а затем не уставала возвращаться к отдельным сценам, фрагментам, благодаря всемогуществу цифровых технологий. Пожалуй, ни одно другое кинематографическое произведение не породило столь обширной плеяде обсуждений, критических оценок и восторженных отзывов, не говоря уже о бесчисленных фан-видео, трогательных клипах и захватывающих дух фанфиках. И этот культ не угасает, а напротив, продолжает разрастаться, сплачивая единомышленников в крепкие фан-сообщества. В чём же секрет его неугасающей притягательности? Почему зрители на протяжении стольких лет находят в нём неиссякаемый источник вдохновения и вновь и вновь возвращаются к просмотру?
Моё знакомство с историей Бедной Насти случилось в конце прошлого года, когда её героине уже исполнилось десятилетие, а имена исполнителей ключевых ролей давно прочно закрепились на вершинах рейтингов. Многие из них с тех пор активно востребованы, и фильмы с их участием мы, зрители, с нетерпением ждём и сейчас. Однако, эти работы, как ни странно, прошли мимо меня, не оставив глубокого следа в душе, не вызвав искреннего восхищения… Посмотрела и, увы, забыла. Вряд ли бы я захотела пересмотреть их даже несколько раз.
Бесспорный триумф этого сериала во многом обусловлен филигранной игрой молодых, подающих надежды актеров. И какая это была игра! Исполнители столь органично вошли в свои образы, как сам Д. Страхов некогда подметил, описывая совпадение психофизических данных и характеров своих героев. И это особенно ярко ощущается в крупных планах. Глаза… они не просто передают эмоции, они изрекают чувства, просят о прощении и любви, томительно страдают и вселяли надежду. Это попадание в образ поистине безупречно, словно ювелирная работа.
А Е. Корикова… это само воплощение очарования, воплощенная женственность и уязвимость, наделённая редким даром органичного, совершенно незлобливого благородства. Слова кажутся недостаточными, чтобы описать её. Но самое удивительное, что чувство восхищения ею не приходит мгновенно, а когда приходит, то уже не покидает… никогда! Никогда! Запомните эти слова! Никогда!
Именно поэтому всё остальное: мастерство актеров, как ведущих, так и эпизодических ролей, музыкальное сопровождение, декорации и прочие элементы – существует лишь для того, чтобы подчеркнуть, усилить гармонию взаимоотношений главных героев. Я даже не могу вообразить, чтобы на месте Кориковой оказалась другая актриса, или Страхова с Кориковой – другой актер. Это был бы уже совсем другой сериал, нечто отдаленно напоминающее "Одну ночь любви", но в значительно более слабой интерпретации. Я убеждена, что неугасимая популярность этого сериала обусловлена всемогуществом той неукротимой силы, имя которой – ЛЮБОВЬ!
Изначально я отнеслась к этому сериалу с некоторой долей скептицизма, не придавая первоначальным эпизодам особого значения, не усматривая в нём ничего примечательного. Однако не успела минуть и месяца, как меня, подобно зачарованному, захватили его изысканные костюмы, роскошные декорации, впечатляющая игра актёров и притягательная сюжетная линия, хотя её развитие порой и предсказуемо.
"Скудная Настя" неразрывно связана с одним из самых непростых этапов моей биографии. С абсолютной искренностью могу утверждать, что этот телесериал сыграл немалую роль в моем исцелении, помог переосмыслить некоторые аспекты жизни и обрести иную перспективу. Проживая вместе с обеднелой, но духом сильной Настей, сопереживаешь её страданиям, ощущаешь мимолетные моменты радости, сталкиваешься с горькими разочарованиями, предательством, подлостью, испытываешь невыразимое блаженство и пьянящую силу влюбленности – настоящий вихрь бурных эмоций и глубоких переживаний.
"Скудная Настя" открывает принципиально новую главу в истории русской мелодрамы, демонстрируя свежий взгляд на жанр. Я убеждена, что этот проект – не был неудачной попыткой. В нем собрался поистине великолепный актерский состав, включающий признанных мастеров своего дела: Ольги Остроумовой, Альберта Филозофова, Игоря Дмитриева, Светланы Томы, Эммануила Виторгана, Виктора Вержбицкого. Отдельно хотелось бы отметить юных исполнителей, чьи роли запомнились мне особенно: героини Екатерины Климовой и Анны Табаниной, сумевшие передать всю гамму чувств и переживаний своих персонажей.
Для Петра Красилова "Скудная Настя" стала дебютной работой на телевидении, а его герой, Миша Репнин, – это воплощение благородства, чести и благородных принципов. В целом, сериал мастерски воссоздает атмосферу эпохи, передает дух времени, позволяя зрителю ощутить себя участником тех событий.
Возникает мысль, что если бы подобные картины, основанные на сильных моральных принципах и возвышенных идеалах, демонстрировались регулярно, люди, возможно, не утратили бы связь с вечными ценностями, не забыли бы о морали, о чести и достоинстве.
Рекомендуем к просмотру