Описание
Рецензии

Сериал Белая ночь

Актеры:
Сергей Юшкевич, Александр Фисенко, Олег Фёдоров, Георгий Неусыпов, Иван Патраман, Виталий Жигалин, Андрей Котов, Валерий Малюшин, Юлия Горшенина, Ольга Гагарина
Режисер:
Александр Якимчук
Жанр:
детективы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2015
Добавлено:
3-4 серия из 4 (09.05.2015)
Рейтинг:
6.29
В разгар 1944 года, когда огненные испытания Второй Мировой разрывали европейский континент, разворачивается драматичная история, переплетенная с интригами, моральными дилеммами и горькими компромиссами. В центре повествования – отряд советских разведчиков, чья задача заключалась в проведении дерзких диверсионных операций в тылу врага. Возглавляет эту команду бесстрашный и расчетливый капитан Сергей Туманов, закаленный в боях, человек, чьи решения зачастую определялись суровыми реалиями войны. После выполнения очередного сложного задания, требующего предельной осторожности и выдержки, отряд, оставив позади бушующий фронт, отправляется в тыл. Однако, как это часто бывает, надежда на безопасный отход оказалась иллюзией. За ними, подобно призраку, начинает неотступно следовать вражеская контрразведка, готовая прервать их путь. В условиях критической ситуации, когда выживание команды висит на волоске, капитан Туманов принимает, казалось бы, бесчеловечное, но необходимейшее решение – нейтрализовать захваченных в плен немецких солдат. Считая, что их дальнейная доставка в штаб невозможна без риска для всего отряда, он дает приказ об их ликвидации. Этот трагический эпизод позволяет разведывательной группе вырваться из лап преследователей и благополучно вернуться к своим, но оставляет глубокий шрам на совести капитана и провоцирует серьезные последствия. Жесткое осуждение со стороны НКВД, которое не приемлет подобных отступлений от правил, приводит к аресту Туманова. Однако, благодаря сочетанию удачи и находчивости, капитану удается совершить дерзкий побег, скрываясь от правосудия. Проходят годы. Ленинград, возрождающийся из пепла войны, становится ареной новых преступлений. Город потрясают дерзкие ограбления, совершаемые человеком, чьи навыки и методы работы демонстрируют поразительную компетентность и профессионализм. Ни один из стандартных методов задержания не позволяет приблизиться к разгадке личности преступника – слишком уж искусен и предусмотрителен он. Вскоре становится очевидно, что за фасадом обычного преступника скрывается человек с уникальным прошлым, владеющий навыками, отточенными в боевых условиях. И правда оказывается еще более шокирующей: за маской неуловимого преступника скрывается сам Сергей Туманов, некогда – бесстрашный советский разведчик-диверсант, вынужденный бежать от правосудия и искать свое место в послевоенной России.
## Беспокойные отблески памяти: размышления о фильме «Белая ночь» В канун очередного Дня Великой Победы, когда кинематографический поток патриотических полотен из года в год лишь усиливается, я осмелюсь высказать мнение, что чествование памяти героев должно выходить за рамки ежегодного ритуала. Несомненно, создание фильмов о войне, о мужестве и страданиях наших предков, жизненно необходимо, но крайне важно, чтобы такие произведения были не просто красивы, но и достоверны, проникнуты глубоким пониманием эпохи. Иначе – лучше не браться вовсе. Сегодняшний кинематографический ландшафт таков, что по-настоящему значимые работы становятся редкостью, погребенные под наплывом спецэффектов, которые часто затмевают подлинные исторические факты и живые свидетельства. Молодому поколению, к сожалению, все сложнее заставить себя погрузиться в чтение книг о войне, о героических поступках, о самопожертвовании. Историю подсовывают на "блюдечке с золотой каемочкой", упуская возможность почувствовать глубину трагедии и величие духа. И если бы не усилия сценаристов, кинематографистов и государственных институтов, поддерживающих интерес к прошлому, история могла бы окончательно раствориться в тумане безразличия. И юбилейный год празднования Великой Победы, с моими ожиданиями грандиозного кинематографического события, оставил ощущение недосказанности. Не столько из-за организации торжественных мероприятий – здесь, в целом, нет вопросов – сколько из-за художественного наполнения праздника. Понимаешь, каждый год на свет появляется новая картина, и, казалось бы, учитываются ошибки, допущенные в прошлом. Но эта надежда нередко разбивается о суровую реальность. В попытке найти достойный фильм, я обратилась к неиссякаемому, но столь непредсказуемому ресурсу – Интернету. Однако, огромный объем информации лишь усугубил задачу выбора, и я решила поступить иначе: ориентироваться на общедоступные каналы, полагая, что показы на центральных платформах предполагают определенный контроль качества. Так я наткнулась на российский фильм «Белая ночь». Первое впечатление было благоприятным, и я решила, что этот проект заслуживает внимания, приступив к просмотру. Привлекало и то, что сюжет уместился всего в четыре серии, что подразумевает, по крайней мере, отсутствие затянутости, возможность списать проект со счетов, если он не оправдает ожиданий. Прежде чем перейти к критическому анализу достоинств и недостатков этой работы, позвольте мне представить краткое введение в сюжет. Фильм переносит нас в 1944 год – год переломных событий в истории человечества. Каждый шаг, каждое решение, принятое в этот период, находилось под пристальным контролем, ведь любая ошибка могла повлечь за собой катастрофические последствия для страны и всего советского народа. В центре повествования – капитан диверсионной группы Сергей Туманов, офицер, зарекомендовавший себя как опытный и мудрый стратег. В ходе выполнения сложнейшего задания он не только сохранил жизнь отряду, но и блестяще справился с поставленной задачей, взяв в плен немецких солдат. Однако, теперь ему предстоит отойти в тыл, избавившись от своего пленного конвоя. Это решение, принятое на свой страх и риск, является финальной точкой в первой, наиболее позитивной части фильма. Все, что предшествует появлению сотрудников Народного Комиссариата внутренних дел (или, как принято говорить сегодня, НКВД), можно оценивать с энтузиазмом. Сюжет динамичен, атмосфера достоверна, а персонажи убедительны. Однако, именно после этого момента начинаются наиболее спорные и вызывающие вопросы. По сюжету, Сергей Туманов арестован, но его опыт и навыки позволяют ему бежать не только от врага, но и от своих соратников, которые не поняли его решительных действий. Затем, повествование переносит нас в послевоенное время, в Ленинград, где начинают происходить странные, громкие и дерзкие преступления. Кто мог решиться на столь отчаянные действия в столь непростое время? Все эти преступления объединяет нечто общее – их совершает один и тот же человек. Расследование этих дел поручено начальнику по борьбе с бандитизмом Юрию Некрылову. И, как можно было догадаться, преступником оказывается бывший герой и капитан диверсионной группы – Туманов. В этот момент, в принципе, можно было бы поставить точку в оценке фильма, поскольку дальнейшее развитие сюжета кажется предсказуемым и банальным. Не того я ждала от современных кинематографистов – возвращения к примитивным штампам и шаблонным сюжетам. Хотелось бы видеть полноценный фильм о войне, основанный на достоверных сведениях и фактах, а не на выдумках и приукрашиваниях. Необходимо учитывать, что сценаристы и вся съемочная группа, безусловно, ориентируются на получение прибыли от показов, но не стоит забывать о том, что речь идет о нашей истории, о памяти предков. Разумеется, стоит отметить, что фильм транслировался на канале «НТВ». Всё дальнейшее развитие сюжета, к сожалению, проходит в характерных для данного телеканала мотивах и действиях: криминал, бандитизм, полиция и поиски преступника. Это уже не военная драма, а очередная "энтэвэшная" мыльная опера о бандитах, что и вызвало глубокое разочарование. Если говорить об актерской игре, то она оставляет желать лучшего. Персонажи шаблонны и лишены индивидуальности. Актеры, задействованные в фильме, не смогли передать глубину и сложность своих героев. Даже те, кто пытался, не смогли преодолеть рамки навязанных штампов. Единственное, что заставляет продолжать просмотр – это желание понять, что же случилось с капитаном разведки Тумановым, почему он превратился в рецидивиста и отморозка. И, к сожалению, даже финальное объяснение не убеждает. Складывается впечатление, что задумывалась совершенно другая история, но в какой-то момент не хватило времени, сил и средств, и в результате получилась упрощенная версия, "для красного словца". Давно я не испытывала подобного разочарования, не только в актерской игре, но и в сюжете, съемках и общем качестве фильма. Главный герой, в итоге, предстает не как герой, а как антигерой. Неужели это и было целью сценаристов? Сложно понять. Насколько же можно снимать нечто подобное? В эпоху "свободы слова" выпускают все, что угодно. Пожалуйста, не трогайте память и фильмы, которые вам не под силу. Неоднократно читая отзывы на этом фильме, я была шокирована количеством положительных оценок. Вероятно, фильм нравится в основном подросткам, людям, мало знакомым с историей и документальным кинематографом, которые не смогли бы сформировать о нем положительное мнение. Фильм нелогичен и пуст. Задумка, безусловно, была интересной, но реализация идеи оказалась слабой. Когда я начала писать эту рецензию, я старалась избегать острых моментов, чтобы не обидеть никого своими высказываниями. Мой отзыв направлен на то, чтобы уберечь ваше время от очередной бессмысленной киношной ерунды. Стоит ли его смотреть? Решать вам. Но если бы я могла повернуть время вспять, я бы не стала тратить свое время на эту безликую картину, пропитанную штампами и сухой, бездушной игрой актеров. Полное разочарование как в самом проекте, так и в актерской игре и персонажах. Спасибо за внимание. Никого не хотела обидеть, прошу прощения за резкие фразы.
До написания этих строк, я, признаться, выросла, очарованная кинематографическими полотнами, возвещающими о войне в тонах возвышенного героизма и благородства. Подобный дух пронизывал почти все военные фильмы последующих поколений, вспомнится хотя бы "Небесный тихоход" – картина, где экспрессия жестокости и откровенности вызывала неприятие властей. Это было вполне закономерно, ведь еще не успела утихнуть гроза войны, и ее чудовищная реальность была слишком свежа в памяти. Однако, с течением времени, коллективная память, как известно, склонна смягчать острые углы. Современное поколение, особенно его юная часть, все чаще воспринимает военные события сквозь призму приключенческого похода, поисков славы и подвига. К сожалению, эта наивная идеализация таит в себе серьезную опасность. Именно поэтому такие фильмы, как этот, представляются поистине необходимыми. Постановка, безусловно, выше всяких похвал. Сергей Юшкевич и его партнер по площадке, Федоров, продемонстрировали впечатляющую актерскую убедительность. Фильм, увы, лишь слегка приоткрыл завесу над жестокостью тех лет. Что же происходило на самом деле в приграничных районах, на оккупированных территориях, в глубине страны? Трудно поверить, что мы когда-нибудь сможем увидеть всю правду. Подобные художественные произведения, требующие не только высочайшего мастерства режиссуры, но и глубокой ответственности, жизненно важны. Однако, одна из первых рецензий на фильм вызывает сомнения. Она, скорее, пахнет откровенным пиаром, причём весьма вульгарным. Автор не просто не проявила уважения к огромному труду всей команды, создателей этого произведения, но и попыталась очернить его. Молчание было бы для нее лучшим выбором. Аргументы, представленные ею, не содержат никакой интеллектуальной ценности, лишь разбрасываются грязью и порочат доброе имя. Впрочем, вероятно, эти выпады направлены скорее против самой рецензента, чем против фильма. Мой отец, прошедший сквозь горнило трех войн, видел непостижимые вещи. Из его ночных бесед с товарищами-фронтовиками я слышал такое, что никогда не смогут отразить на экране. Не все можно передать с помощью визуальных средств, некоторые вещи лежат за пределами актерского мастерства. Поэтому, крики о патриотизме, звучащие в упомянутой рецензии, выглядят как неискренняя показуха. Или же это продиктовано завистью? Возможно, это и есть истинная причина ее злобного отклика – зависть к тому, что был снят столь достойный фильм.
Воспоминания о первом знакомстве с этим проектом затерялись в тумане, уходящем в отголоски прошлого. Тогда, в год его премьеры, он так и остался недооцененным, погребенный под лавиной аналогичных криминальных полотен, эдаких бездушных производственных инструкций по "ликвидации" нечисти. Некоторое время спустя, импульсивное решение возобновить просмотр оказалось озарением. Этот сериал существенно отступает от приторной сентиментальности, свойственной таким работам, как "Черные кошки" или "Ростов", не страдает от излишней затянутости повествования, демонстрируя отточенную хореографию рукопашного боя, острую динамику ножевых схваток и филигранную работу с огнестрельным оружием. Особую ценность представляют персонажи, вылепленные из крайних точек человеческой натуры: одни готовы расправиться с противником, не раздумывая, другие, напротив, верят в возможность искупления и невиновности, а один из милиционеров, словно потерянный в лабиринте, откровенно не понимает, что привело его на этот нелегкий путь. Юшкевич, как всегда, великолепен, но по-настоящему приковывает внимание Федор Фисенко – явный недооцененный актер, чей образ богат нюансами и переливами. В прошлом, его игра в "Мече" оставила неизгладимое впечатление, его мужественное, волевое лицо с легкостью воплощает образы разведчика, шахтера, бандита и милиционера. Однако, по какой-то непонятной причине, режиссерское видение не позволяет ему стать центральным героем, словно он еще не созрел для этой роли или, что еще более прискорбно, уже вышел за рамки привычного амплуа. По сути, все подобные проекты, начиная с "Апостола", являются своего рода постсоветским вестерном – эдаким уникальным мозаикой времени, предшествующего или последовавшего за войной. Это эпоха людей с особой психологией, отмеченная сложными, зачастую трагическими судьбами, задавленными вихрями революции, войны, голода, разрухи, примитивного быта. И все же, несмотря на все трудности, люди находили способы для реализации своих чувств, желаний, стремлений, как самых благородных, так и самых низменных. Не было бы ли любопытно ознакомиться с рецензиями западных зрителей на этот сериал? Ведь у них свой набор клише, воспевающих ковбоев и гангстеров итальянской мафии. А у нас, как в кинематографе, так и сама реальность середины прошлого века была реализована и подана с не меньшей изысканностью, с участием талантливых актеров, режиссеров и сценаристов. Но главное здесь – это не кинематографическая адаптация в духе "Обратной стороны Луны" (который я также искренне люблю), а настоящая отечественная военно-криминальная романтика, пропитанная духом эпохи и правдой жизни.