Описание
Рецензии

Сериал Белые одежды
Актеры:
Валерий Гаркалин, Жанна Эппле, Валерий Порошин, Андрей Болтнев, Алексей Булдаков, Владимир Антоник, Людмила Гурченко, Эрнст Романов, Юрий Смирнов, Владимир Мсрян
Режисер:
Леонид Белозорович
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия, Беларусь
Вышел:
1992
Добавлено:
сериал полностью из 7
(06.02.2013)
Рейтинг:


В эпицентре разворачивается захватывающая трагедия, сплетенная из нитей событий, не столь уж и отдаленных от нашей современности. Сейчас, оглядываясь назад, те эпохальные эпизоды могут показаться невероятным вымыслом, чудесной притчей, рожденной в воспаленном воображении. Невозможность осмыслить произошедшее подогревается тот факт, что наука подвергалась систематическим, порой, скрытым воздействиям. Именно эта незримая манипуляция стала источником появления неординарных, революционных научных дисциплин, таких как генетика и селекция, кардинально изменивших траекторию развития человечества.
В критический момент, подобно капризной судьбе, ученые оказываются перед горькой дилеммой, невозможностью выбора: сохранить свою жизнь или защитить безупречную репутацию, свое доброе имя. Стоит ли говорить, что подобное решение становится испытанием, на которое мало кто способен. Главный герой, оказавшийся в самом центре бури, предстает перед экзистенциальным выбором, от которого зависит не только его будущее, но и, возможно, судьба многих. Ему удается вырваться из плена обстоятельств лишь чудом, избежав неизбежной расправы, подготовленной могущественными силами, что удерживают власть. Словно призрак, он скрывается, оставляя за собой лишь отголоски неразгаданных тайн и вопросов, требующих ответа.
Жизнь – сложный и зачастую тернистый путь, преодоление которого предначертано каждому смертному. Стремление к самореализации и реализации потенциала – вот что движет человеком, однако, что делать, когда мир погружается в эпоху беспрецедентных испытаний, когда суровые реалии жизни кажутся непомерно тяжелы? Единственный выход – яростная борьба за свою независимость, за право определять собственную судьбу.
Именно в этот переломный момент истории, в послевоенные годы, разворачивается сюжет этого сериала. Словно ослепленные надеждой на мирное будущее, люди наивно полагали, что кошмарные картины разрушений остались в прошлом, что больше не услышат свиста взрывов и не ощутят смрад порохового дыма. Однако иллюзии быстро рассеиваются. Укоренившаяся вертикаль власти, подобно паразиту, продолжает свою разрушительную деятельность. Она не способна функционировать без верных приспешников – людей, изъеденных коррупцией и алчностью, жаждущих бед и страданий для всех, кто осмелится противостоять их деспотичному режиму. Эти деградировавшие индивидуумы, возомнив себя нравственными столпами нации, укрепляются на вершинах власти, методично истребляя любое проявление инакомыслия.
Эта картина напоминает гоголевский "Ревизор", где все персонажи с тревогой и неискренней поспешностью готовятся к приезду проверяющего. В этот раз объектом пристального внимания становится сельскохозяйственный институт Москвы. Туда возвращается выпускник, уже не юноша, а зрелый мужчина, для проведения инспекции, чтобы удостовериться в безусловном соответствии действующих практик и доктрин с установленной партийной линией. В то время, партийная линия была безусловным законом, высшим приоритетом для государства. Никто не стремился к радикальным преобразованиям, к кардинальному улучшению жизненного уровня, никто не хотел просто взять и сломать отлаженный, но явно несовершенный порядок. Разрушенную страну должна была возродить партия, вопреки всем сомнениям и противоречиям.
Федор Дежкин, словно острый хирургический инструмент, беспощадно разносит искусные манипуляции и подделки "очковтирателей", прикрывающихся авторитетными именами академиков Мичурина и Лысенко. Однако, наш герой, увлеченный своей ролью критика, не осознает, что его действия являются лишь отклонением от того самого пути, предписанного партийными боссами. В тридцатые годы, представители элиты, воспользовавшись благоприятной ситуацией, укрепились в ключевых позициях в научных обществах. Теперь балом правят не самые мудрые и талантливые, а самые расчетливые и беспринципные. Пожалуй, можно сказать по Дарвину: выживает не самый сильный, а самый приспособленный, самый хитрый! Так и происходит – хитрость становится синонимом силы, легитимным способом достижения власти.
Сюжет сериала постепенно набирает обороты, все глубже погружая главного героя в самокопание, в болезненные размышления о своем месте в этом мире. Он привык к роскоши и беззаботной жизни, но сможет ли он выбрать путь добра, не свернув на опасные и бесперспективные развилки? Особого внимания заслуживает игра Валерия Гаркалина – эта роль, на мой взгляд, является одной из самых ярких и убедительных в его карьере. Он великолепен в своем образе, без всяких сомнений! И это касается всего актерского состава – это поистине великолепная демонстрация советской школы актерского мастерства.
Фильм пропитан глубокими рассуждениями о нравственности, о вечном противостоянии добра и зла. Если вам близки подобные философские искания, то обязательно посмотрите! Это действительно необходимо к просмотру! Вероятно, "Белые одежды" – это самое масштабное и амбициозное произведение, когда-либо созданное в Советском Союзе. И я безгранично люблю этот сериал!
Балансировать на грани, подобно ходьбе по лезвию острого клинка, всегда сопряжено с риском. Однако, в эпоху всеобъемлющего, тоталитарного контроля, эта метафора обретает пугающую, осязаемую реальность. Главный герой, Федор Дежкин, окутан аурой неоднозначности, его позиция ускользает от однозначного определения. Он кажется равноудаленным и от одной, и от другой противоборствующих сторон, словно паря над политическими распрями. Возникает вопрос: разве необходимо избирать сторону, навешивать ярлыки друга или врага? Что, если возможно занять принципиальную, независимую позицию, отринув навязанные идеологии и политические диктаты? Можно ли руководствоваться универсальными, моральными императивами, не диктованными режимом, временем или противостоянием ему? Сохранить свою сущность, остаться верным себе в глазах окружающих – задача поистине титаническая, и возлагать вину за невыполнение ее на кого-либо было бы крайне несправедливо.
Именно Федору Дежкину, благодаря гению Валерия Гаркалина, удалось воплотить эту непростую концепцию. Гаркалин, безусловно, – актер экстраординарного таланта, обладающий несомненной интеллигентностью, глубоким интеллектом и чрезвычайно тонкой душевной организацией. Роль Дежкина – это, без всяких сомнений, его судьбоносная роль, та, что раскрывает все грани его актерского мастерства.
Актерские интерпретации в картине не могут не вызвать восхищение. Юрий Смирнов безукоризненно воплощает образ Свешникова, мастерски демонстрируя взаимодействие и внутреннюю борьбу персонажей. Образное спасение мерзкого Бревешкова, как ни парадоксально, подчёркивает внутренний кодекс чести Дежкина. Милосердие не должно зависеть от капризов судьбы и диктовать свои правила в угоду всеобщему закону, но не позволить себе поступить иначе, было бы предательством самого себя. В этом и заключается суть Дежкина – человек, отказывающийся быть пешкой в чужой игре.
Этот фильм рекомендуется к просмотру тем, кто ищет не просто развлечение, но и пищу для ума, кто способен увидеть в кинематографе не только визуальную красоту, но и глубокий смысл. Он будет интересен ценителям высокого искусства. Благодаря работе Леонида Белозоровича, в нем проявляется уникальный взгляд на мир. Особую ценность придает тот факт, что съемки проходили в сложное и турбулентное время 90-х годов, когда Россия находилась на перепутье. Безусловно, это фильм, достойный внимания и глубокого осмысления.
Рекомендуем к просмотру