Описание
Рецензии

Сериал Берлин, Александерплац / Berlin Alexanderplatz

Актеры:
Гюнтер Лампрехт, Элизабет Триссенар, Карин Баль, Франц Бухризер, Петер Коллек, Бригиттэ Мира, Мэхтильд Гроссаман, Барбара Валентин, Ханс Цандер, Яак Карзункэ, Клаус Хольм, Роджер Фриц, Ханна Шигулла, Аксель Бауэр, Клаус Хене, Херберт Штайнмэц, Харри Бэр, Рольф Цахер, Вернер Асам, Маркуард Бом, Харк Борм, Кристиане Майбах, Соня Нойдорфер, Герхард Цвэренц, Ян Георге, Катрин Шакэ, Эльма Карлова, Херман Лаузэ, Вольфганг Шэнк, Карл-Хайнц фон Хассель, Карлхайнц, Браун, Петер Брэц, Готтфрид Йон, Аннэмария Дюрингер, Иван Дэсни, Гюнтер Кауфман, Ирм Хэрман, Фолькер Шпенглер
Режисер:
Райнер Вернер Фассбиндер
Жанр:
драмы
Страна:
Италия, Германия
Вышел:
1980
Добавлено:
сериал полностью из ?? (08.08.2019)
Рейтинг:
8.19
8.40
В тени прошлого, где переплелись физический труд и бесчеловечная жестокость, скрывается история Франца Биберкопфа. Еще недавно этот скромный и неприметный мужчина, чьи руки привыкли к непомерному весу грузов, познал горькую реальность несправедливости. Пройдя через горнило заключения, Франц не желает ворошить причины, что привели его на порог тюрьмы – трагическую гибель Иды, возлюбленной, чья память и по сей день терзает его душу. Теперь, освобожденный из мрачных стен пенитенциарного учреждения, Франц оказывается в сонном городке Тегеле, ощущая себя чужаком в незнакомом пейзаже. Жизнь в изоляции, лишенная возможности прикоснуться к людям, обменяться взглядами, ощутить тепло человеческого общения, породила иллюзию нормальности. Однако, обретая свободу перемещения, он с ужасом осознает, что этот дар обернулся еще более мучительным проклятием – полным отчуждением. Франц теперь вкушает истинное наказание, не в холодных каменных комнатах, а в лабиринте людской толпы, ощущая леденящее одиночество. Он словно пленник невидимой стены, окруженный голосами, движениями, жестами, но не находящий среди них понимания, участия, сочувствия. Прошлое, подобно призрачной тени, преследует его, не давая покоя, усиливая чувство глубочайшей, невыносимой тоски. В этом городе, где должна была зародиться новая жизнь, Франц обречен на существование в изгнании, пленник собственного отчаяния.
Эта глубоко пронзительная психологическая трагедия, разворачивающаяся на фоне роковых событий, предвещавших становление фашистского режима в Германии, оставила неизгладимый след в моей душе. Это не просто повествование, а сложная интеллектуальная головоломка, требующая пристального внимания и побуждающая к углубленным размышлениям. В центре истории – фигура Франца Биберкопфа, человека, чья жизнь разбита на осколки горького прошлого. В прошлом он был простец грузчиком, но теперь он искупает вину за трагическую гибель возлюбленной Иды, служа наказание в мрачных стенах тюрьмы. Воспоминания об этом несчастном случае обжигают его душу, заставляя прятаться от них. С освобождением из заключения начинается новая, еще более мучительная глава. В тюремных пределах он сталкивался с отчуждением как с неизбежным атрибутом заключения. Однако, оказавшись на воле, Франц обнаруживает, что избегает человеческого тепла и сочувствия не менее пугающим образом. Его, кажется, преследует ощущение, что истинное, непреходящее наказание – не тюремное заключение, а вечное одиночество, ощущаемое в толпе. Мне представляется, что именно в этом трагическом положении Франца кроется один из самых сильных акцентов фильма – предостережение о неотвратимости последствий наших действий, о тех невидимых нитях, которые связывают нас с прошлым и определяют наше будущее. Исключительно мастерски создатели смогли передать разрушительное воздействие страха, этот первобытный инстинкт, толкающий человека на поиски хоть какого-то подобия признания и внимания. С особой болезненностью воспринимаешь то, как беззащитный Франц, измученный отчуждением, попадает в сети манипулятивного Райнгольда, лицемерного друга, постепенно лишающего его человеческого облика, используя его уязвимость в своих корыстных целях. Возможно, кто-то не увидит в этой истории более глубокого смысла, но я не могу не замечать параллели между отношением Райнгольда к Францу и зарождением фашистской идеологии. Как и нацистские вожди использовали заботу и внимание, чтобы умилостивить народ, опустошенный Первой мировой войной, а затем поработить его, так и Райнгольд использует слабость Франца, постепенно разрушая его личность. Финал этой трагической саги поистине ужасает: Франц оказывается в стенах психиатрической лечебницы, где погружается во тьму безумия, теряя последнюю связь с реальностью. Это выдающийся многосерийный проект, который, несомненно, придется по вкусу тем, кто ценит интеллектуальную глубину, любит анализировать увиденное и посредством сопоставления фактов угадывать замысел автора, искать скрытый подтекст и чувствовать биение сердца истории.
Существует легенда, окутанная ореолом необычайного восхищения: режиссер этой кинематографической эпопеи искренне желал, чтобы его творение вошло в историю, будучи представленным публике без единой паузы, без передышки. И, что парадоксально, нашлись люди, готовые пожертвовать своим временем, посвятив просмотру этого многосерийного полотна целых пятнадцать с половиной часов подряд. Для них это стало катарсическим опытом, перевернувшим представление о границах эмоционального воздействия, – похвала, превосходящая любую возможную лесть, адресованную создателю. Однако, признаюсь, что для тех, кто не имеет хотя бы поверхностного знакомства с мрачной хроникой европейского континента тридцатых годов прошлого века, с истоками и механизмами возникновения фашистского режима, для тех, кто не склонен к размышлениям над сложными психологическими портретами, этот проект может показаться недоступным, лишенным смысла. Именно такая доля выпала и мне. Просмотр оказался тягостным, утомляющим. Моя натура сопротивляется кинематографическим произведениям, погружающим зрителя в пучину психологического дискомфорта. Тем не менее, я не могу не отметить филигранную работу оператора, создавшего поистине завораживающую, хотя и гнетущую атмосферу. Сюжет разворачивается вокруг освобождения из берлинской тюрьмы Франца Биберкопфа, могучего грузчика, чья жизнь перевернулась после четырех лет заключения за трагическую гибель его невесты, Иды. Этот колоссальный физически, Франц, словно потерянный, блуждает по улицам Берлина, унося с собой в мир, отпечаток тюремного страха. Он повторяет себе клятвы о возвращении к праведной жизни, но неумолимо, подчас неосознанно, вновь скатывается в пучину отчаяния. Ключевой движущей силой его падения становится безоговорочное, слепое доверие к Рейнгольду, своему «лучшему другу». Этот персонаж предстает перед зрителем почти демонической фигурой: неистовый, бисексуальный, одержимый ревностью, он методично разрушает всё, что дорого Францу. В кульминационный момент своей подлости Рейнгольд совершает убийство Мицци, подруги Франца. И Франц, словно затравленный зверь, оказывается в плену зависимости от этого «злого гения». Завершение этой трагедии происходит в стенах психиатрической лечебницы. Последняя серия – это двухчасовой, захватывающий вихрь сознания Франца, бесконечное перематывание пленки его собственной жизни, с каждым повторением погружающееся в еще более беспросветную бездну его души. «Берлин, Александерплац» – это, безусловно, работа гения, но не произведение о красоте, а глубокое исследование разрушения человеческого сердца, угасания большого города, неравной борьбы маленького человека против бездушной, агрессивной среды, о его грязных тайнах и всеобщем безразличии, о темных предзнаменованиях зарождения фашизма. Это не просто фильм – это зеркало, отражающее самые неприглядные аспекты человеческой природы и истории.