Описание
Рецензии

Сериал Бесконечность
Актеры:
Владислав Пильников, Алексей Зеленов, Марина Хазова, Анна Чернакова, Нина Притуловская, Юрий Хлопецкий, Наталья Гончарова, Сергей Мурзин, Олег Урюмцев
Режисер:
Марлен Хуциев
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1991
Добавлено:
сериал полностью из 2
(20.03.2019)
Рейтинг:


Необъяснимые, сверхъестественные явления способны постучаться в дверь любого человека, вне зависимости от его положения и убеждений. Их наступление остаётся вне рамок предвидения, подобно неожиданному порыву ветра, заставляя нас пребывать в состоянии постоянной готовности, ожидая неминуемого. В центре захватывающей драмы разворачивается история человека, чья душа была поглощена ретроспективными размышлениями. Его разум, устремлённый в прошлое, терзался мыслями о возможности пересмотра упущенных шансов и внесения корректировок в череду событий. И вот, в результате невообразимой случайности, он сам оказывается вовлечённым в вихрь собственных воспоминаний, становясь участником сцен из минувшего.
Внезапные перемещения вглубь времени переносят его на десятилетия назад, где он сталкивается с юной версией самого себя. Этот молодой человек, наивный и неопытный, только начинает свой жизненный путь, будучи далёк от постижения истинной сложности мира. Охваченный желанием вмешаться, путешественник из будущего, пропитанный горечью прожитых лет и мудростью, приобретённой с трудом, ощущает непреодолимую потребность помочь себе юному. Он верит, что, направив его на иной путь, он сможет избежать трагических ошибок и предотвратить разочарования, которые предстоит пережить через два десятилетия. Перед ним открывается искушение – стать архитектором собственной судьбы, но какой ценой придётся расплатиться за подобные манипуляции с ходом времени?
В этом проекте отсутствует привычное развлекательное начало – перед зрителем предстаёт некая констатация факта, необъяснённая и, возможно, невыносимая в своей простоте. Судьба главного героя, словно побитый ветром корыто, кажется приговорённой к стагнации, к безвозвратному застыванию в текущем состоянии. Попытки что-то изменить исчерпали себя, оставив после себя лишь некий фатализм – ни лучше, ни хуже, а просто "есть". Ты словно способен отдавать, делить остатки сил, но не жди в ответ ничего, кроме эха собственных усилий. Попытки оправдать это как бессмысленность – лишь попытка отвести взгляд от голого, неприкрытого существования, подобно попытке найти содержание в пустоте.
Эта картина напоминает непостижимость чужой культуры, отчуждённость от киноискусства других стран. Непонимание, которое охватывает при попытке уловить замысел автора, не является проявлением глупости, а лишь индикатор нашей привычки к ограниченному, узкому горизонту восприятия. Ибо изменения затрагивают не только поверхностные проявления, но и сами основы мировоззрения, наше самое фундаментальное ощущение жизни.
"Бесконечность" – это не просто артхаусная зарисовка, это мощный, откровенный фильм, пронизанный философскими размышлениями и тонкой психологической проработкой. Зритель погружается в него не только разумом, но и сердцем, используя личный опыт и переосмысливая происходящее ассоциативно, через детальные, метафоричные образы, возникающие в кадре. Этот метод работает, и в этом кроется истинное волшебство: умение касаться сути деликатно, тонко, через призму художественной формы. Объяснения здесь излишни – каждый ощутит глубину картины в силу собственного жизненного пути, подчиняясь, однако, своеобразному камертону, заданному видением Марлена Хуциева. Именно это умение выразить простоту, чтобы она коснулась самых сокровенных уголков души, делает классику бессмертной. Не путать простоту с односложностью – напротив, речь идет о способности передать многослойность бытия, облекая её в лаконичную форму.
Не все советские фильмы вызывают во мне симпатию и заслуживают высокой оценки. Я избегаю пропаганды, не переношу наигранности, но здесь этих элементов нет и в помине. Если вас волнует вопрос бытия, если вы ищете ответы на вечные вопросы, этот проект станет для вас источником вдохновения. В нем присутствует печаль, но это печаль, понятная и созвучная опыту жизни. Чувство затянутости, которое может возникнуть, – это не недостаток, а отражение хода времени, уклад жизни главного героя, который предстает перед нами во всей своей неприглядной, но правдивой красоте. Это тщательно продуманный инструмент, служащий для передачи авторской задумки.
Актеры подобраны осознанно, без привлечения звезд, чтобы не отвлекать внимание от сути. Их отсутствие профессионализма – не слабость, а преимущество. Отсутствие игры, внешней театральности, оказалось важнее самой игры. Марлен Мартынович стремился именно к этому – к передаче подлинной жизни, без масок и притворства. Жизнь сама по себе – и есть ценность этого фильма. Он не учит, не поучает, не навязывает свои взгляды. Он передает ощущение общности, понимание того, что ты не одинок в своих переживаниях. Простая деталь, обыденный предмет, лишенный динамики, создают внутренний импульс, генерируют опыт и переживания. Способ донести правду через прожитую жизнь – не нов, но, безусловно, эффективен.
В этом небольшом, замкнутом мире открывается огромная вселенная, сияющий луч света. Этот проект рожден искренностью. Опыт Хуциева позволил ему отразить свои ощущения таким образом, чтобы и другие люди смогли ощутить то, что он вложил в эту работу. Такие картины достойны внимания, они нуждаются в бережном отношении. Некоторые критики, вероятно, не способны понять замысел, но я считаю, что они просто не имеют опыта, необходимого для полного восприятия. Решение поделиться своим видением вызвано убеждением, что, имея свой личный опыт, можно научиться видеть шире.
Кто-то живет, кажется, понимая устройство мира, а кто-то чувствует его обрывками. Но речь идет о мировосприятии, об истинной сущности. В какой-то момент человек больше не сможет разделять отдельные фрагменты реальности. Кто-то может воспринимать этот фильм как пессимистичный, но я бы сказал, что это отражение жизни. Для некоторых пустота, утрата и мысли о прошлом – это пессимизм, но они не готовы признать это. Кто-то может найти этот фильм утомительным, но это, вероятно, связано с недостатком жизненного опыта. Только прожив достаточно, можно обрести правильное отношение к жизни и смерти. Молодым людям ещё рано задумываться о таких вещах. Как писал однажды философ, можно думать о вечном, не погружаясь в него. Этот фильм требует особого состояния души. У каждого наступает период, когда невозможно больше закрывать глаза на происходящее. Эта картина рассчитана на определенную категорию людей. Не потому, что другие глупы или недостойны, а потому, что они ещё не достигли необходимого уровня осознания.
Некоторые утверждают, что в фильме отсутствует глубина. Но тот, кто прожил жизнь, видит смысл в восходе и закате, а те, кто поверхностно осматривает картину, ценят лишь красоту рамы. Суть важнее формы. Это вопрос восприятия. Не стоит жаловаться на сметану, если она белая – так же и некоторая критика фильма мне кажется несправедливой. Он не понят, возможно, из-за предвзятости и отсутствия эмпатии. С первых минут я почувствовал отклик, всё казалось знакомым, будто я постиг что-то вечное. Будешь ты или не будешь – что изменится? Время прошло, но желание вернуться туда осталось. Хуциев виртуозно передает ощущения души, используя фильм как нотный стан, который необходимо уметь читать. Умение читать эти ноты – и есть ключ к восприятию. История проста, но требует настроения и открытого сердца. "Бесконечность" – это прекрасная, глубокая и осмысленная работа, часть жизненного пути.
Рекомендуем к просмотру