Описание
Рецензии

Сериал Бесы (2007)

Актеры:
Владимир Вдовиченков, Евгений Стычкин, Ирина Купченко, Екатерина Вилкова, Светлана Фролова, Игорь Яцко, Тамара Цыганова, Игорь Гордин, Павел Трубинер, Софья Горшкова
Режисер:
Валерий Ахадов, Геннадий Карюк
Жанр:
отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2007
Добавлено:
сериал полностью из 6 (03.01.2013)
Рейтинг:
4.92
Несправедливо полагать, что мерзость и моральная деградация присущи исключительно представителям низших слоев общества. История, а особенно художественная литература, демонстрирует, что даже среди тех, кто занимает привилегированное положение, среди дворян и аристократов, нередко можно обнаружить пороки, достигшие поистине чудовищных масштабов – порой даже превосходящие те, что свойственны простым смертным. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» – это пронзительное и беспощадное исследование человеческой природы, обнажающее все отвратительные стороны морального падения. В этом произведении дворянские круги предстают как рассадник интриг и злодеяний: выстраиваются заговоры, подстрекаются к жестокости, плетутся коварные планы, наталкиваемые на кровопролитные бунты. Бесчинства, такие как насилие над невинными девушками, рисуются в непощадной детализации, являясь лишь вершиной айсберга нравственного разложения. Сериал, основанный на этом монументальном романе, с поразительной достоверностью и колоритной выразительностью раскрывает глубину падения человека, демонстрируя ужасающие последствия утраты нравственных ориентиров, хотя, безусловно, его сюжет не ограничивается лишь этим. В сюжетной канве органично переплетены и другие, не менее значимые темы: неумелость и растерянность российской интеллигенции, стремление к революционным потрясениям, предательство и, конечно, волнующая и сложная любовь. В совокупности эти мотивы формируют поистине грандиозную и всеобъемлющую картину русской жизни, позволяющую заглянуть в самые потаенные уголки русской души и осознать всю ее противоречивость и трагизм. Это не просто повествование – это трагедия эпохи, запечатленная во времени.
Я испытываю глубокое разочарование этим телепроектом. Признаться честно, он не вызвал у меня ни малейшего энтузиазма, а, скорее, ощущение досадного упущения. Мне кажется, создатели позволили себе чрезмерную вольность в интерпретации оригинала, перегрузив повествование нарочитостью сюрреалистических элементов. Для неподготовленного, неискушенного зрителя это обернулось сложной, запутанной головомойкой, лишенной какой-либо ясности. Порой, вспоминая о первоисточнике, о романе Достоевского, я ощущаю настоящую тоску по той глубине, той интеллектуальной проницательности, которые были утрачены в этой адаптации. И "Бесы" Пушкина, с их потрясающей динамикой и психологической достоверностью, кажутся сейчас эталоном, к которому эта попытка даже приблизиться не смогла. Это больше, чем просто адаптация – это, увы, деформированное отражение гения. Кажется, что авторы, не утруждаясь поиском баланса, бездумно перекроили сюжет, превратив его в нечто невообразимое. Это вызывает искреннее сожаление и, откровенно говоря, возмущение. Игра актеров – отдельная трагедия. Я не припомню, чтобы когда-либо наблюдал подобный провал, подобную неспособность реализовать свой потенциал исполнителями, как ведущими, так и второстепенными ролями, при столь экстравагантной режиссерской задумке. Да, я долгое время откладывал просмотр, руководствуясь предчувствием, что столкнусь с компрометацией образа Николая Ставрогина, персонажа, к которому я испытываю определенную симпатию. Однако, столкнувшись с игрой остальных актеров, с их очевидным отсутствием понимания сути происходящего, я осознал, что остаться на уровне одного лишь Ставрогина было бы благом – можно было бы обойтись без этого разочарования. Говорили о выдающемся таланте актрисы, исполнившей роль Марьи Тимофеевны. Однако, по мнению режиссеров, образы, созданные ею, кардинально не соответствуют тем, что заложены в произведении Достоевского. Эти диссонансы были невыносимы, и, признаюсь, я прервал просмотр, осознавая, что есть множество достойных проектов, достойных моего внимания. К сожалению, все больше людей начинают знакомиться с классической литературой именно по таким экранизациям. И это вызывает у меня глубокую тревогу. Ведь они, будущие ценители, лишаются возможности постичь истинную красоту и глубину этих великих произведений. Кажется, создатели действовали, руководствуясь исключительно собственным вдохновением, совершенно игнорируя уважение к первоисточнику и заботу о восприятии аудитории. К счастью, у нас остаются "Преступление и наказание" и "Идиот" – шедевры, от которых можно получить неподдельное наслаждение и интеллектуальное обогащение. А эта попытка перенести на экран одно из лучших и любимых мною произведений русской классики, на мой взгляд, закончилась печальным провалом. Я не разочарован увиденным, нет, но авторам, безусловно, стоит испытать чувство стыда за то, что они создали. Впереди нас ждет экранизация "Братьев Карамазовых". Я с нетерпением жду этот проект, но, честно говоря, надеюсь на лучшее – надеюсь на более бережное и уважительное отношение к гению Достоевского.
Даже если киноверсия не в полной мере соответствует ожиданиям, она не способна принизить ценность исполинских достижений первоисточника. Владение гением, запечатлённое на страницах романа, существует в ином измерении, неподвластном временным ограничениям и упрощениям кинематографической адаптации. Нельзя не отметить, что выбор актерского состава, к сожалению, не стал абсолютным триумфом. Исполнитель роли Лебядкина, обладающий вполне заурядной фигурой, не в полной мере передает образ, предложенный литературным первоисточником, где этот персонаж должен был бы являть собой подобие колоритного, могучего человека, склонившегося под бременем изобилия. Безусловно, для тех зрителей, не знакомых с литературным каноном, просмотр может обернуться настоящим испытанием. Потоком наваливающихся имен, лиц и персонажей, переплетение судеб и интриг, порой ошеломляет. Даже мне, прошедшему через все перипетии повествования, требовалось немало времени, чтобы упорядочить этот калейдоскоп образов и окончательно уложить все в четкую систему. Однако, несмотря на эти ощутимые недостатки, я все же обрел искреннее наслаждение от просмотра. И невозможно не воздать должное Федору Михайловичу Достоевскому – титану русской литературы, чье творчество остается неисчерпаемым источником вдохновения и созерцания человеческой души. Его видение, его глубина, его проницательность - это бессмертное наследие, которое продолжает волновать и будоражить умы поколений.