Описание
Рецензии

Сериал Бесы (2014)

Бѣсы
Актеры:
Максим Матвеев, Антон Шагин, Сергей Маковецкий, Владимир Зайцев, Евгений Ткачук, Алексей Кирсанов, Мария Луговая, Иванна Петрова, Надежда Маркина, Игорь Костолевский
Режисер:
Владимир Хотиненко
Жанр:
детективы, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2014
Добавлено:
3-4 серия из 4 (25.05.2014)
Рейтинг:
7.31
6.80
На экране разворачивается повествование, погружающее зрителя в эпоху турбулентных перемен, в канун новой эры. Пора, когда мир, измученный накопившимися противоречиями, трещит по швам, готовый к кардинальным преобразованиям. В тихом, провинциальном городке, где размеренная жизнь шла своим чередом, внезапно разворачивается череда жутких, необъяснимых злодеяний. Серийные убийства, окутанные мраком таинственности, потрясают не только местных жителей, но и нарушают хрупкое равновесие уклада жизни. Чтобы разобраться в этом кошмаре, в уездный городок прибывает следователь Горемыкин – человек, закаленный столичной службой и обладающий безупречной репутацией. Он должен был распутать этот клубок, но поначалу кажется, что преступники действуют с нечеловеческой осторожностью, выверяя каждый свой шаг и тщательно стирая любые следы, словно они – мастера иллюзии и обмана. Улики, как призраки, ускользают из-под его пристального взгляда. Однако, несмотря на кажущуюся безнадежность, опыт и проницательность Горемыкина не позволяют ему сдаться. Он методично опрашивает горожан, выслушивает рассказы тех, кто стал свидетелями ужасающих открытий, изучает мельчайшие детали и нюансы. Постепенно, из хаоса обрывочных сведений начинает вырисовываться запутанная картина. И вот, наступает момент, когда шокирующая правда вырывается наружу: за этими зверствами стоят революционеры, организовавшие тайное общество, объединившее самых влиятельных и уважаемых членов общества. Их деятельность скрывалась под личиной благотворительности и прогрессивных идей, однако в ее основе лежала радикальная программа переустройства мира. Руководителями этой подпольной организации оказались два юноши, не так давно прибывшие из Швейцарии, – молодые люди, одержимые идеями свободы и справедливости, готовые на любые жертвы ради достижения своих целей. Открытия следователя повергают его в состояние изумления и озадаченности. Его ждет долгий и сложный путь, полный опасностей и моральных дилемм, в самом сердце переломной эпохи.
## Размышления о "Бесах" Владимира Хотиненко: Экранизация, порождающая вопросы Сказать, что появление на экране экранизации романа Ф.М. Достоевского "Бесы" вызвало у меня живейший интерес – значит не передать и доли ощущений. Стремление погрузиться в мир тургеневской эпохи, в пучину идейных искажений и зарождающейся революции, было нестерпимым. Перечитав роман, я с трепетом приготовилась к визуальному воплощению этой сложнейшей саги. К сожалению, после просмотра экранизации Владимира Хотиненко, возникла целая череда вопросов, и приятное ожидание сменилось разочарованием. Создается впечатление, что режиссеру, взяв на себя бремя адаптации столь глубокого и многогранного произведения русской классики, не хватало смелости в противостоянии потенциальной критике. Он, словно избегая прямого столкновения с первоисточником, попытался представить лишь общие контуры, создав, в конечном счете, не самостоятельное произведение искусства, а скорее его схематичное, упрощенное отражение. Подтверждением этого служит надпись в титрах: "по мотивам романа Ф.М. Достоевского". Ведь если мини-сериал претендует на звание экранизации, он должен либо раскрыть суть произведения, обнажить его скрытые смыслы, даровать зрителю возможность по-новому взглянуть на знакомые события, либо предложить оригинальную интерпретацию, не теряя при этом глубины и значимости первоисточника. Однако, глядя на экран, зритель невольно задается вопросом: для кого предназначена эта картина? Неужели для понимания необходимо обладать обширными познаниями в русской литературе, перечитывать "Бесов" в оригинал? Если это так, то зачем была создана адаптация, призванная, казалось бы, расширить аудиторию и сделать классику доступной? Еще более остро встает вопрос о качестве реализации проекта. Визуальные решения, операторская работа, кажутся устаревшими, не соответствующими требованиям современной киноиндустрии. Создается ощущение, что у команды создателей не хватило средств или опыта, чтобы достойно воплотить на экране грандиозное видение Достоевского. Отмечу, что в хаосе разочарований есть и светлые лучи. В первую очередь, это работа Антона Шагина в роли Петра Верховенского. Не буду лукавить: изначально я отнеслась к его актерскому потенциалу с некоторой степенью скепсиса, помня его прежние роли. Но он, к моему удивлению, глубоко проник в образ, продемонстрировал талант и понимание задачи. Его игра, хоть и не гениальна, безусловно, достойна похвалы, и, возможно, предвещает ему большое будущее. Положительные отклики вызывают и образы Марии Лебядкиной, Степана Трофимовича Верховенского, Ивана Шатова и Игната Лебяткина – актеры Мария Шалаева, Евгений Ткачук и Борис Каморзин сумели передать нюансы книжных характеров. Однако, не обошлось и с промахами. Актеры, исполнившие роли Александры Галибиной и Натальи Швец, переиграли, лишив своих персонажей - Фон Лембке и Марии Шатовой - глубины и достоверности. Наибольшее разочарование вызвала интерпретация образа Николая Ставрогина. Вместо демонического аристократа, притягивающего к себе внимание своей харизмой и бездействием, на экране предстал лишь унылый молодой человек, терзаемый внутренними противоречиями. Его представлялось необходимо отобразить как юного натуралиста, садиста и недоделанного эстэта, живущего в пороках и жаждущего избавления. Вместо этого, зритель видит лишь слезы, бабочек, галлюцинации и бессмысленное размышление. Является ли эта трансформация намеренной интерпретацией или результатом неспособности режиссера понять замысел Достоевского? Не менее проблематичен образ Елизаветы Тушиной, лишенной аристократической грации и глубины. Она превратилась в безликую тень, не оставляющую никакого следа в душе зрителя. Стоит отметить и неудачные решения в области костюмерного искусства, особенно в отношении мужских костюмов. Зеленые мундиры для представителей власти, коротковатый сюртук у Петрушки, не впечатляющий черный балахон у Старокожи — все это вызывает недоумение и разочарование. Остро ощущается отсутствие в картине интеллектуальной борьбы, антитезы мировоззрений и многоплановости романа. Идеи не пробиваются сквозь пелену внешних событий, герои остаются в тени своих взаимоотношений. В заключение, хочется отметить, что перекроенный роман, представленный в виде разрозненных эпизодов, не способствует пониманию картины для зрителя, незнакомого с первоисточником. А ведь ключевым элементом повествования является идеологический "треугольник" Кириллов-Ставрогин-Шатов, чья раскрытость, к сожалению, не состоялась. Подводя итог, я не могу не выразить свое глубокое разочарование. Создатели, казалось, упустили возможность создать великое произведение, и в итоге нам была представлена лишь тень великого романа, порождающая больше вопросов, чем дающая ответов.
Приветствую вас, дамы и господа, ценители прекрасного! Полагаю, едва ли найдется среди нас тех, кто не знаком с колоссальным наследием Федора Михайловича Достоевского. Мое восприятие персонажей, созданных им, порой неоднозначно, нередко вызывает бурю чувств и сомнений. Однако, не столь важна моя личная симпатия или антипатия к героям – она никак не способна умалить значимость и величие самих произведений. Именно пронзительная глубина и вещая мудрость, заключенные в книгах Достоевского, делают их бессмертными. Они затрагивают важнейшие проблемы, обнажают зияющие трещины в фундаменте современного мира, заставляют задуматься о вечных вопросах бытия. Я испытываю искреннюю любовь к творчеству этого гениального писателя. В моей библиотеке по-прежнему остаются книги, ожидающие своего часа, не удостоенные пока моего внимания. «Бесов» я начала просматривать именно по той причине, что до этого не удосужилась прочесть. И вот, хочу поделиться с вами своими размышлениями. Работа оказалась поистине увлекательной! С просмотром картины я ощутила неподдельное наслаждение. Создатели и исполнители ролей, безусловно, преуспели в воссоздании атмосферы, пропитанной мраком и напряжением. Сериал лишен сухости академичности и обладает захватывающей динамикой, не отпускающей зрителя до самого финала. Главная идея, ключевая смысловая составляющая, были изящно и убедительно воплощены на экране. Посмотрев этот сериал, я невольно погрузилась в размышления об истории, о ее созвучиях с окружающей действительности, обнаружив поразительные параллели с современным миром. Особого внимания заслуживает мастерство актеров. Их образы – яркие, многогранные, они рождают глубокие, положительные впечатления и вызывают искреннее сопереживание. Мне отчаянно хочется верить, что просмотр сериала «Бесы» побудит многих зрителей к правильным выводам, заставит их переосмыслить свои ценности и взгляды на мир. Я убеждена, что этот сериал достоин внимания – он не просто интересен, но и содержит в себе ценный опыт и пищу для ума. Желаю вам приятного и плодотворного просмотра, полного откровений и неожиданных перспектив. Благодарю вас за проявленное внимание и соучастие.
Приветствую вас, уважаемые ценители кинематографического искусства! Сегодня я хочу поделиться размышлениями о нашумевшей российской мини-сериальной адаптации романа «Бесы», вышедшей в 2014 году. Этот проект, несомненно, вызвал оживленные дискуссии и породил множество вопросов, в том числе о целесообразности включения в повествование риторического вопроса "веруешь?". Возможно, он нуждался в более тонкой и изящной замене, поскольку порой вносил дисгармонию в общую канву истории. Финал картины оставил после себя ощущение незавершенности, отстраненности. С одной стороны, визуальное решение с бабочками поражало своей эстетической красотой и поэтичностью, но, с другой – спустя пять лет, возникают сомнения: что именно автор хотел этим сказать? Какой смысл заложен в этой метафорической детали? Не осталась ли она лишь декоративным элементом, лишенным глубокого содержания? Нельзя не отметить, что в сериальной интерпретации судьба и значение Лизы, ключевой фигуры в романе Достоевского, были несколько приглушены, она не раскрыла в полной мере свой потенциал. Сам роман представляет собой сложное, многослойное произведение, требующее от читателя глубокого психологического погружения и готовности к восприятию мрачных, порой болезненных истин. Более того, меня не вполне удовлетворила игра актерского состава. Второстепенные персонажи, пожалуй, оставили куда более яркое впечатление, чем главные герои. Возникало ощущение, что актеры не сумели в полной мере передать ту глубину и противоречивость характеров, которые мастерски воссоздал Достоевский. Они казались карикатурными отражениями оригинальных образов, лишенными той внутренней трагедии и надрыва. Не могу не отметить, что мини-сериал, по моему мнению, склоняется к чистой, беспримесности драмы, утрачивая некоторые нюансы и тонкости философской глубины, присущие роману. Тем не менее, я не стану утверждать, что проект является неудачным. Он, безусловно, обладает потенциалом для просмотра, как возможность соприкоснуться с великим произведением русской литературы, пусть и в несколько упрощенном и адаптированном виде. Возможно, он станет отправной точкой для тех, кто только начинает свое знакомство с творчеством Достоевского, побуждая к более глубокому и осознанному прочтению самого романа.