Описание
Рецензии

Сериал Битва за Севастополь
Режисер:
Сергей Мокрицкий
Жанр:
боевики, драмы, мелодрамы, отечественные
Страна:
Россия, Украина
Вышел:
2015
Добавлено:
4 серия из 4
(04.05.2015)
Рейтинг:


Художественное полотно фильма являет перед нами неповторимый образ женской стойкости, вытканный из трагической реальности войны. Это не просто персонаж, а аллегория, воплощение неукротимого духа миллионов женщин, чьи жизни были безвозвратно отданы алтарю победы. В "Битве за Севастополь" перед нами предстаёт снайпер, бесстрашный защитник осажденного города, чье имя навсегда вошло в анналы героического сопротивления.
Ее боевой учет, поражающий своей педантичностью и, одновременно, чудовищностью, содержит триста девяносто уничтоженных вражеских солдат – безжалостное свидетельство ее мастерства и беспощадной войны. Севастополь покинула она, израненная физически, но непоколебимая в своей преданности Родине.
После выстраданного исцеления, вернув утраченную жизнеспособность, судьба занесла её в Соединенные Штаты Америки. Там, в атмосфере подготовки ко второму фронту, она оказалась в центре внимания, соприкасаясь с влиятельной Элеонорой Рузвельт и являясь значимым голосом в деле поддержки русскими женщинами борьбу с фашизмом. Её опыт и мужество послужили ценным вкладом в общее дело, демонстрируя всему миру неугасимую силу духа советской женщины, стоящей на передовой обороны своей страны.
Досточтимые соотечественники! Не думал, что осмелюсь когда-либо изложить свои соображения относительно кинокартины «Битва за Севастополь». Ознакомившись с многочисленными отзывами, я констатировал заметную неудовлетворённость зрителей, однако, вопреки ожиданиям, просмотр картины возымел во мне противоположный эффект – я чувствую необходимость заступиться за неё.
Я всегда испытывал глубокую симпатию к военному кино, и особенно ценю работы российских режиссёров, ведь они зачастую обладают уникальной способностью передать всю палитру чувств и переживаний, свойственных нашей нации в периоды испытаний. Конечно, встречаются и спекуляции на военной тематике, не лишенные недостатков, но в целом российское кинематографическое искусство в данном жанре достигло значительных высот. Сейчас в моде переосмысление классических произведений, создание ремейков, но к счастью, «Битва за Севастополь» не является одной из них. Уверен, нас ещё долго будут трогать новые истории, повествующие о трагических событиях двадцатого века, об утрате и боли, которые пережил наш народ. Ведь речь идёт о войне, в которой погибли миллионы, и основная тяжесть потерь легла на плечи русского населения. Благодаря стойкости духа и героизму, наши предки выстояли в кровопролитных сражениях и отстояли свою родину от захватчиков. И «Битва за Севастополь» – это одно из таких драматических столкновений, хотя, признаюсь, название картины несколько расходится с её содержанием. Авторы изначально предупредили, что акцент будет сделан не на масштабных военных действиях, а на биографической линии личности.
Фильм повествует о судьбе легендарной Советской Героини, Людмилы Павличенко. Её боевой путь не ограничивался обороной Севастополя; она проявила исключительное мужество и мастерство в сражениях под Одессой и в Молдавии. Разумеется, для художественного вольного толкования, авторам пришлось внести некоторые коррективы в её биографию – в частности, умолчав о её браке и сыне Ростиславе. Однако, на мой взгляд, это не является существенным недостатком и не портит целостность повествования.
О сюжете говорить не стану – его необходимо видеть, чтобы по достоинству оценить. Фильм пронизан неповторимой атмосферой военных лет, зритель полностью погружается в динамику происходящих событий.
Особенно ценным мне показалось детальное изображение жизни Павличенко до начала войны – без затянутых сцен и излишней нудности, всё лаконично и по существу. И хотя это может не всем прийтись по вкусу, я считаю это важным элементом повествования. Многие зрители ожидали увидеть масштабные военные баталии, а получили более камерную историю, сконцентрированную на переживаниях главной героини и любовной линии. Впрочем, даже в такое тяжёлое время человек не должен был лишать себя чувства любви – это неотъемлемая часть человеческой природы. Фильм напоминает мне о картине "Сталинград", где всё показано сразу, без строгой хронологии. "Битва за Севастополь", напротив, отличается большей ясностью и последовательностью. Зрителю предоставляется возможность полностью прочувствовать личность главной героини. Невозможно переоценить блестящую игру Юлии Пересильд в этой роли – она просто преобразилась на экране, создав незабываемый образ. Это, пожалуй, её самая выдающаяся работа на сегодняшний день. Её исполнение наполнено такой глубиной и правдивостью, что кажется, будто она прожила жизнь своей героини.
Евгений Цыганов, безусловно, продемонстрировал великолепную игру в сериале "Оттепель", но в данной картине его персонаж кажется несколько блеклым и отстранённым. Особого внимания заслуживает Олег Васильков, чей герой вызывает искреннюю веру и симпатию. Нельзя не отметить и второстепенных персонажей, воплощенных на экране Никитой Тарасовым, Виталием Линецким, Полиной Пахомовой и, конечно же, Джоан Блэкхэм, исполнившей роль Элеоноры Рузвельт, супруги президента США.
Картина включает в себя целых три любовные линии, представленные с изяществом и тонкостью, без намека на пошлость. Радует, что режиссёры избежали эксплуатации дешёвых приёмов, таких как сцены секса и обнажёнки, чтобы привлечь внимание молодого поколения. Подобные элементы, на мой взгляд, могли бы существенно испортить впечатление от фильма.
С технической точки зрения картина безупречна – великолепная графика и потрясающие спецэффекты. Особенно впечатляет визуализация атаки вражеских самолетов и использование слоу-моушен, создающее эффект замедленной съемки. Монтаж, выполненный Юрием Королем и Виктором Онысько, является настоящим шедевром. Бюджет картины позволил реализовать замысел на самом высоком уровне.
Невозможно не упомянуть трогательный эпизод с выступлением артистов перед солдатами Красной Армии, особенно выступление девочки, читавшей стихи. Эмоции, с которыми она произносила фразу "Убей же его, убей!", боль, отчаяние и мольба о помощи, заставляли мурашки бежать по коже. Появление подобного таланта - это событие. Наблюдать за тем, как слушают её солдаты и героиня, невозможно без волнения. В её глазах можно увидеть не только ненависть к фашистам, но и готовность защищать самое дорогое - будущее детей.
Нельзя не отметить и великолепное исполнение Полиной Гагариной песни Виктора Цоя "Кукушка". Её вокальные данные просто поражают воображение – трудно представить более удачное исполнение. Песня идеально вписывается в контекст фильма, вызывая глубокий эмоциональный отклик. Теперь, услышав эту песню, я сразу же вспоминаю сцены из фильма. Не менее впечатляюще звучит и песня "Обійми", исполненная Святославом Вакарчуком во время сцены, где Киценко прикрывает Людмилу Павличенко своим телом от осколков.
Можно говорить ещё очень долго об отдельных сценах, но особое впечатление произвело выступление Людмилы Павличенко перед американцами, которые сомневались в необходимости вступления в войну. В её словах чувствовался глубокий смысл, когда она заявила, что за пятьдесят пять дней уничтожила триста девять фашистов, а американские джентльмены прячутся за её спиной. Эта речь произвела огромное впечатление на слушателей.
В заключение хочу сказать, что "Битва за Севастополь" – это сильный и качественный фильм, хотя название несколько дезинформирует. Он повествует о судьбе героической и мужественной женщины. Он снят и смонтирован с мастерством, с использованием великолепных спецэффектов и декораций. Актерская игра выше всяких похвал. Недостаток масштабных боевых сцен и небольшая неточность в биографии главной героини с лихвой компенсируются эмоциональной глубиной и силой переживаний. В фильме показана ненависть советского народа, воплощенная в образе женщины, которая не знает жалости и мстит за всех уничтоженных фашистами людей, готовая сражаться до последнего вздоха. Я настоятельно рекомендую к просмотру этот шедевр. Впрочем, если вы ожидаете буйства военных действий, обратите внимание на фильм "Брестская крепость". "Битва за Севастополь" – это фильм об одной женщине, бросившей вызов смерти, о испытании простой женщины ненавистью и любовью. Вы не пожалеете о потраченном времени. Особенно хотелось бы призвать к просмотру молодое поколение, которое не слишком увлекается чтением и которое не всегда может представить себе весь ужас войны. Надеюсь, вы останетесь довольны. Я же буду рад пересмотреть этот фильм ещё раз.
"Битва за Севастополь" заслуживает внимания зрителя. Приятного просмотра. До свидания.
Впечатления от просмотра этого проекта оставили у меня ощущение глубокой двойственности. Изначально сериал казался многообещающим, однако дальнейшее погружение в его канву выявило ряд существенных недочетов, омрачающих общее восприятие. Меня терзало странное послевкусие, которое, как выяснилось, было прямым следствием чрезмерной, почти нарочитой колористичности и вибрирующей яркости, с которыми авторы наделили повествование. Если бы создатели отошли от этой вычурной манеры, позволив проекту обрести более реалистичную тональность, результат, без сомнения, был бы куда более удовлетворительным.
Недостатки коснулись не только визуальной составляющей. Сюжетная линия, к сожалению, не достигла вершин идеала. Подобие истории Людмилы Калиниченко действительно существовало, но реальность была гораздо менее гипертрофирована, лишена этой комиксоподобной героизации, не имевшей места в действительности. Просмотр "Ярости" оставил тягостное ощущение столкновения с хаосом, с невыразимой грязью и лишениями, с ужасами той эпохи, которые невозможно стереть даже парадами, посвященными семидесятилетию Победы. Подобные фильмы, обличающие жестокость войны, требуют осторожного подхода и не должны становиться слишком частым явлением.
Сериал "Битва за Севастополь" же, напротив, вызывает ощущение, что на съемочной площадке появились ветераны, отбросившие все искусственные декорации и прочувствовавшие войну на собственной шкуре. В героях отсутствует тот животный страх и ужас, присущий обычному солдату. Они излучают браваду и бесстрашие, что, несомненно, вызвало бы гнев великого Станиславского. Повсюду - нарочито завуалированный социалистический милитаризм, нескрываемые прогнозы о грядущей войне и всевидящее око командования. В последние годы кинематограф придерживается единой стилистики, порождая шаблоны и предсказуемость. Любовные линии, казалось бы, прорастают сквозь окопы, но сводятся к нелепому, небритому поцелую. Как же обидно, что нам предлагают именно такой проект! Кажется, будто все фильмы и сериалы о Великой Отечественной Войне сняты по одному и тому же шаблону, от чего теряют свою индивидуальность и превращаются в безликую массу.
Попытки создать нечто новое, как, например, в "Хайтарме", тоже терпят крах, поскольку и там все подчинено одной и той же, избыточно типичной эстетике, что не вызывает ничего, кроме скуки и разочарования. Безусловно, корни не отрываются, и определенные традиции трудно игнорировать. Однако, почему мы отказываемся от смелых идей, новых подходов? Я не могу понять подобного консерватизма.
В то же время, нельзя отрицать, что фильм технически выполнен на высоком уровне, обладает безупречной композицией и содержит хотя бы намек на сюжетное наполнение. Чувствуется работа с актерами, попытка передать хотя бы проблески человечности. Герои способны любить, шутить, ненавидеть врага, каждый по-своему. Однако, минусов предостаточно.
Именно этот сериал стал для меня катализатором накопившегося негатива. Чрезмерная колористичность повествования создает ощущение нереальности происходящего, лишая зрителя возможности сопереживать героям и искренне волноваться за их судьбы. Это доводящее до абсурда, странное явление.
Особенно огорчает, что на протяжении многих лет кинематографисты не могут оторваться от темы Великой Отечественной Войны. Необходимо создавать новые, современные произведения, посвященные этому событию, но современный кинематограф предлагает нам нечто совершенно иное.
Этот проект не соответствует духу времени и не передает той войны, которая была на самом деле. Не понимаю, как можно снимать таким образом, с подобными героями, в таком оформлении. Вместо этого можно было бы создать легкую комедию.
В эпоху, когда подрастающее поколение необходимо воспитывать в духе подвигов, совершенных в условиях разрухи, голода и вынужденных жертв, при которых, во многом, была вызвана людоедская политика общества и государства, подобные проекты неуместны. Есть иные подвиги. Хватит жить в гордости от войны, хватит жить в ужасе от войны. В том, что женщина становится машиной убийства, нет ничего героического. Я считаю, что не следует приучать молодое поколение к святым воспоминаниям о прошлом и напевать себе о "пахучей горечью степной травы". Это уже другой мир, другая эпоха.
Война осталась в прошлом. Мы чтим память павших солдат. Мы верим, что никто и никогда не забудет тех, кто отдал свои жизни ради спасения нашей Родины. Однако, если речь идет о современном кинематографе, хотелось бы призвать авторов: если вы относитесь с таким безразличием к событиям сороковых годов, не беритесь за съемки, не творите бессмыслицу. Позвольте другим высказаться. Этот проект не заслуживает высокой оценки. Он подойдет для обычного зрителя, но не для ценителя хорошего вкуса. Здесь — банальности, клише, и герои не способны удивить никого. В таком случае остается лишь пересмотреть старые фильмы, если уж так хочется увидеть истории о Великой Отечественной Войне. На этом я завершаю свой комментарий. Смотрите хорошие сериалы.
В кинематографической среде российского пространства укоренилось, увы, устойчивое мнение, пронизанное скепсисом и даже неприязнью к национальному кинопроизводству, утверждающее, что российским создателям, дескать, удается лишь воссоздавать фильмы о Великой Отечественной войне. Не стану вдаваться в анализ сложной паутины причин и побудительных факторов, породивших этот распространенный взгляд, лишь отмечу, что кинематографисты активно эксплуатируют эту, порой наивную, доверчивость зрителя. С каждым оборотом планеты вокруг светила, с приходом очередного мая и торжества годовщины, на экраны выносится новый фильм, демонстративно и бестактно апеллирующий к патриотическим чувствам, к сердечным струнам граждан. Коммерческие интересы и идеологические установки, скрытые за благовидными мотивами, кажутся все менее убедительными. Под лозунгами: «Не забывайте! Помните! Чтите!», возникает закономерный, насущный вопрос: "Так что же именно необходимо помнить и чтить?"
С первых же кадров ощущается нагнетаемый пафос, стремительно выплескивающийся на зрителя. Непродуманными, лишенными оригинальности зарисовками, небрежно конструируется образ Павличенко: меткая стрельба, усердие в учебе, отказ от бессовестных ухаживаний, проявление твердого характера – все это призвано продемонстрировать гордость как отца-военного, так и всего Советского народа! Диалоги подобраны так, словно созданы исключительно для лозунгов и агитационных плакатов. Поступки персонажей излишне шаблонны, а эмоциональные проявления чрезмерно патетичны – авторы тщетно пытаются наделить героя человеческими чертами, но объемные конструкции идеологической мишуры, искусственные и заезженные приемы киноштампов перекрывают возможность естественного проявления личности. Визуальное оформление фильма страдает от избыточной глянцевости, музыкальное сопровождение кажется неуместным, даже глумливым (несомненно, уместнее было бы использовать агрессивный Раммштайн или, быть может, бескомпромиссную композицию в духе «In the army now»), драматические сцены разрушены фальшью и неправдоподобностью, а экшен-эпизоды с компьютерной графикой, выглядят скорее как демонстрация возможностей для условных игр, таких как Medal of Honor и Battlefield (что, как ни странно, выглядят более убедительно, реалистично и захватывающе). Композиция фильма, лишенная гармонии, кажется сумбурной. Стремясь представить события тех лет во всей многогранности, авторы просто нагромождают множество различных эпизодов, что лишает фильм динамики и ритма. Похвально стремление к показу многообразия эпохи, где смешивались доблесть и трусость, надежда и отчаяние, профессионализм и дилетантизм, но и здесь авторов подводит поверхностный подход и отсутствие цельности. И самое печальное, что нет настоящих героев – лишь персонажи, нет событий – лишь ситуации, нет глубины – лишь спекуляции и претензии. Павличенко – это не жаждущий счастья и мира человек, а лишь персонаж шутера, выполняющий квесты. "Битва за Севастополь" – не самый зрелищный боевик, притворяющийся исторической биографической драмой.
Совсем иными были произведения Астафьева, Васильева, Платонова, Твардовского, Симонова (чей стих, к слову, звучит в фильме). Ох, совсем иначе снимали свои фильмы Быков, Калатозов, Бондарчук-старший, Чхеидзе, Шепитько и другие! В их работах были люди, жаждущие мира, а не солдаты, горящие желанием пролить кровь. Их произведения дышали гуманистическими принципами и антивоенными мотивами. Они одновременно воплощали в себе аутентичность, детальность и конкретность в описании событий и раскрытии судеб героев, а также универсальность и вечность. Современные батальные сцены - натуралистичны, но лишены истинной естественности, лирические линии – вульгарны, а сентиментальность – чрезмерна. Современные авторы не способны воссоздать тот невыразимый ужас и ту всепоглощающую трагедию. Да, и по сей день мы гордимся и восхищаемся Победой во Второй Мировой войне. Но сегодня ее культивируют, идеализируют, окутывают мифами, и, как следствие, меняются приоритеты, смещаются акценты и теряется ее подлинная ценность. «Мы должны помнить!». Что же необходимо помнить?! Количество убитых определенным снайпером?! Успешные военные операции?! Героические поступки?! Но какая война обходится без этого?! Так что же нельзя забывать?! "Битва за Севастополь" не дает ответа и даже не пытается его найти. Это всего лишь еще один кирпич в стене. Стене, которая загораживает реальность! Поэтому не удивляйтесь, что на празднике, посвященном Победе, а значит – торжеству Мира (!!!), вновь и вновь раздаются звуки оружия. В конце концов, умение побеждать затмило умение жить в гармонии.
Рекомендуем к просмотру