Описание
Рецензии

Сериал Благородный разбойник Владимир Дубровский
Актеры:
Михаил Ефремов, Марина Зудина, Владимир Самойлов, Кирилл Лавров, Анатолий Ромашин, Виктор Павлов, Владимир Конкин, Геннадий Фролов, Михаил Матвеев, Андрей Смоляков
Режисер:
Вячеслав Никифоров
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1988
Добавлено:
сериал полностью из 4
(13.09.2013)
Рейтинг:


На протяжении многих лет, две именитые дворянские династии – Троекуровы и Дубровские – были окутаны мраком непримиримой вражды. Наследие обиды, уходящее корнями в прошлое, являлось непреодолимым барьером, воздвигнутым между ними. Непоколебимая гордость и обостренное чувство собственного достоинства, присущие Дубровским, не позволяли им забыть давнюю обиду, нанесенную Троекуровым, и протянуть руку примирения. Урон, полученный отцом семейства Дубровских, казался невосполнимым, а все затеянные Троекуровым попытки умиротворения встречались непреклонным сопротивлением и жёстким отвержением.
После ухода из жизни главы семейства, пламя непримиримой ненависти перешло к Дубровскому-сыну. Молодой аристократ, поглощенный жаждой возмездия, в порыве отчаяния уничтожил родовое имение, перешедшее во владение его давнего врага. Месть стала для Владимира Дубровского единственным смыслом существования, путеводной звездой, освещавшей его путь. Он, словно тень, скользил по окрестностям, отбирая имущество у богатеев и распределяя его среди обездоленных, тем самым выказывая свой протест против несправедливости и проявляя милосердие к нуждающимся.
В стремлении приблизиться к врагу и лучше понять его мир, Владимир, обманув подозрения, под видом репетитора проникает в усадьбу Троекуровых. Однако, пребывание в доме семейства, на первый взгляд, призванное лишь укрепить его решимость, обернулось непредсказуемыми последствиями. Там, среди роскоши и кажущейся незыблемости вражды, юноша неожиданно познал чувство, способное перевернуть весь его мир – он влюбился в Марию, дочь своего непримиримого недруга. И эта роковая страсть поставила перед ним сложнейший выбор: подчиниться диктату долга и мести или отдаться велению сердца, рискуя потерять все, что ему дорого.
Если вы питаете слабость к русской классике, то я настоятельно рекомендую вашему вниманию приключенческую мелодраму "Благородный разбойник Владимир Дубровский", основанную на пленительной повести Александра Сергеевича Пушкина – "Дубровский". Вслед за очередным визитом в столь дорогие моему сердцу Пушкинские места, меня охватило непреодолимое желание вновь пересмотреть этот глубоко трогательный фильм.
История, положенная в основу "Дубровского", проистекает из трагических реалий, запечатленных в анналах российской истории. Осенью 1832 года многие губернии были охвачены жестокими холерными бунтами. Именно эта мрачная обстановка привлекла внимание поэта, побудив его обратиться к теме народных мстителей, что нашло отклик в его романе. В этот период, во время дружеской беседы, выдающийся писатель Нащокин поведал Пушкину драматичную историю о белорусском дворянине Островском, который, будучи не обремененным богатством, стал жертвой несправедливости со стороны влиятельного соседа. Отсутствие законных оснований не остановило деспота, отсудившего имение покойного отца Островского. Лишившись кровного наследства, дворянин оказался на грани нищеты и, ведомый гневом и отчаянием, возглавил крестьянское восстание, превратившись в легендарного разбойника. Судьба распорядилась так, что Нащокин познакомился с Островским, уже находящимся в остроге. История глубоко тронула воображение поэта, и он даже поначалу намеревался назвать главного героя своего романа Островским. Однако, впоследствии, имя героя было изменено на Дубровский, сохранив при этом его белорусское происхождение. Причины этой перемены остались для нас загадкой. Помимо этого, действие романа было перенесено в более позднее время, чтобы обойти строгую цензуру эпохи, а именно в последние годы правления Александра I.
Повесть живо и убедительно воссоздает эпоху, и эта атмосфера была искусно перенесена создателями фильма "Благородный разбойник Владимир Дубровский" на зрительный ряд. Зрителю предстают перед глазами тяжкая доля крестьян, исполненная трудов и лишений, всевластие помещиков, распоряжавшихся судьбами зависимых людей, и запутанная судебная система, создававшая благоприятную почву для злоупотреблений. Мы являемся свидетелями этих несправедливостей, воплощенных в образе Троекурова и его поместья. Троекуров, на первый взгляд, представляется благородным человеком, сохранившим зачатки совести. Между ним и его небогатым соседом, Владимиром Дубровским, существовали приятельские отношения, но жестокий поступок, лишивший Дубровского наследства, глубоко потряс Троекурова, пробудив чувство вины, которое он пытался искупить. Он заботливый отец, любящий свою дочь Машу. Однако, обладание властью и богатством постепенно разъедают его душу, превращая в тирана. Его лучшие качества искажаются, приобретая гротескные формы. Нетерпимость к инакомыслию становится причиной несправедливости по отношению к Дубровскому. Именно эта гордыня и упрямство, нежелание признавать, что не все должны подчиняться его воле, приводит к трагедии – лишению Маши права на счастье.
Маша посмела не согласиться с отцом, стремилась самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Ее позывы, безусловно, были справедливы, но отец жестоко подавил их. Подобные самодурские проявления, продиктованные властью и богатством, часто приводят к трагическим последствиям. Его окружают льстивые подхалимы, стремящиеся угодить ему, угодничающие и прислуживающие. Постоянное подхалимство и лесть создают иллюзию всемогущества, позволяя ему действовать без оглядки на общественное мнение. Эта атмосфера потворствует его агрессии и деспотизму, позволяя ему раскрыть свои самые темные стороны.
Сосед Троекурова, Андрей Гаврилович Дубровский, был человеком совсем иного характера – добрым, милосердным, уважаемым, воспитанным, способным сопереживать и готовым прийти на помощь ближнему. Владимир, его сын, унаследовал отцовские качества – он благородный и достойный уважения. Несмотря на отсутствие значительного состояния, он пользовался любовью и уважением окружающих. После кончины Андрея Гавриловича, чей дух не выдержал тяжести утраты Кистенёвки, крестьяне отказались признавать нового хозяина, поджгли его дом и начали мстить вместе с Владимиром Дубровским, превратившись в отважных разбойников, обитавших в дремучих лесах. Они представляли собой современных Робин Гудов, грабивших богатых и помогавших бедным, не прибегая к насилию.
Владимир Дубровский, как мне кажется, не стал бы разбойником, если бы не трагические обстоятельства и горестное желание отомстить за отца, ставшего жертвой несправедливости. Под видом французского учителя, Дефоржа, он проник в дом своего неприятеля. Однако, его планы были нарушены внезапной влюбленностью в Машу Троекурову. Как человек благородный, он не мог допустить, чтобы его мстительные действия повредили его возлюбленной. Он оказался в затруднительном положении, раздираемый противоречивыми чувствами – желанием мести, любовью и страхом причинить боль любимому человеку. Великолепная игра Михаила Ефремова, безусловно, передает глубину душевных терзаний Дубровского. В присутствии Маши Владимир теряет самообладание, проявляя смущение и неловкость. Она прекрасная девушка, но воспитание самодура-отца оставило отпечаток на ее характере. Она проявляет интерес к Дефоржу, но пытается изменить свою жизнь, готовая ради любви отказаться от богатства и положения, однако пойти на перекор отцу – задача сложная, поскольку он, несмотря на свою жестокость, является отцом, и его надо слушаться. Ведь она знает, какой гнев вызовет у него новость о побеге дочери, ослушавшейся его воли. И он непременно найдет ее и обрушит свой гнев на нее.
Роман Александра Сергеевича, к сожалению, остался незавершенным. Поэт работал над первыми двумя томами всего три месяца, но к третьему так и не приступил. Однако сохранились черновики, позволяющие предположить дальнейшее развитие сюжета: княгиня Вереская, вынужденная стать женой Маши, умирает, и Мария Кирилловна обретает свободу. Дубровский возвращается в Россию, но теперь уже под видом англичанина, и возлюбленные снова воссоединяются.
Повесть, безусловно, является шедевром русской литературы, а экранизация... она тоже хороша, хотя и несколько затянута. Объём повести – всего восемьдесят страниц, а продолжительность фильма достигает четырех часов. В некоторых эпизодах, особенно в начале, когда показан быт помещика Троекурова с его тираническими проявлениями и безудержным весельем, переходящим в пьянство и деградацию, а также в развитии отношений Маши и Дубровского, эта затянутость оправдана. Однако некоторые эпизоды можно было сократить без ущерба для достоинств фильма. К сожалению, не удалось найти идеальный баланс – «золотую середину».
"Дубровский" занимает особое место в моём сердце, и экранизация "Благородный разбойник Владимир Дубровский" не менее прекрасна. Я поклоняюсь русской классике. Недавно я узнала о существовании оперы знаменитого чешского композитора Э. Направника, созданной в 1985 году, и мне выпала возможность её посмотреть. Опера мне, конечно, понравилась, но от повести Пушкина она существенно отличается. В опере молодой Дубровский погибает сразу после признания в любви, на руках своей возлюбленной. Роман экранизировали неоднократно и не только в нашей стране. Если вы смотрели фильм 1963 года, то, скорее всего, отметили наивность происходящего, которая была обусловлена требованиями эпохи и необходимостью пройти цензуру. Фильм 1989 года, благодаря таланту Вячеслава Никифорова, на мой взгляд, является лучшим воплощением этой замечательной истории.
Если вы разделяете мою любовь к русской классике, я советую вам не только "Благородный разбойник Владимир Дубровский", но и "Лето любви", "Онегин", "Герой нашего времени".
Безусловно, наследие Александра Сергеевича Пушкина занимает поистине исключительное место в русской литературе. Его имя знакомо практически каждому, и часы, потраченные на изучение его лирических шедевров в школьные годы, несомненно, оставили неизгладимый след в памяти. Однако, за знакомыми строками сонетов и романтических элегий скрывается и обширный пласт прозаических работ, зачастую остающихся в тени, но не менее глубоких и резонансных.
Пушкин, будучи человеком бесстрашным и принципиальным, не стеснялся затрагивать в своих произведениях острые социальные темы, рискуя навлечь на себя неприятности. В эпоху цензуры и жесткой иерархии, критика привилегированного сословия и обличение крепостного права являлись актом настоящей гражданской смелости. Эти темы, позднее, находят свое продолжение в творчестве Николая Некрасова, в частности, в его культовом произведении «Кому на Руси жить хорошо», задуманном как своего рода завершение той самой дискуссии, которую начал Пушкин.
Трагично, однако, то, что Некрасов воссоздавал на страницах своей поэмы ту самую картину эпохи, о которой мечтал, но уже не мог увидеть собственными глазами – Пушкин покинул этот мир задолго до окончания указанного периода. Даже такое фундаментальное преобразование, как отмена крепостного права, не принесло облегчения беднейшим слоям населения, оставаясь для них скорее болезненной переменой, чем долгожданной эмансипацией.
В романе «Дубровский» Пушкин, с беспощадным реализмом, изображает систему крепостного права как источник бесчисленных страданий и несправедливости, не жалея критики в адрес поместного дворянства. В его творчестве прослеживается очевидная симпатия к восставшим – будь то движения под предводительством Степана Разина или Емельяна Пугачева – которые он воспринимает как закономерную реакцию на бесчеловечные условия жизни. По сути, крепостное право, по мнению писателя, ничем не отличается от рабства, являясь вопиющим актом аморальности. Этот глубокий социальный посыл и обусловил гениальность романа.
Эпоха, описанная в романе, была сопряжена с тяжелейшими испытаниями. Перед нами разворачивается картина жизни двух помещиков, представляющих собой кардинально различные типы личности. Один из них, пусть и не отличающийся особой щедростью по отношению к своим крестьянам, хотя бы не прибегал к физическому насилию. Другой, напротив, был невероятно богат, но при этом являлся настоящим социопатом, обращавшим крестьян в рабов, лишая их человеческого достоинства. Конфликт между этими двумя помещиками закономерно привел к трагической развязке, где, к сожалению, победил тот, кто обладал большим влиянием.
Первая попытка экранизации романа «Дубровский», выполненная в 1936 году, была представлена зрителю в черно-белом формате и не смогла в полной мере передать все богатство и глубину первоисточника. Лишь спустя полвека, в 1988 году, на свет появился многосерийный фильм «Благородный разбойник Владимир Дубровский», который стал значительно более качественной интерпретацией романа, верной сюжетной канве и духу произведения. Наряду с колористикой, что добавило визуальной привлекательности, авторы осуществили титанический труд, стремясь максимально сохранить задумку автора.
Однако, даже эта воссозданная версия не смогла полностью передать все нюансы и акценты, заложенные в романе. Экранизация 2014 года, не оправдала ожиданий, и, по моему мнению, «Благородный разбойник Владимир Дубровский» 1988 года остается наилучшей адаптацией романа. В Советском Союзе сериал был значительно сокращен, демонстрировался как кинопоказ, а затем уже выходил в виде многосерийной телевизионной драмы.
Безусловно, даже самый талантливый минисериал не может сравниться с оригинальным текстом, но художественная интерпретация 1988 года великолепно передает мрачную атмосферу усадьбы Троекурова, показывая суровый и несправедливый мир, где крестьяне, голодные и униженные, готовы на отчаянные поступки ради выживания. Даже незначительные махинации с богатыми помещиками кажутся им оправданными, если это позволяет им продержаться еще один день.
Пересказывать события романа нет необходимости, ведь все они воплощены на страницах книги. Получился прекрасный фильм, основанный на гениальном произведении. Минисериал захватывает и заставляет задуматься о вечных проблемах человеческого существования.
В юности, словно зачарованная, я впервые прикоснулась к волшебству фильма «Дубровский». С тех пор, воспоминание о нем поселилось в моем сердце, оставив неизгладимый след. Погружаясь в страницы романа Александра Сергеевича Пушкина, я словно заново переживала судьбу героя, перечитывая его историю многократно, доводя издание до почти истертого состояния. Неизбежно возник вопрос о незавершенности этого гениального произведения, о существовании набросков, намекающих на возможную встречу Владимира и Маши, что порождало волнующие предположения и догадки.
Советский кинематограф не мог обойти стороной столь значимое творение русской литературы, и экранизации, безусловно, явились подарком для целого поколения. Преклоняясь перед талантом сценаристов, я должна признать, что дух эпохи, самобытная атмосфера России того времени, были переданы с поразительной точностью и жизненностью. Восторженное впечатление оставила и экранизация «Барышня-крестьянка», щедро одарившая меня чувством безграничной радости и воодушевления. «Дубровский» же, к сожалению, отстоял от этого ощущения, представляя собой, если позволить себе такую метафору, обратную сторону медали.
Я не склоняюсь к доскональному анализу художественных произведений, полагая, что у каждого зрителя сложилось свое, уникальное понимание событий и характеров. Уверена, что многие, как и я, читали этот роман и, таким образом, обладают ключом к его глубокому смыслу.
Актерский ансамбль подобран с исключительным мастерством, демонстрируя высочайший уровень профессионализма. Молодой Михаил Ефремов, словно одержимый ролью, создал образ Владимира Дубровского, вложив в него тонкую и филигранную игру. Я очарована его героем – сильным, благородным, интеллигентным, сдержанным. В его исполнении план мести кажется не просто ответом на несправедливость, а глубоко продуманным актом защиты своей чести и достоинства. Дубровский, словно сдерживая бушующий внутри вулкан, мастерски балансирует на грани возмездия и сохранения человечности, не позволяя себе скатиться к бесчеловечности своего врага.
В то же время, Владимир Самойлов, создавая образ Троекурова, заставляет зрителя проникнуться отвращением к его персонажу. Его Троекуров - воплощение жестокости и всевластия, безжалостный тиран, погрязший в ненависти к старинному роду Дубровских. Признаюсь, отрицательные персонажи всегда привлекали мое внимание, ведь наблюдение за игрой такого актера позволяет на время забыть о его реальном облике и полностью погрузиться в созданный им образ, испытывая к нему искреннюю неприязнь.
Именно это, по моему убеждению, и есть вершина актерского искусства. Марина Зудина, исполняя роль Маши, создает трогательный и нежный, порой наивно-идеалистичный образ. Ее Маша находит в себе силы понять мотивы поступков Владимира и не осудить его, преодолевая ограничения и предрассудки своего воспитания. Актриса безупречно передает сложность и глубину своего персонажа, делая его близким и понятным зрителю.
Особое место в моем сердце занял образ крепостного крестьянина в исполнении Андрея Смолякова. Эта роль по-настоящему раскрыла непростое отношение простого народа к помещикам. Он изображает человека, полного эмоциональной страсти и стремления к свободе! В кругу разбойников он чувствует себя как дома, ведь находит возможность отомстить за все пережитые лишения и несправедливость.
К сожалению, поколение моих детей демонстрирует мало интереса к классической литературе и, соответственно, к ее экранизациям. По моему мнению, советские экранизации - это не просто фильмы, это настоящее культурное наследие, лучшие из когда-либо созданных в мире. Советский кинематограф, обладая уникальным талантом и безупречным вкусом, поднялся на небывалую высоту, оставив неизгладимый след в истории мирового искусства.
Рекомендуем к просмотру