Описание
Рецензии

Сериал Блиндаж
Актеры:
Ирина Рахманова, Игорь Хрипунов, Алексей Шевченков, Евгений Князев, Евгений Атарик, Сергей Угрюмов, Кирилл Полухин, Федор Лавров, Роза Хайруллина, Константин фон Ящерофф
Режисер:
Александр Горновский
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
сериал полностью из 4
(24.02.2012)
Рейтинг:

Июль четырнадцатого сорокового первого – время грозных, неистовых схваток, разорвавших тишину белорусских земель под поселением Любаши. Звон металла, свист пуль, рёв артиллерии – симфония ужаса, что поглотила окрестности. Часть мирного населения успела укрыться в густой, непроходимой лесной чаще, надеясь переждать бурю войны, но доля менее счастных оказалась вовлечена в эпицентр яростного сражения. Под натиском неудержимого немецкого наступления, советские войска, отступая, уступали занимаемые позиции, и линия фронта, подобно кровоточащей ране, проникала все дальше вглубь восточных просторов.
Капитан Хлебников, лишившийся зрения в результате чудовищного взрыва, пришел в себя, возвращаясь в сознание в полумраке окопанного блиндажа. Поглощенный отчаянием, усматривая в плену лишь унижение и неминучную гибель, он предпринял роковую попытку прервать свою жизнь, выстрелив в себя. Однако его смертоносный замысел был сорван заботливой рукой Серафимы – дородной, мудрой жительницы того же села. Взволнованная ее состояние, она, движимая человеколюбием и состраданием, принимает решение спасти искалеченного воина, предоставив ему кров и уход.
Вскоре к этой необычной компании присоединяется Ганс Хольц – немецкий солдат, пренебрегший приказом и решившийся на дезертирство, чтобы избежать участия в жестоких боях. Ему вторит Иван Демидович – мужик, славящийся своими запасами продовольствия, и Нохим – свидетель трагедии, чудом выживший после массовых расстрелов.
Смешение столь разных судеб, идеологий и культур, неизбежно порождает внутреннее напряжение и трения. Словно элементы, столкнувшиеся в бушующем океане, им невероятно сложно найти общий язык и примириться друг с другом. Однако, осознавая, что их дальнейшее существование напрямую зависит от благополучия Серафимы, – женщины, рискующей собственной жизнью ради их пропитания и безопасности, – они вынуждены преодолевать взаимные предубеждения и прилагать усилия для поддержания хрупкого перемирия. Их совместное выживание становится настоящим испытанием на прочность, требующим проявления нечеловеческой стойкости и взаимопонимания в самых нечеловеческих условиях.
## "Блиндаж": Эхо Великой Скорби, Пронизанное Белорусским Голосом
С экранов явился фильм «Блиндаж», взращенный на почве недописанной повести Василия Быкова, чье имя стало синонимом глубокой и правдивой прозы о Великой Отечественной войне. Сопоставлять сюжетную канву картины с первоисточником затруднительно, да и не столь важно, ибо в "Блиндаж" органично вплетены интонации, характерные для творчества писателя – пронизывающая тоска, реализм, психологическая глубина.
Событие это не может не порадовать – ведь в нынешнем потоке кинематографической продукции, где нередки бездушные подделки, появляется картина, достойная внимания и уважения. Скептицизм, свойственный первому восприятию, постепенно сменяется увлекающим сопереживанием персонажам, чья человечность и подлинность опровергают любые сомнения в фальши. «Блиндаж» вытаскивает зрителя из бездушной современности и погружает в атмосферу, словно сорванную со страниц житейских воспоминаний – и это само по себе уже немало значит.
Начало повествования ознаменовано душевной и трогательной песней, которая, словно повторяющийся мотив, сопровождает зрителя на протяжении всего фильма. Интересно, что мелодия, прекрасным голосом исполненная Ксенией Тимчук, изначально имеет украинские корни, что, однако, нисколько не умаляет её эмоционального воздействия. Музыкальный ландшафт фильма создает неповторимую атмосферу, задающую тон всему происходящему.
В центре истории – Серафима, обычная деревенская женщина, воплощенная на экране блестящей игрой Ирины Рахмановой. Белорусская деревня, где и протекает её жизнь, становится ареной беспощадной войны. Неподалеку разгорается жестокий бой, где красноармейцы, под натиском немецкой мощи, вынуждены отступать. Капитан Хлебников, с убедительностью воплощенный Игорем Хрипуновым, является образцом истинного героизма. Трагичная случайность – ранение осколком – лишает его зрения, а очнувшись после схватки, он обнаруживает себя в окружении мертвых, словно в аду.
Появляется и ефрейтор медслужбы немецкой армии, Хольц (Константин фон Ящерофф), актер немецкого происхождения с русскими корнями, чья задача – спасать раненых с поля боя. Несправедливая участь постигает капрала, которого Хольц ошибочно оставил мертвым, который, однако, выжил и угодил под суд. В отчаянной попытке избежать казни, он бежит, обрекая себя на скитания.
Не менее колоритной фигурой является райкомовiec Демидович (Алексей Шевченков), чья преданность коммунистическим идеалам не позволяет ему смириться с утратой власти и привилегий, последовавшей за вторжением гитлеровцев.
Именно эти, казалось бы, несовместимые друг с другом личности оказываются вынуждены искать убежище под единой крышей, в найденном капитаном блиндаже.
Серафима, в поисках пропавшей коровушки, натыкается на это укрытие, и, проявив самоотверженность, оказывает помощь раненому капитану и его товарищам. Вскоре за женщиной начинается слежка, организованная полицаями, братьями Пилипенко.
В деревню возвращается Казимир (Сергей Угрюмов), бывший жених Серафимы, ставший уголовником, освобожденным из советской тюрьмы войсками Вермахта.
Особого внимания заслуживает освещение трагедии Холокоста. Беларусь всегда была домом для большого числа евреев, и в Любашах процветала еврейская община.
Тема геноцида, представленная в фильме, отличается особой убедительностью и драматизмом. Сцены, в которых представители «высшей расы» и их пособники безжалостно уничтожают евреев, шокируют своей реалистичностью и вызывают бурю эмоций. Без слез смотреть на происходящее просто невозможно. Наиболее трагичная фигура сериала – Нохим (Евгений Князев), на которого обрушиваются невыносимые испытания.
Помимо интригующего сюжета, «Блиндаж» покоряет мастерством актеров. Ирина Рахманова выделяется в этом ряду, словно яркий алмаз. Ее игра восхитительна, и она, безусловно, заслуживает оваций. Серафима получилась настолько деревенской, простой и белорусской, что трудно поверить, что её исполняет молодая актриса, сумевшая настолько достоверно воплотить образ глубоко укорененной в народной жизни женщины. Порой мне казалось, что роль исполняет настоящая сельчанка из глубин Полесья! Неизвестно, каким образом ей удалось настолько убедительно передать белорусский говор и речь, будучи не белоруской. Демидович, вызывающий искреннюю неприязнь, – это воплощение фанатичного номенклатурщика. Евгений Князев и Сергей Угрюмов, как обычно, великолепно справились со своими ролями.
Не обходится и без недостатков. Сцена боя около села кажется не совсем достоверной. Не слишком ли много полицаев для белорусской территории? Авторов можно упрекнуть в том, что расправу над евреями проводят полицаи, а не войска СС. Но это не имеет существенного значения, поскольку суть фильма заключается в другом. Вспоминаются трагические цифры – за время войны погибло 25 процентов белорусов. «Блиндаж» является еще одним, убедительным свидетельством противостояния фашистским захватчикам. Именно об этом повествует картина, именно это хотел донести до зрителя Василь Быков.
В памяти неизгладимый след оставляют отдельные моменты. Для меня «Блиндаж» неразрывно связан с грустной песней, звучащей на протяжении всего фильма, и с сценой геноцида евреев.
8,5 из 10
## Отзвуки войны: размышления о картине «Блиндаж»
Сложно охарактеризовать это произведение как простой сериал. Оно возвышается над привычными кинематографическими рамками, представляя собой глубокую и драматичную военную драму, что, без сомнения, является одним из самых значительных достижений отечественного кинематографа последних десятилетий. Это не просто повествование о войне, это проникновение в саму суть человеческой трагедии, запечатленная с невероятной силой и психологической достоверностью. Предыдущие работы творческого объединения, создавшего «Блиндаж», – будь то «Наркомовский обоз» или «Вольф Мессинг» – побледнели в сравнении с этой новаторской работой, что позволяет с уверенностью поздравить команду создателей с триумфом, достойным восхищения.
Наблюдаемый взлет мастерства этих авторов привел к созданию захватывающего фильма, способного вызывать желание неоднократного пересмотра. Неудивительно, что «Блиндаж» оказался столь впечатляющим проектом, ведь его основа – глубокие и проникновенные произведения Василия Быкова, белорусского писателя, чья манера повествования требует от любого кинематографиста максимального уважения и таланта. Попытка создать некачественный фильм, опираясь на его наследие, представляется почти кощунственной.
Визуальный стиль «Блиндажа» прост и лаконичен, лишенный излишеств и новомодных тенденций. Отсутствие фантастических элементов и нарочитых эффектов позволяет зрителю ощутить пульс реальной жизни, погрузиться в атмосферу военных будней. Хотя и не лишена некоторых недочетов, картина в целом вызывает искреннее восхищение. Иногда, образы некоторых персонажей кажутся несколько схематичными, им не хватает глубины и многогранности. Особенно это касается Серафимы, чья судьба заслуживала более масштабного и детального раскрытия. Впрочем, создатели явно имели в виду то, что делают, и критика в данном случае представляется излишней.
Актерская игра заслуживает самых высоких похвал. Герои оживают на экране благодаря мастерству исполнителей, которые сумели передать всю гамму чувств и переживаний, сокрытых в произведениях Быкова. Однако, образы немецкого дезертира и партийного функционера вызывают определенные сомнения, кажутся несколько карикатурными и неправдоподобными. Несомненно, эти персонажи добавляют разнообразия, но, возможно, над ними стоило бы поработать еще тщательнее.
Ирина Рахманова создала поистине незабываемый образ Серафимы, воплотив в себе все лучшие человеческие качества. Ее игра завораживает, она стала эталоном, к которому стоит стремиться. Сложно представить себе другую актрису, которая смогла бы так же достоверно передать глубину и сложность этой героини. Каждое движение, каждый взгляд – все говорит о ее внутреннем мире, о ее силе духа. Рахманова заслуживает высочайших наград за эту работу.
Музыкальное сопровождение, основанное на скорбящих белорусских народных песнях, вызывает сильные эмоции и заставляет прослезиться. Композитор и музыкальный редактор проявили чуткость и талант, создав атмосферу, идеально сочетающуюся с тематикой фильма.
Особое внимание следует уделить красоте окружающей природы, ставшей естественной съемочной площадкой. За это стоит отблагодарить студию «Белорусьфильм», выбравшую столь живописное и нетронутое человеком место.
Невозможно не коснуться темы Холокоста, трагической страницы истории Западной Белоруссии. Сериал реалистично и правдиво изображает жестокое и бесчеловечное обращение фашистов к еврейскому населению, что является важным напоминанием о темных временах и предостережением от повторения трагедии.
Эпизод с фотографом, вынужденным снимать смерть собственных детей, вызывает непередаваемое чувство ужаса и отчаяния. Возникает вопрос о наивности и недальновидности евреев, показанных в картине. Неужели они действительно были столь беззащитны и не подозревали о надвигающейся опасности? Это вызывает противоречие с историей древнего народа, преследуемого на протяжении многих веков. Однако, если вспомнить о Польше и Германии перед войной, то там тоже множество евреев испытали на себе жестокость, и стоит помнить, что каратели СС не были единственными виновниками трагедии – по приказу немецкого командования уничтожались все, кто не соответствовал их расовым представлениям.
В фильме присутствуют некоторые недостатки, например, несколько наивная финальная сцена. Однако, сильных сторон у «Блиндажа» значительно больше. Этот сериал заставляет переживать, тревожиться, сопереживать героям. Поэтому, не могу не оценить его наивысшим баллом – твердой «пятёркой». Рекомендую к просмотру всем, кто ценит настоящее искусство!
Вниманию тех, кто прислушивается к голосам прошлого, неизбежно бросается парадоксальное наблюдение: воспоминания ветеранов Великой Отечественной, порой вырывающиеся сквозь пелену душевной печали и смягченные чашей алкоголя, кардинально расходятся с каноническими представлениями об этих событиях. Рассказы, лишенные приукрашиваний и героической патетики, значительно контрастируют с учебниками истории, книжными изысканиями и кинематографическими интерпретациями. Даже сам Никита Сергеевич Хрущев, личность неоднозначная и масштабная, избегал просмотра фильмов, посвященных войне, улавливая в них значительные искажения и умалчивания.
И в этом водовороте полуправды и умолчаний, маячит фигура Василия Быкова – писателя, осмелившегося говорить о войне без купюр, без прикрас, с беспощадной честностью. Его проза, выстраданная кровью и болью, нашла отражение в кинематографической адаптации, выдающейся по качеству исполнения и воссозданию духа эпохи. Безусловно, фильм не лишен отдельных шероховатостей, но, в целом, он представляет собой произведение искусства, превосходно передающее глубину и трагизм событий. Однако, ценность этого фильма не только в достоверности отображения батальных сцен и деталей военной жизни. Главное – в поразительной живости персонажей. Зритель ощущает, как трепещет душа каждого героя, он проникает в мотивы их поступков, переживает вместе с ними ужас и безысходность.
Особого внимания заслуживает тончайшая актерская работа Ирины Рахматовой, чей талант позволил передать весь спектр чувств, терзающих ее героиню.
К сожалению, не все зрители готовы осознать, что эта картина – не просто история любви, а рассказ о настоящей, чистой, неповторимой любви, о ее хрупкости и о необходимости ее сохранения, о том, как легко потерять самое дорогое.
Василий Быков заслуживает не просто признания, но и глубочайшего почтения, ведь его творчество – это не просто хронике военных действий, это глубочайшее исследование человеческой души в огне войны, это горькое осознание цены, заплаченной за роковую ошибку – за бессмысленную, разрушительную войну. Это голос, вырвавшийся из бездны, чтобы напомнить о том, что никогда не должно повториться.
Рекомендуем к просмотру