Описание
Рецензии

Сериал Блокада

Актеры:
Юрий Соломин, Евгений Лебедев, Ирина Акулова, Лев Золотухин, Владислав Стржельчик, Михаил Ульянов, Даниил Сагал, Борис Горбатов, Сергей Харченко, Георгий Гегечкори
Режисер:
Михаил Ершов
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1974
Добавлено:
сериал полностью из 4 (09.08.2013)
Рейтинг:
7.77
7.20
Появилась на экранах эпическое повествование, состоящее из четырех захватывающих эпизодов, воссозданное по мотивам пронзительной повести «Блокада», сочиненной талантливым писателем Александром Чаковским. За рождением этой монументальной киноленты стояли годы кропотливого труда – семь лет творческой работы ушло на воплощение замысла в жизнь. События разворачиваются в трагической эпохе Великой Отечественной войны, на героической земле Ленинграда, обреченного на немыслимые страдания. Зрителю предстоит пережить вместе с обитателями осажденного города, оказавшимися в тисках чудовищных испытаний и лишений, отравленных голодом, холодом и постоянной угрозой смерти. Это история о невероятной стойкости духа, о человечности, пробивающейся сквозь завесу отчаяния, о взаимопомощи и о неугасаемой надежде на освобождение, освещающей мрачные дни блокады. Кинолента является не просто реконструкцией исторических событий, а глубоким проникновением в души людей, чьи жизни были переплетены с трагедией блокадного Ленинграда.
Перед нами, безусловно, знакомый до боли конструкт – типичный пример телевизионного эпоса о Великой Отечественной войне, заимствующий многие черты, уходящие корнями в творческое наследие Юрия Озерова. Советские кинематографические проекты, в силу своего контекста и идеологической направленности, неизбежно отличались от западных интерпретаций, и этот сериал не стал исключением. В то время как западное кино, склонное к романтизации и мелодраматизации, предпочитает фокусироваться на личных переживаниях на фоне военного конфликта, предлагая зрителю некую приукрашенную, сентиментальную историю, советский сериал, напротив, концентрируется на эмоциональной составляющей, выдвигая на первый план человеческие чувства и переживания в условиях тяжелейших испытаний. Однако, возникает закономерный вопрос: не является ли такое акцентирование на эмоциях отходом от сути, от той жестокой, беспощадной реальности войны, где на первый план должна выходить стратегия, тактика и самоотверженность бойцов? Неужели зрителю недостаточно зрелищной демонстрации ужасов и трагедий военных лет, чтобы по-настоящему ощутить масштаб произошедшего? Нельзя не отметить, что в данном сериале герои, хоть и искренни в своих переживаниях, предстают перед нами скорее как собирательные образы, воплощающие определенные типажи. Лозунги патриотизма, призывающие к жертвенности и верности Родине, звучат наравне с прочими репликами, подчёркивая идеологическую составляющую эпохи. И всё же, нельзя отрицать, что значительной заслугой сериала является воссоздание военной тактики того времени. Отражение исторических деталей, пусть и с некоторыми вольностями, добавляет картине ощущения достоверности и погружает зрителя в атмосферу тех лет. Историческая наука всегда относится к экранизациям с особой строгостью, но в данном случае, к удивлению, авторам удалось представить события достаточно правдоподобно. Несомненно, познавательная ценность советских кинематографических "блокбастеров", даже с учетом их идеологической окраски, зачастую превосходит произведения западных режиссеров, таких как Спилберг, Пекинпа и, тем более, Анно. Критика Хрущёва в адрес политруков рот, высмеивающая недопонимание масштабов Сталинградской битвы, лишь подчеркивает неточность и поверхностность западного подхода. Особого внимания заслуживает воплощение образа Жукова, блестяще исполненное Ульяновым. Актеру удалось передать всю сложность характера этого выдающегося военачальника – его грубость, напористость, безжалостность, властность и готовность идти на крайние меры ради достижения победы. Показана уверенность и даже жестокость, свойственные главнокомандующему в условиях тотальной войны. Тем не менее, на фоне убедительной стратегической составляющей, невольно бросаются в глаза кардинальные несоответствия в технической части. Вместо ожидаемых КВ, с Кировского завода непрерывно выходят на поле боя ИС-3 – танки, появившиеся на вооружении лишь в 1945 году. Подобные вольности, к сожалению, не являются уникальными: в "Екатерине Ворониной", например, половина отправляющихся на фронт бойцов вооружены автоматами Калашникова. Несмотря на то, что эти технические неточности частично компенсируются появлением немецких танков, их присутствие также вызывает недоумение. В кадре мелькают Т-55 и Т-34-85 – машины, выпущенные в 1985 году, что абсолютно не вяжется с реалиями военных лет. Что побудило авторов к подобным вольностям? Казалось бы, цель заключалась в создании достоверной и правдивой картины войны, а в итоге мы получили нечто иное. Отечественные танки, значительно превосходящие немецкие по размеру и оснащенные длинноствольными пушками, подчёркивают визуальный образ неимоверной мощи советских сил, противопоставляя их "миролюбивым" людям с устаревшим вооружением. В итоге, возникает вопрос: что же авторы хотели донести до зрителя? Война, показанная на экране, не настоящая. Вооружение не соответствует эпохе. И тогда возникает ощущение, что и сама война, представленная в сериале, оторвана от реальности. К чему тогда все это?
В эпоху цифровой дисторсии и быстротечности информации, я испытываю глубокую ностальгию по кинематографу советской эпохи. Мне кажется, что молодое поколение, выросшее в совершенно иных реалиях, просто обязано ознакомиться с этим бесценным наследием, особенно с теми фильмами, которые посвящены Великой Отечественной войне. Ведь тогда, воодушевленные недавним опытом, режиссеры, словно проводники, переносили на экран живые, пульсирующие свидетельства эпохи. Сложно, почти невозможно, для современных зрителей постичь ту степень лишений, ту моральную стойкость, которую проявил советский народ в те трагические годы оккупации, когда на наши земли вторглись захватчики, опьяненные иллюзией легкой победы. Я увлеченно погружалась в произведения советской прозы, читая душераздирающие истории о быте жителей осажденных городов. Впечатление, оставившее неизгладимый след в моей душе, произвело многотомное повествование Александра Чаковского "Блокада". Настоятельно рекомендую не только прочесть эту проникновенную хронику, но и посмотреть масштабную многосерийную экранизацию, созданную в 1970-х годах. Фильм переносит нас в драматические 1941 и 1942 годы, когда Ленинград, отрезанный от остальной страны, оказался в тисках блокады. Зритель становится свидетелем отчаянной борьбы за выживание, узнает о методах организации обороны. Традиционно, в фильмах подобного рода акцентируют внимание на героических достижениях, на неуклонном продвижении советских войск. Однако создатели этой картины смело отступили от канона, не побоясь откровенно рассказать о первоначальной неподготовленности Красной Армии к внезапному нападению и о тех ошибках, которые дорого обошлись людям. Оказывается, даже опытный Ворошилов не смог организовать защиту города на должном уровне. Экранизации подобной тематики, созданные западными кинематографистами, зачастую сосредоточены на личных драмах героев, на их внутренних переживаниях. Здесь же перед нами разворачивается трагедия целого народа, движимого чувством глубокой патриотической преданности, готового на самопожертвование не ради собственной жизни, но ради спасения Родины от порабощения чужеземцами. Люди шли к победе, скандируя лозунги "За Родину!", "За товарища Сталина!", защищая свой измученный, но непокоренный город. И в этом не было никакого пафоса, никакого тщеславия – это был продиктованный самой жизнью, глубоко укоренившийся менталитет, свободный от современного эгоцентризма, расцветшего в обществе буйным цветом. Оценку достоинства советским фильмам часто дают за их способность достоверно передавать стратегическую обстановку и исторический контекст. Этот кинематографический проект покорил сердца двадцати восьми миллионов зрителей! Невероятный успех! Несомненно, это кинособытие демонстрирует колоссальный масштаб и глубину. Яркие, убедительные образы воплощены великолепными актерами. Особенно поразил меня образ Жукова, гениально сыгранный Михаилом Ульяновым! Командиров в советских фильмах часто изображают более мягкими, либеральными, но в этой картине Жуков предстает жестким, бескомпромиссным лидером, способным вдохновлять и запугивать одновременно. Жесткость, конечно, необходима на войне – время, не располагающее к сантиментам и учтивости. В процессе совместного просмотра, мой собеседник указал на историческую неточность в изображении военной техники, отметив, что танки, демонстрируемые на полях сражений, были введены в эксплуатацию уже после окончания войны. Однако я признаюсь, что не разбираюсь в тонкостях военной техники – для меня гораздо важнее сама история, ее способность трогать душу, давать возможность лучше понять и прочувствовать то, через что прошли наши деды и бабушки. Особенно близка мне трагедия блокадного Ленинграда, ведь в этом городе жили мои родственники. И, безусловно, не могу не отметить безупречную игру актеров. Это кинематографический шедевр, достойный внимания и глубокого осмысления!