Описание
Рецензии

Сериал Блуждающие огоньки

Актеры:
Регина Палюкайтите, Валентинас Масальскис, Владас Багдонас, Миколас Валдас Ятаутис, Рута Сталилюнайте, Вайва Майнелите, Эдгарас Савицкис, Стасис Пятронайтис, Ирена Кряузайте, Адрия Чепайте-Палшаускене, Видас Пяткявичюс, Пранас Пяулокас, Йонас Пакулис, Моника Миронайте, Даля Кярнагене, Р. Гаучайте, Аудинга Аукштикальните, Алдона Янушаускайте, Энрикас Качинскас, Альгимантас Масюлис
Режисер:
Гитис Лукшас
Жанр:
отечественные, приключения, семейные
Страна:
СССР
Вышел:
1979
Добавлено:
сериал полностью из 2 (04.09.2019)
Рейтинг:
5.43
Предлагаемый к вниманию сериал занимает особое место среди адаптаций волшебных историй, сплетенных гением Ганса Христиана Андерсена. Советская кинематографическая школа, движимая благородной целью, проявила исключительную изобретательность и самоотверженность, чтобы познакомить широкую аудиторию с бессмертным наследием великого сказочника в изящной форме мини-сериала. "Блуждающие огоньки" – это не просто экранизация, а настоящий калейдоскоп сказок, предлагающий зрителю погрузиться в мир, где оживают самые сокровенные мечты и самые потаенные страхи. Вероятно, многие ценители творчества Андерсена уже знакомы с некоторыми из этих повествований по книжным страницам, однако их визуальная интерпретация, безусловно, подарит новые грани восприятия. В основу этой кинематографической антологии легли такие яркие и запоминающиеся произведения, как трогательная "Девочка, наступившая на хлеб", загадочная "Тень", поучительный "Золотой мальчик" и, конечно, знаменитая "Новое платье короля", облеченная в неповторимый дух времени. Откройте для себя этот волшебный мир и насладитесь просмотром, ведь это поистине достойная иллюстрация мастерства советских режиссеров и уважение к неиссякаемому творческому наследию Андерсена.
Окунувшись в мир советской адаптации сказок Ганса Христиана Андерсена, меня захлестнула волна воспоминаний о давно ушедшей, беззаботной поре. Пересматривая это произведение спустя годы, когда опыт взрослой жизни уже оставил свой отпечаток на мировоззрении, начинают открываться грани, незаметные детскому взору, и мое восприятие этой работы претерпевает существенную трансформацию. Не могу сказать, что фильм оставил после себя глубокое и продолжительное впечатление. Несмотря на убедительный образ сказочника, созданного актерами, в нем ощущается отсутствие той неповторимой теплоты и искренности, которая пронизывает оригинальные произведения Андерсена, – той самой души, способной пробудить самые светлые чувства при чтении его книг. Герои картины, к сожалению, предстают недостаточно яркими, лишенными внутренней выразительности, словно выцветшие на солнце акварели. Сюжет представляет собой мозаичную адаптацию нескольких историй великого датского сказочника: «Девочка, наступившая на хлеб», «Тень», знаменитая притча «Новое платье короля» и трогательная повесть «Золотой мальчик». На экране разворачивается необычная история: сам Андерсен внезапно обнаруживает, что из его жизни ушла сказка, и, движимый тоской, отправляется на ее поиски в сопровождении соседа – юного мальчишки. Недолгое участие последнего в путешествии обрывается вмешательством материнской заботы, а автора, неуклонно продолжающего свои странствия, впереди ждали захватывающие приключения, наполненные новыми знакомствами и неожиданными открытиями. Многосерийный фильм пронизан оттенками меланхолии, усиленной приглушенной осенней палитрой и нежными пастельными тонами. Некоторые сцены, порой, могут вызвать куда больше тревоги и дискомфорта, чем многие произведения жанра ужасов. Таким образом, сложно однозначно классифицировать эту картину как сугубо детскую. Скорее, она окажется скучной и непонятной для юной аудитории, особенно учитывая, что она была создана в далеком 1979 году. Помимо этого, в произведении отчетливо прослеживается философский подтекст, который маловероятно, что будет понятен неподготовленному детскому разуму, неспособному уловить тонкую игру смыслов в преобладающей пессимистичной и приглушенной атмосфере, подчеркнутой соответствующей цветовой гаммой. Хотя я и не припомню, какое впечатление произвел на меня этот сериал в детстве, сейчас в нем не остается ничего особенного, способного затронуть самые сокровенные уголки души.
Изначально задумка представлялась перспективной, несомненно. Взять за основу сказочный мир Андерсена – это предложить зрителю погружение в волшебную реальность, где простота повествования обнажает всю панораму человеческого существования, демонстрируя его дивные аспекты и неприглядные изъяны. Однако, трансформированное в кинематографический формат, это видение столкнулось с катастрофическим крахом. Скверная экранизация напоминала скорее поспешную театральную импровизацию, созданную в стесненных условиях школьного спортзала, где наспех возведены декорации, призванные имитировать театральную сцену. Атмосфера пропитана гнетущей тоской, унынием, персонажи тонут в океане собственного отчаяния. Актеры с неуклюжестью сталкиваются друг с другом, теряют реквизит, их присутствие на экране кажется случайным и небрежным. Нелепые, натянутые костюмы лишь подчеркивают непрофессионализм работы. Второстепенные линии повествования затягиваются, отвлекая от сути, а ключевые сюжетные моменты сжаты до абсурдной краткости, словно их грубо вырвали из контекста. Безуспешные попытки оживить эту визуальную трагедию посредством музыкального сопровождения только усугубили разочарование. И тексты песен, и мелодии – это огорчение, повергающее в оцепенение. Изредка, и это скорее исключение, чем правило, прорываются проблески остроумия, мудрые афоризмы и содержательные диалоги, которые на мгновение вдохновляют. Однако эти ростки здравого смысла мгновенно погребаются под лавиной вопиющей некомпетентности. Впечатление, оставшееся по завершении просмотра, крайне негативное. Кажется, что авторы этого, без преувеличения, жалкого произведения, осознанно стремились исказить и опорочить то волшебство и глубину, которые вложил в свои сказки великий датский писатель. Они не просто не смогли передать дух Андерсена, они, словно злонамеренные вандалы, разрушили возможность пробудить интерес к его бессмертному наследию. Этот кинематографический эксперимент не только не оправдал себя, но и, пожалуй, нанес существенный урон репутации датского сказочника.