Описание
Рецензии

Сериал Борис Годунов

Актеры:
Сергей Бондарчук ст., Адриана Беджиньска, Анатолий Ромашин, Юрий Шерстнёв, Александр Титоренко, Ольгерт Лукашевич, Хенек Махалица, Фёдор Бондарчук, Людмила Коршакова, Кира Головко, Ирина Скобцева, Александр Соловьёв ст.
Режисер:
Сергей Бондарчук ст.
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
СССР, Польша, Чехословакия
Вышел:
1986
Добавлено:
сериал полностью из 2 (07.11.2018)
Рейтинг:
6.78
6.60
Воплощение на экране гениального замысла Александра Сергеевича Пушкина – это дерзновенное погружение в бурный водоворот русской истории, в ту трагическую эпоху, последовавшую за кончиной легендарного царя Ивана Грозного. Власть, перешедшая по наследству в руки Федора, оказалась хрупкой и неспокойной, явив миру непевного государя, не способного удержать государство в равновесии. И именно после ухода Ивана Четвертого разразилась страшная буря, обрушившая на Русь период, известный в летописях как Смута. Этот непростой отрезок времени, запечатленный в бесчисленных исследованиях хроникеров и историков, характеризуется невиданной политической нестабильностью и попранием устоев. Престол, некогда символ величия и порядка, оказался окружен толпой претендентов, чьи амбиции и честолюбивые планы грозили повергнуть страну в хаос. От влиятельных вельмож и заморских принцев до безвестных крестьян и отважных женщин – каждый стремился к власти, ввергая государство в пучину неразберих. Падение самозванца Лжедмитрия открыло дорогу к власти Бориса Годунова – личности, чьи радикальные идеи о государственном управлении оказались чужды и непонятны народу. Его правление, хотя и короткое, ознаменовалось масштабными преобразованиями, коренным образом изменившими традиционную структуру русского государства, однако обернулось горькой судьбой. Данная кинематографическая интерпретация знаменитого произведения Пушкина с невероятной тщательностью воссоздает ключевые события эпохи Смуты и раскрывает историю человека, который, возможно, обладал шансом предотвратить надвигающийся кризис еще на его начальной стадии. Это зрелищное и глубокое повествование станет настоящим подарком для ценителей исторической драмы и захватывающих экранизаций, предлагая уникальный взгляд на один из самых драматичных периодов в российской истории.
Недавно мне посчастливилось вновь окунуться в мир экранизации «Бориса Годунова», и этот опыт произвел на меня неизгладимое впечатление. По сравнению с современными российскими кинопроизведениями, этот фильм кажется воплощением кинематографического благополучия – он сияет глубиной содержания, выдержанной эстетикой и завораживающей атмосферой. На фоне обилия шаблонных и невыразительных триллеров, драм и боевиков, которые сегодня заполонили экраны, эта работа стала поистине ошеломляющим откровением. Помимо глубокого содержания, которое я собираюсь рассмотреть более детально, стоит отметить, что визуальная составляющая фильма – воплощение исторической достоверности. Сражения, быт народа, общая обстановка – все это воссоздано с поразительной точностью и художественной изысканностью, создавая ощущение сопричастности к эпохе. Актерская игра, на мой взгляд, выдержана на высочайшем уровне: это настоящий актёрский труд, требующий глубокого проникновения в образ, а не просто формальное следование сценарию. Некоторые критики отмечали не совсем убедительную игру Сергея Бондарчука в роли Годунова, указывая на некую монотонность и холодность в его исполнении. Однако я увидел в его игре тончайшее выражение характера персонажа, его внутреннюю борьбу и бремя власти. Бондарчук сумел передать сложность и многогранность образа, используя сдержанность и дозировку эмоций, что, на мой взгляд, значительно усилило драматический эффект. Безусловно, в эпоху доминирования гиперболизированных, демонстративных эмоций, подобный подход требует особого понимания и восхищения. Особого внимания заслуживает уникальность подхода к постановке: живая съемка, без использования компьютерной графики, позволяет ощутить подлинность происходящего. Никакие цифровые эффекты не смогли бы воссоздать ту достоверную атмосферу, которую заложил в фильм Сергей Бондарчук. Актерское мастерство Анатолия Ромашкина и, разумеется, самого Бондарчука, превосходит многие современные достижения. Не стану утверждать, что это вершина творчества Сергея Бондарчука, но признаю, что фильм снят на высшем уровне мастерства. Сложнейшим вызовом было перенести на экран трагедию Пушкина, жанр, традиционно более подходящий для оперной сцены, нежели для театра, а уж тем более для кинематографа. Стоит отметить, что фильм был экранизирован крайне близко к оригиналу, что, на мой взгляд, было не самым удачным решением. Кино – это самостоятельное искусство, и попытки буквального переноса сценического воплощения часто приводят к чрезмерной наигранности и театральности, что не всегда соответствует эстетике кинематографа. Снятый в 1986 году, в период глубоких перемен и перестройки, фильм не избежал влияния политической и идеологической конъюнктуры. Тогда киновертикаль переживала кризис, а творческие коллективы столкнулись с внутренними противоречиями и нелояльностью. Невыгодный прокат был обусловлен появлением модных и провокационных режиссеров, чьи работы привлекали аудиторию своей новизной и непредсказуемостью. "Бориса Годунова" критиковали, но вина лежит на эпохе. Позволю себе утверждать, что в плане постановки пушкинской трагедии я не встречал ничего подобного. Фильм, без сомнения, интересен, и впоследствии сообщество кинематографистов признало несправедливость многих критических замечаний. Однако тогда кино было нацелено не на отражение прошлого, а на фиксацию текущих событий, на создание нового нарратива. Как бы ни относились к этому проекту, нельзя отрицать, что это масштабное кинопроизведение. Я лично неоднократно к нему возвращался и каждый раз открывал для себя что-то новое. Тем, кто считает его неудачным, я не стану переубеждать, ограничиваясь выражением собственного мнения. Его ценность заключается в смелости концепции, блистательном актерском составе, великолепной операторской работе, точности в передаче оригинального текста, глубине замысла и профессионализме всей команды. Современные проекты крайне редко способны предложить зрителям подобный комплекс достоинств.