Описание
Рецензии

Сериал Братья Карамазовы (2009)

Актеры:
Сергей Баталов, Анатолий Белый, Павел Деревянко, Александр Голубев, Сергей Горобченко, Андрей Ильин, Виктория Исакова, Сергей Колтаков, Дина Корзун, Наталья Лесниковская
Режисер:
Юрий Мороз
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2009
Добавлено:
добавлен сезон полностью из 12 (03.02.2011)
Рейтинг:
7.85
7.50
В сердце уездного провинциального города, затерянного в бескрайних просторах России, развернулась буря страстей, захлестнувшая семейство Карамазовых. Пожилой Федор Павлович, человек противоречивый и непредсказуемый, оказался в эпицентре сложной и запутанной конфронтации со своими тремя зрелыми сыновьями – Митей, Иваном и Алёшей. Напряженность между ними, пронизанная взаимными упреками и скрытыми обидами, не ограничивалась вопросами наследства, хотя и эта тема служила питательной средой для разгорающегося конфликта. Власть над их чувств, словно колкая роза, держала в своей власти Грушенька, женщина роковой красоты и неистовой привлекательности. Страсть к ней охватила обоих – и отца, и Митю, порождая болезненное соперничество и усугубляя уже и без того непростые взаимоотношения. В этой причудливой паутине интриг и взаимных подозрений, находился Смердяков, внебрачный сын Карамазова, хитроумный и циничный наблюдатель, мастерски манипулирующий ситуацией в своих собственных, тщательно обдуманных целях. Он, как змея, подстерегающая добычу, терпеливо ждал удобного момента, чтобы использовать слабости и противоречия семейства для достижения своих коварных замыслов. Судьба Карамазовых висела на волоске, а тихий провинциальный городок готовился стать свидетелем драматических событий, которые навсегда изменят ход их жизни.
Признаюсь честно, известие о готовящейся телевизионной адаптации, в формате многосерийного проекта, самого масштабного романа Федора Достоевского, поначалу повергло меня в глубокое разочарование. Я, пожалуй, откровенная скептик в отношении отечественного телевизионного производства; оно способно развеселить меня лишь в редких, исключительных случаях. Опасения рождались вполне закономерно: не будет ли сюжет, столь сложный и многогранный, упрощен и искажен? Не будет ли сериал изрядно "привряжен" сценами, не имеющими прямого отношения к первоисточнику и призванными лишь привлечь более широкую аудиторию? Однако, доведя просмотр до конца, я вынуждена признать, что мои предубеждения оказались необоснованными. И теперь, при каждом упоминании об этом проекте, я отзываюсь о нем исключительно в превосходной степени. Исходно поразило меня с уважением отношение создателей к оригинальному, ничем не заменимому источнику. Сохранены ключевые сюжетные линии, даже наиболее тонкие и завуалированные, а глубочайшие, исполненные тоски философские размышления о человеческой природе, о любви и о Боге представлены почти в первозданном виде. Немедленно покорил меня таланливая игра Сергея Горобченко. С первых же кадров я осознала, что перед нами живой, искренний и пылкий Митя Карамазов. Долгое время я с некоторой долей сомнения наблюдала за Александром Голубевым в роли Алеши, но в конечном итоге прониклась его проникновенным, убедительным изображением. Сергей Колтаков, играющий Петра Карамазова, просто великолепен, не подобрать другого определения. Его Федор Павлович – словно глоток свежего воздуха, совершенно новое, неординарное воплощение персонажа. Особого внимания заслуживает игра Павла Деревянко. Представляю, что для большей части зрительской аудитории он стал известен по своей яркой роли в нашумевшей комедии Марюса Вайсберга "Гитлер капут!". Будучи далекй от поклонника вульгарной и бессмысленной комедии, я изначально смотрела на игру Деревянко в сериале с определенной степенью предвзятости. Но впоследствии я полностью пересмотрела свое отношение к Павлу, признав его талант. Трудно перечислить все противоречивые эмоции, которые вызывает Смердяков в его исполнении: злоба, уважение, неприязнь, жалость. Все это было мастерски передано Деревянко, поэтому смело могу констатировать, что его работа в сериале – лучшая из всех, что я видела. Что же до Светланы Ивановны, то она не смогла вызвать у меня полного сочувствия. Я не усмотрела в ней надлежащей гордости, безупречной аристократичности, но в то же время и самоотверженности. Держать спину прямо и сохранять невозмутимое выражение лица еще не означает обладать благородной душой. Не впечатлила и Сказка о Большом Инквизиторе. Во время просмотра этой сцены возникло ощущение, будто смотришь некое переложение, а не оригинальную интерпретацию. Игра инквизитора, к тому же, не была убедительной, не ощущалось той внутренней борьбы, того бурного, почти безумного поклонения Христу, которое должно было проявляться в его жестокости и беспринципности. Этот фрагмент показался мне слишком наигранным. Однако, нельзя не отметить, что все остальные элементы проекта, будь то декорации, операторская работа, костюмы и реквизит, оставили на меня крайне позитивное впечатление. Таким образом, могу с чистой совестью заключить: экранизация романа Достоевского, возможно, и не является шедевром, но она, безусловно, является чрезвычайно достойной и заслуживает внимания.
Экранизация, несомненно, заслуживает признания и вызвала у меня глубокий эмоциональный отклик, несмотря на ряд обстоятельств, помехами для ее реализации. К сожалению, ценный материал был пристрастно сокращен по усмотрению телевизионных руководителей, что, однако, не позволило умалить внутреннюю красоту и многослойность романа. Артем Мороз, превосходно знакомый с первоисточником, блестяще воплотил на экране мир братьев Карамазовых, акцентируя внимание на их душевных терзаниях и личных переживаниях, отходя от широкой общественной перспективы, изложенной в романе. Актерская игра, без преувеличения, захватывает дух. Каждый из братьев – Алеша, Иван и Дмитрий – органично вписан в созданный мир, их воплощения живые и убедительные. Первоначально я с некоторой долей скептицизма относилась к исполнению роли Ивана Голубева, но впоследствии он полностью убедил меня своей правдивостью и глубиной. Особое восхищение вызывает игра Павла Деревянко. Его персонаж – фигура вызывающая противоречивые чувства: одновременно и отталкивающая своей жестокостью, и вызывающая сочувствие. И, наконец, невозможно не отметить невероятное перевоплощение Александра Белоснежного в Ивана Карамазова. Он, пожалуй, наиболее точно передал ту сложную палитру чувств, ту неутолимую жажду истины и отчаянный поиск смысла, которые терзают душу этого сложного и противоречивого героя. Не могу не упомянуть и о прекрасной игре актрис. Особенно выделяется Мария Лядова, чья манера исполнения, ее вокальные данные и особая женская гордость, с которой она воплощает свою героиню, убеждают в её значимости для основных персонажей романа. В целом, ансамбль актеров был подобран на высшем уровне, за исключением, пожалуй, Lise, чья игра, как справедливо заметил Достоевский, не вызывает ни малейшего сочувствия или понимания. Эта юная актриса не смогла передать ту хрупкость и уязвимость, которые должны были проступить в образе. Операторская работа и декорации создают неповторимую атмосферу, погружая зрителя в мир романа. Визуальное воплощение серий захватывает своей красотой и достоверностью. Сценарий, конечно, имеет свои недостатки. В силу сокращений некоторые сюжетные линии остались недоразвитыми (деятельность малолетних братьев, трагические события с "униженными и оскорбленными", линия отцевания Зосимы), однако основные события романа сохранены в их полноте и выразительности. Особого внимания заслуживает новаторский прием с демонстрацией процессии каторжников, акцентирующий внимание на теме искупления и страдания, который регулярно встречается в ходе повествования. В итоге, это – высококлассная экранизация, которая доставила мне огромное удовольствие и оставила неизгладимый след в душе. "Братья Карамазовы" – одно из моих самых любимых произведений, и я бесконечно рада, что увидела такое достойное и бережное воплощение этого романа на экране.
Впечатляющий актерский ансамбль, созванный из талантов МХАТ, представляется неоспоримым благом для театральной сцены. Однако в кинематографическом пространстве, лишенном привычной театральной условности, подобная демонстрация мастерства порождает не эстетическое наслаждение, а ощутимое раздражение. Разворачивающееся повествование кажется дезориентирующим, лишенным всякой логики, его динамика неуловима, а связь между событиями расплывчата. Персонажи произносят фразы, далекие от естественной человеческой речи, их поведение кажется нарочито неестественным и вычурным. Диалоги, откровенно небрежно выстроены и грубо втиснуты в ткань повествования, нарушая любое подобие правдоподобия. И это, к сожалению, лишь верхушка айсберга, ведь даже если абстрагироваться от этих очевидных недочетов, содержание картины не вызывает ничего, кроме глубокой тоски. Сюжет развивается по шаблонным тропам, не способным увлечь даже самого равнодушного зрителя. Он столь же примитивен и скучен, что вполне мог бы стать основой для однообразного, заунывного дневного сериала, транслируемого на одном из федеральных телеканалов. По сути, переименовать его не требуется – все его недостатки кричащие и очевидные. Возможно, сейчас, оглядываясь назад, обладая современным культурным багажом, легко критиковать этот труд. Однако даже в те времена создателям картины предпочтали было не стремиться к познанию и самосовершенствованию, а искать утешение в бесцельном времяпрепровождении, потакание низменным инстинктам и мимолетным удовольствиям, финансируемым чужими средствами. Эти люди предпочитали утолять жажду жизни лихорадочными развлечениями, а душевные муки заглушали религиозными переживаниями, после чего, порой, оказывались на каторге. К счастью, эти ушедшие эпохи остались в прошлом, и, возможно, пришло время пересмотреть отношение к некоторым произведениям русской классики, чья актуальность давно угасла, и их время безвозвратно минуло.
На первых этапах погружения в этот драматический сериал, я был глубоко затронут его интеллектуальной насыщенностью и, порой, точной передачей первоисточника. Чувствовалось, что создатели стремились к доскональности, воссоздавая атмосферу и нюансы Достоевского. Однако, по мере развития повествования, стали ощущаться заметные нестыковки, упущения, даже целые фрагменты, которые, казалось, были безжалостно вырезаны, обедняя восприятие. Например, поразительный диалог Смердякова с Павлом Федоровичем, в котором тот с горечью и сарказмом выражает сомнения в существовании божественного, подкрепляя свои слова образами бессилия веры перед жестокостью окружающего мира – солдат, даже будучи глубоко верующим, не сможет сдвинуть гору с плеч своих обидчиков. Или эпизод, в котором Дмитрий Федорович, терзаемый долгами, отчаянно ищет способ расплатиться с кредиторами, что привело его к рискованному и унизительному предприятию – отправке за скромной суммой в три тысячи рублей к опальному и вызывающему презрение "Лягавому". Мне кажется, что более оптимальным форматом было бы сокращение количества эпизодов до шестнадцати, чтобы вместить в них полный, неиспорченный сюжет. Вместо этого, стандартный объем в двенадцать серий вынудил сценаристов жертвовать целостностью повествования, разрывая его на отдельные фрагменты, лишенные контекста. Несмотря на эти существенные недостатки, в целом сериал оставил позитивное впечатление, хотя и был омрачен одним существенным упущением. После прочтения романа до примерно семисот страницы из восьмисот тридцать, возникло непреодолимое желание узнать, какие актеры воплотили на экране образы столь значимых персонажей. И тут меня постигло немалое разочарование: начало сериала представляло собой, фактически, вымышленную концовку романа. Это, откровенно говоря, совершенно недопустимо. К счастью, я быстро сообразил, что демонстрируют на экране, и успел выключить передачу. Иначе, зная о грядущем суде над Дмитрием Федоровичем, последние полторы сотни страниц романа перестали бы представлять какой-либо интерес. Это, без сомнения, огромный и ощутимый "минус", серьезно повлиявший на общее впечатление от просмотра.
Встретить по-настоящему захватывающий сериал в наше время – это уже само по себе событие. Порой кажется, что классические произведения, лишенные искры новизны, утратили способность дарить истинное наслаждение, и воспоминания о «Идиота» кажутся давно минувшей эпохой. Однако, этот сериал превзошел мои самые смелые ожидания. Невероятно, как Горобченко сумела справиться с такой сложной, многогранной ролью, продемонстрировав недюжинное актерское мастерство. Анатолий Белоснежный, как всегда, безупречен и достойно воплотил своего персонажа, полностью оправдав возложенные на него надежды. Игра Деревянко, Голубева и Исаковой заслуживает не просто похвалы, а признания – их талант бесценен. Однако, признаюсь, Лена Лядова не смогла меня покорить. Я не могу поверить, что можно утратить рассудок, глядя на такую Грушеньку. Возможно, это субъективное восприятие, но в ее исполнении персонаж показался мне несколько отстраненным, лишенным той неотразимой магнетизма, который так необходим этой роли. Возможно, стоило бы поискать актрису с более выразительным темпераментом, несомненно талантливую, но способную передать всю глубину и сложность этой противоречивой героини. В эпоху массового производства телесериалов, где конвейер штампует однообразные и предсказуемые сюжеты, все же радуют редкие экземпляры, демонстрирующие выдающийся уровень мастерства и художественной ценности. Такие работы – это настоящая одыха для души, они дарят ощущение прекрасного и подтверждают, что настоящее искусство живет и процветает, даже в эпоху цифровых технологий.