Описание
Рецензии

Сериал Византия: Утраченная империя / Byzantium: The Lost Empire

Актеры:
Джон Ромер
Режисер:
Рон Джонстон, Дерек Тауэрс
Жанр:
документальные, исторические
Страна:
Великобритания
Вышел:
1997
Добавлено:
сериал полностью из 4 (05.02.2016)
Рейтинг:
7.14
7.90
Представляем вашему пристальному вниманию масштабный цикл документальных очерков, охватывающий потрясающую сагу о становлении, величественном расцвете и, наконец, трагической гибели Великой Византийской Империи. Этот новаторский проект заслуженно занимает позицию уникального научно-популярного фильма, не имеющего прямых аналогов в своей тематической нише. Создатели проявили поразительное мастерство, сумев препарировать сложнейшие исторические перипетии и изложить их в доступной и увлекательной форме, не прибегая к излишней академичности. Повествование отличается живым, захватывающим характером, способным увлечь зрителей всех поколений, от юных исследователей до опытных ценителей истории. Объем информации, представленной в проекте, полностью соответствует заявленной жанровой принадлежности, при этом она подкреплена глубоким анализом и кропотливой проработкой материала. Даже сейчас, столетия спустя, среди ученых сохраняются разногласия относительно некоторых аспектов истории Византии. Однако, в рамках этого проекта, империя предстает перед зрителем сквозь призму общепринятой интерпретации, основанной на исследованиях ведущих мировых географов, историков и культурологов, чьи работы сформировали общее понимание этой выдающейся цивилизации. Мы предлагаем зрителям погрузиться в величественный мир, где переплетались восточные и западные традиции, где рождались новаторские архитектурные решения и где великие мыслители оставили неизгладимый след в истории человечества.
Безусловно, лично я испытываю уважение к Джона Ромера как к создателю ряда глубоких и значимых документальных фильмов, получивших заслуженное признание публики. Однако, данная работа, к сожалению, не достигла той же степени художественной убедительности, ясности и точности, которые характеризуют его предыдущие труды. В данном случае, заметна попытка совместить субъективные переживания и личные взгляды автора с повествованием о сложных исторических событиях, что, по моему мнению, привело к созданию своеобразной, хотя и весьма любопытной, пропаганды истории Византийской империи. Итоговый рассказ, хотя и увлекателен, кажется несколько упрощенным и лишенным той глубины, которая присуща истории столь грандиозного государства. Мы узнаем причины переименования Византии в Константинополь и наблюдаем восторженное описание деяний императоров Константина Великого и Юстиниана. Однако, повествование не затрагивает подробностей их правления, политических решений и сложных перипетий, определявших судьбу империи. История – это не только триумфы и величие, но и тяжелые испытания, ошибки и сложные компромиссы, и именно этот многогранность, увы, не находит полного отражения в представленном материале. Особого внимания заслуживает эпизод, посвященный Юстиниану и Феодоре. В нем, увы, игнорируются драматические события, сопровождавшие их правление – народные волнения в Никее, непопулярные налоги и общее недовольство населения. Нельзя не упомянуть и спорное происхождение Феодоры, ее прошлое, и, что еще более вопиюще, ее безжалостное поощрение жестоких мер по подавлению народных волнений. Еще более смущает подход автора к раскрытию византийской культуры. Он, по сути, сводит ее к иконоборческому расколу и последующему обращению России, совершенно упуская из виду сложный процесс разделения восточных церквей и их отделение от Рима. Кажется, что искусство и архитектура Византии, являющиеся важнейшими отражениями ее духовного и интеллектуального развития, рассматриваются лишь как производные от раскола. Описание же падения Константинополя ограничивается упоминанием венецианского и османского завоеваний, без объяснения глубоких внутренних факторов, приведших к ослаблению империи. Не упоминается внутреннее политическое соперничество, череда гражданских войн, которые постепенно подтачивали ее могущество, делая османское завоевание лишь логическим завершением предначертанного. В целом, картина оставляет ощущение недосказанности, поверхностного освещения многих ключевых исторических моментов. Воссоздать целостную и достоверную картину византийского государства по этому материалу будет затруднительно. Существуют, несомненно, более содержательные и всесторонние документальные проекты, которые я с готовностью порекомендую к просмотру. Представленный же фильм, безусловно, обладает определенной ценностью для тех, кто уже обладает базовыми знаниями о византийской истории и готов к упрощенному, субъективному прочтению событий. В заключение, я бы не стала рекомендовать эту картину как первоисточник для изучения византийской истории. Благодарю за ваше внимание и надеюсь на скорую встречу.