Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Челночницы 1 сезон

Актеры:
Мария Порошина, Светлана Иванова, Вера Смолина, Владимир Епифанцев, Артем Фадеев, Ольга Баранова, Зоряна Марченко, Елена Панова, Вадим Колганов, Сослан Фидаров
Режисер:
Юлия Краснова
Жанр:
драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2016
Рейтинг:
6.62
6.80
Перенесемся в эпоху, что дышит отзвуками ушедших десятилетий – в бурный и неоднозначный период девяностых годов прошлого столетия. Это время, прозванное народом «лихими», запечатлелось в нашей коллективной памяти как симбиоз возможностей и хаоса. Тогда, казалось, любой, обладающий твердостью характера и предпринимательской жилкой, мог возвести свою собственную, пусть и не всегда легальную, империю, вырвавшись из серой повседневности, пока в самом государственном аппарате царил практически тотальный вакуум законности. Эпоха эта неразрывно связана с феноменом "челночниц" – женщин, освоивших сложный и зачастую рискованный путь трансграничной торговли. Границы были проницаемы, таможенные барьеры - пористы, что давало уникальную возможность ввозить в страну практически любые товары, а также выводить капиталы, накопленные благодаря удачному бизнесу. Любое экзотическое сырье, дефицитный товар или даже самый запрещенный продукт мог появиться на внутреннем рынке, при условии демонстрации достаточных финансовых ресурсов и связи с влиятельными «посредниками». Времена, когда правила игры диктовали не законы, а сила и связи, безусловно, останутся навеки запечатлены в народном сознании, подобно яркой, хоть и противоречивой картине, что не подлежит искажению или забвению. Этот период, отмеченный одновременно и невероятной вольностью, и ощущением всеобщей неопределенности, продолжает влиять на современное общество, формируя особый взгляд на бизнес, справедливость и государственное управление.
Впечатления от увиденного, признаюсь, оказались скорее положительными, чем отрицательными. Однако, если присмотреться к картине под более пристальным углом, вырисовывается явный изъян – некоторая неловкость в отборе ключевых сюжетных элементов. Создателям, кажется, не удалось очертить четкие границы между тем, что заслуживает детального изображения, и тем, что следовало бы оставить за кадром. Безусловно, актерская игра представляет собой бесспорный триумф. Каждый исполнитель воплотил своего персонажа с поразительной убедительностью и глубиной, вызвав целую гамму чувств – от легкой грусти до глубокого сопереживания, заставляющего подступать слезы. В сюжете множество трогательных сцен, способных растрогать даже самую черствосердечную душу. Вместе с тем, некоторые эпизоды выглядят несколько надуманными и, прямо скажем, гротескными. Сцены авиакатастрофы, атмосфера разгула и гедонизма в казино с его экзотическим гаремом, а также турецкая темница и, соответственно, освобождение из нее – все это, как ни парадоксально, скорее отвлекает от основной сюжетной линии, нежели способствует ее развитию. Возникает стойкое ощущение, что картина выиграла бы от исключения этих, безусловно, ярких, но все же излишне экстравагантных моментов. Особое разочарование вызвал финал. Попытка завершить повествование столь банальной и притянутой за уши "счастливой развязкой" кажется неумелой и не соответствуют общей стилистике картины. Это своего рода компромисс, который не удовлетворяет ни поклонников реализма, ни тех, кто ценит сложность и неоднозначность человеческих отношений. Визуальное оформление картины, к сожалению, не отличается особой изобретательностью. Небрежность проявилась даже в столь мелочах, как несоответствие дат на календарях – в квартире указан 1994 год, а в кабинете – 1996-й. Да и использование поп-музыки эпохи – в частности, "Ласковый Май" – выглядит весьма странно, учитывая, что к тому времени этот некогда невероятно популярный коллектив уже потерял свою актуальность, а на музыкальном рынке доминировали совершенно другие тенденции. Со временем повествование, кажется, начинает распадаться на отдельные фрагменты, создавая ощущение хаотичности. Возникает вопрос: было ли это результатом некоторой перекомпоновки материала, с целью уместить сложную историю в 16 серий, или же изначально задумывалось столь фрагментарное, будто "собранное из обрывков" изложение событий? В заключение можно констатировать, что картина, несмотря на определенные недостатки, оставляет глубокий след и не оставляет равнодушным никого из зрителей. Некоторые будут критиковать исторические неточности, другие – примут все события на веру. Однако, вне сомнения, большинство досмотрят ее до самого конца и, возможно, даже захотят пересмотреть вновь, пытаясь разгадать все скрытые смыслы и нюансы драматического повествования.
В кинематографической ленте, словно запечатлевшей дух целой эпохи, разворачивается проникновенный рассказ о судьбах, соприкоснувшихся в бурные годы девяностых. Сценарий, выверенный до мельчайших деталей, с удивительной точностью воссоздает непростую реальность "челночниц", женщин, рисковавших всем ради элементарного выживания. В центре повествования – три совершенно разные женщины, объединенные общей необходимостью. Алиса, самоотверженная медсестра, лишившаяся привычного круга обязанностей, Ольга, педагог, пережившая личную трагедию, связанную с предательством супруга, и Светлана, заботливая домохозяйка, отчаянно нуждающаяся в средствах для спасения здоровья своей дочери. Их вынужденные вылазки в Польшу, в поисках товаров, разворачиваются на фоне неумолимых экономических перемен и социальных потрясений. Работа на шумном, пестром рынке переплетается с зарождающимися чувствами и драматическими любовными перипетиями, обогащая сюжетный ландшафт и добавляя ему глубины. Несмотря на общее ощущение восторга, вызванное увиденным, картина не лишена небольшого недостатка. Финальная сцена, хоть и радужная, кажется излишне приукрашенной, словно призванной угодить зрителю, жаждущему однозначного, счастливого разрешения. Безусловно, любая кинолента должна иметь заключительный аккорд, неся в себе нотки надежды и оптимизма, однако подобное, несколько слащавое завершение кажется несколько оторванным от суровой действительности, изображенной ранее. Внимание приковывает и небольшая неточность в антураже. По всей длине сериала на стенах присутствуют календари с датой 1994 года, что создает некоторую путаницу, учитывая, что сюжет охватывает более продолжительный период времени, о чем свидетельствуют роды, беременности и медицинские вмешательства, происходящие на протяжении повествования. Актерская игра выше всяких похвал. Ольга, учительница, олицетворяет собой самообладание и изящество, даже столкнувшись с изменой близкого человека, она не позволяет себе бурных реакций. Владелица рынка – поразительная женщина, демонстрирующая одновременно и жестокость, и непоколебимую силу, она безупречно разбирается в людях и ценит все, что имеет настоящую ценность. Без сомнения, этот кинематографический опыт заслуживает высшей оценки – абсолютного максимума, отражающего его незаурядное художественное достоинство и эмоциональное воздействие на зрителя.
Этот кинематографический труд, безусловно, обладает огромной художественной ценностью, однако его восприятие сопряжено с ощутимым дискомфортом. На экране разворачивается повествование о эпохе, когда человеческое достоинство подвергалось неумолимому и систематическому принижению. Лишенные элементарных условий для достойной жизни, от возможности трудоустройства и достойной оплаты труда, люди оказались в положении, лишенном перспектив и надежды. Переход к новой реальности, не зависящей от личной воли, обернулся мучительной адаптацией, доступной далеко не каждому. Эхо тех испытаний, кажется, до сих пор отзывается в современном обществе, то проявляясь в одной форме, то в другой, порождая внутренний разлад и неудовлетворенность. Смотреть подобный фильм непросто – он вызывает глубинную обиду, осознание того, что, несмотря на кажущийся прогресс, элементы такого же унижения, пусть и в более завуалированной форме, сохраняются и по сей день. Вспоминаешь те безжалостные, бесконечные очереди, где приобретение самых обыденных вещей представлялось подвигом – не купить, а выуживать, добывать. Признайтесь, эта картина вам знакома. Между тем, многие из нас поглощены приземленными заботами, мелочными придирками к деталям: не та прическа, неуместно сказанное слово. Мы зациклены на незначительном, склонны к постоянному недовольстве, прихотливости и капризам, в то время как упускаем из виду нечто более важное. Это не развлекательное зрелище с шаблонными клише и бессмысленными перестрелками. Это честный и откровенный взгляд на судьбы простых людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, которым не только тяжело адаптироваться, но и зачастую попросту невозможно найти свое место. Легко критиковать, сидя в уютном кресле и рассуждая о чем-то, не имея представления о той тяжести, которая ложится на плечи тех, кто вынужден бороться за свое существование.
Я не имею возможности похвастаться столь обширным жизненным опытом, как Юрий Чистяков, – всего лишь несколько эпизодов, но уже этого достаточно, чтобы вызвали горькое сожаление и недоумение… Наша семья пережила периоды задержек выплаты заработной платы, растянувшихся на долгие полгода, времена, когда даже приобретение самых необходимых вещей превращалось в сложнейшую задачу, требующую неимоверных усилий и связей. Мы, в изгнании, на скромных пенсионных выплатах мужа, с необъяснимой грустью вспоминали былые дни, службу в гарнизоне и беззаботное общение с товарищами. Дети, к счастью, в то непростое время получали достаточную пищу, но и сам я не раз ужинал скромным, но питательным блюдом – жареным на подсолнечном масле луком с куском хлеба, порой даже трижды в день. Не то чтобы мы были лишены средств к существованию, пенсия выплачивалась исправно, однако старшие сыновья, будучи еще молодыми и не обремененными семейной жизнью, проходили службу на удаленном, дальневосточном пограничье. Они владели единственным автомобилем, деля его на двоих и поочередно подрабатывали в качестве таксистов, хотя и не использовали его возможности в полной мере. Они оказывали поддержку друзьям финансовыми средствами и обеспечивали транспортировку людей, занимающихся торговлей на китайском рынке. Тот, кто спешит отмежеваться, называя эти кинопленки пустышкой, попросту не способен осознать масштабы пережитых нами тягот и лишений. Он не ощущал на себе той атмосферы, тех трудностей, тех неимоверных усилий, которые приходилось предпринимать ради выживания в те непростые времена.