Описание
Рецензии

Сериал Человек войны
Актеры:
Олеся Поташинская, Любовь Зайцева, Агнесса Зелтыня, Николай Юшкевич, Дмитрий Ратомский, Денис Карасев, Виктор Рыбчинский, Виктор Проскурин, Александр Кашперов, Анатолий Голуб
Режисер:
Алексей Мурадов
Жанр:
отечественные, исторические
Страна:
Россия, Беларусь
Вышел:
2005
Добавлено:
сериал полностью из 12
(12.07.2012)
Рейтинг:


В непроглядной чаще белорусских лесов, словно затерянных во времени, разворачивалась драматическая летопись военных будней. 1943 год – годы тяжкой борьбы, когда на плечи простых людей ложилась ноша невообразимых испытаний. В эпицентре этих событий находился Сёмин, опытный и бесстрашный командир партизанского отряда, чьи ратиборцы действовали в тесной взаимосвязи с подразделениями военной разведки.
Судьба распорядилась так, что в один из тревожных дней Сёмину удалось взять в плен немецкого офицера. Проявив немалое искусство убеждения и используя хрупкую грань между отчаянием и надеждой, он сумел склонить пленного на свою сторону, завербовав его для выполнения рискованных операций. Именно этот человек, некогда служивший врагу, стал источником ценнейшей информации – сведения о существовании у противника оружия невиданной мощи, способного переломить ход войны.
Однако в Главном Штабе, в столичных кабинетах, эти данные встретили с изрядной долей скептицизма. Верить словам человека, ранее принадлежавшего рядам фашистской идеологии, было крайне сложно. Необходимо было установить истинность полученных данных, провести тщательную проверку. Для этого, как правило, назначают кого-то, кому можно доверять.
Выбор пал на Лиду, молодую, отважную девушку, обладающую острым умом и феноменальной способностью к наблюдению. Ей поручили деликатную и опасную задачу – установить, насколько правдива информация, предоставленная завербованным немецким агентом. Для этого Лиде предстояло вступить в контакт с другим представителем нацистского режима – Куртом, человеком, от которого зависело выполнение ее миссии.
Начавшаяся между ними игра, словно тонкая нить, натянутая между двумя лагерями, обещала быть не просто сложной, но и чрезвычайно напряженной, пропитанной взаимной подозрительностью и скрытой агрессией. Оба они находились в плену у долга и приказов, готовы были на любые хитрости и рискованные поступки, чтобы обмануть противника и доложить о своей блестящей победе. Война, словно жестокий скульптор, отточила их души, вытеснив из них всякое сострадание и милосердие. В их сердцах остались лишь холодный расчет, непоколебимая воля к победе и готовность пожертвовать всем ради достижения поставленной цели. Каждое слово, каждый жест – испытание на прочность, игра, в которой на кону стояла не только их жизнь, но и судьба целой страны.
В кинематографическом ландшафте, где доминируют голливудские блокбастеры и европейские артхаусные проекты, кино из Беларуси остается скорее исключением, чем правилом. Однако, на мой взгляд, перед нами предстает произведение, являющееся, пожалуй, одним из наиболее выдающихся в белорусской киноиндустрии за последнее десятилетие. И дело здесь не только в замысловатой сюжетной линии, но и в безупречной технической реализации, которая подкупает своей виртуозностью.
Поскольку сюжетные нюансы умело отражены в официальном описании, я воздержусь от их пересказывания. Вместе с тем, необходимо отметить, что "Человек войны" – это картина неоднозначная, сложный сплав гениальности и, не скрою, определенных недоработок. В арсенале фильма бесспорно много сильных сторон, но и недостатки, к сожалению, присутствуют. Наиболее заметным из них, на мой взгляд, является некоторая затянутость повествования. Возможно, сокращение до четырех серий, без потери ни единого диалога и ключевой сцены, позволило бы придать фильму большую динамичность и сосредоточенность.
Особо хочется отметить смелый выбор режиссерского коллектива, решившего придерживаться принципов гиперреализма. Это поистине дерзкий шаг, ведь воспроизвести эпоху оккупации белорусских земель с абсолютной точностью – задача крайне сложная и ответственная. Не менее трудна реконструкция подлинных данных о партизанском движении, о героической защите родных просторов от фашистского вторжения. Актерская игра безупречна – в каждом взгляде, жесте, реплике чувствуется выверенная, глубокая подготовка. Они словно растворяются в своих персонажах, и зритель невольно начинает верить, что перед ним – живые люди, пережившие все ужасы военного времени. Порой возникает ощущение, будто ты сам присутствуешь в гуще событий, что ты находишься в настоящем партизанском лагере… Непередаваемые, захватывающие дух ощущения.
Возможно, именно поэтому время от времени возникает ощущение некоторой монотонности, поскольку мы наблюдаем за повседневной жизнью партизан. Не каждый день на фронте гремят перестрелки, не каждый день происходят кардинальные перемены. Однако, к этому можно привыкнуть и даже извлечь из этого определенную долю созерцательного спокойствия.
Операторская работа Роберта Филатова заслуживает особого внимания. Каждый эпизод – это тщательно выстроенная, одноплановая картина, где действие не переносится из одного места в другое. Камера словно впитывает в себя каждую деталь, рассматривает ее с разных ракурсов. Ее плавные панорамы, кружение над персонажами, изменения позиции создают ощущение головокружения, погружая зрителя в эпицентр происходящего. Оператор, несомненно, проявил смелость, выбрав столь необычный подход к съемке. Нельзя не отметить использование массовых сцен. Например, в эпизоде, где партизаны атакуют немецкий лагерь, задействовано несколько десятков человек с обеих сторон. Снятие сторожевой позиции, бои в узких коридорах и восьмикомнатной резиденции – все это развернулось в течение всего трех минут фильма, снятых одним непрерывным кадром! Именно это создает ощущение непосредственного участия в партизанской атаке или тайных переговорах. И все это в рамках среднебюджетного телесериала – весьма необычное зрелище, к которому не сразу привыкаешь.
Сюжет, безусловно, не претендует на абсолютную новизну, хотя и отличается своим очарованием. "Человек войны", по сравнению с другими проектами подобного рода, выделяется своей уникальностью. Мы погружаемся в мир суровых будней партизан, видим и фашистов, и простых людей, чьи судьбы переплелись в водовороте военных событий. Как я уже отмечал, стремление к реализму в этом фильме заслуживает отдельной похвалы, поскольку оно позволяет зрителю почувствовать всю тяжесть и драматизм происходящего. Вспоминается, например, фильм "Днепропетровский рубеж", который во многом схож с этим белорусским творением, и оба они позволяют увидеть настоящую военную жизнь того времени, лишенную какой-либо субъективной окраски.
В этом фильме рассказывается не только о военных действиях, но и о людях, принимавших в них участие. И они, как правило, оказываются далеко не такими, какими их представляла война. Историческая достоверность отражена с невероятной детализацией, что, безусловно, является одним из главных достоинств этого сериала.
Этот кинематографический проект, вне всякого сомнения, достоин высочайшей похвалы. Несмотря на незначительные шероховатости, он захватывает зрителя, заставляя следить за развитием сюжета с завороженной, неотступной концентрацией. Особенно ценно то, что сериал обращается к глубоко личной и значимой для многих теме – Великой Отечественной войне. Однако, в отличие от распространенных стереотипов, он освещает эти трагические исторические события без излишней патетики и предвзятой, субъективной интерпретации, столь характерной для отечественных кинолент прошлых лет.
Можно было бы сочинить целое исследование, посвященное эволюции военного киноискусства, анализируя изменения в подходе к съемкам фильмов о событиях минувшей эпохи, от догм тридцатилетней давности до современных тенденций. Безусловно, это увлекательное направление для размышлений, но в данном случае это лишь фон для раскрытия сути самого проекта.
Здесь показаны не просто военные действия, но и люди, вовлеченные в этот водоворот трагедии. Отсутствие однозначных моральных оценок – одно из самых поразительных достижений фильма. Устаревшим кажется уже сам вопрос о том, кто "плохой", а кто "хороший". Создатели сознательно стремятся представить многогранный взгляд, демонстрируя правоту обеих сторон. Да, в рядах противника встречались жестокие и бесчеловечные личности, но их число было далеко не столь велико, как принято считать. Однако, отрицать чудовищную, разрушительную силу войны невозможно – это кошмар, которого следует избегать любой ценой. К сожалению, даже среди отважных, самоотверженных солдат находились люди, готовые на предательство, на подлость ради сохранения собственной шкуры.
Это фильм о войне, представленной не как героический эпос, а как неизбежная, мрачная реальность. Войны будут сопровождать человечество на протяжении всей его истории. Да, можно оттягивать наступление кровавых столкновений, но от них нельзя полностью избавиться. И вину за эти трагедии несут не только агрессоры, но и те, кто вынужден защищаться. Необходимо предотвращать вооруженные конфликты, а не ввязываться в них, принося неисчислимые жертвы. Лишь недавно кинематографисты стали осмеливаться показывать настоящую, неприукрашенную военную жизнь того времени, отказавшись от стереотипов, выдумок и поверхностного изображения, столь нереалистичного по сравнению с тем, что переживали наши предки на передовой.
Поэтому, хочется выразить искреннюю благодарность создателям этого фильма и настоятельно рекомендовать телезрителям уделить ему внимание – он является бесценным свидетельством нашего прошлого, позволяющим глубже понять трагические уроки войны и задуматься о будущем.
Невероятно, как скромный по бюджету, созданный для ограниченного эфирного пространства проект, изначально задуманный лишь как способ отбить вложенные средства, способен поразить глубиной профессионального мастерства каждого, кто приложил к нему руку. Операторское искусство предстает в ошеломляющей красе, а актерский ансамбль демонстрирует поистине выдающиеся способности. Один лишь эпизод масштабного сражения в поле является свидетельством невероятной изобретательности и слаженной работы всей команды – завораживающее действо, которое заставляет затаить дыхание. Трудно даже вообразить, какой колоссальный труд потребовался для воплощения в жизнь столь масштабную сцену, где более полусотни исполнителей одновременно вовлечены в динамичное повествование: яростное бегство партизан, закономерно переходящее в безжалостную западню, стремительное развертывание немецких минометов, трагическая картина павших героев сопротивления и душераздирающее пленение тяжелораненного Гаврилова.
Этот фильм, безусловно, оказывает ощутимое воздействие на зрителя и оставляет глубокий след в памяти, хотя и несколько дезориентирует своей непримиримостью к общепринятым нормам драматургической выстроенности в диалоговой составляющей. При создании проекта приоритет отдавался максимальной достоверности и жизненной правде, сознательно отказываясь от отточенной ясности и глубокой смысловой насыщенности, характерной для шаблонных сценариев. Реплики персонажей звучат с поразительной естественностью, словно подслушаны в реальной жизни. Необычная стилистика повествования и поистине захватывающая работа оператора, создающая атмосферу напряжения и реализма, заслуживают самого высокого признания.
Сюжетная канва, признаться, не претендует на новаторство – перед нами обыденные военные будни, разворачивающиеся в треугольнике противостояния партизанского движения, гражданского населения и гнетущего присутствия фашистских захватчиков. Но именно эта кажущаяся простота и приземленность позволяют зрителю ощутить неразрывную связь с происходящим, почувствовать сопричастность к судьбам героев и испытать искреннее сопереживание их трагедиям.
Рекомендуем к просмотру