Описание
Рецензии

Сериал Черный ворон

Актеры:
Татьяна Колганова, Анна Герм, Анна Самохина, Татьяна Ткач, Ярослав Иванов, Борис Соколов, Евгений Дятлов, Игорь Копылов, Ольга Самошина, Борис Бирман
Режисер:
Борис Горлов, Игорь Москвитин, Андрей Кравчук
Жанр:
мелодрамы, отечественные, триллеры
Страна:
Россия
Вышел:
2001
Добавлено:
сериал полностью из 64 (22.02.2013)
Рейтинг:
7.18
6.50
История, сплетенная из трех романов Дмитрия Вересова – «Чёрный ворон», «Гнездо ворона» и «Полёт ворона» – разворачивается на фоне драматических десятилетий, простираясь от трагических лет Великой Отечественной войны до наших дней. В эпицентре повествования – судьбы двух женщин, связанных незримой нитью, объединенные одним именем – Татьяна, и происходящих от одного и того же отца. Их пути, казалось бы, никогда не пересекутся, однако предопределенная роком встреча уже выверена высшими силами. В бурные 1940-е годы в осажденный Ленинград возвращается Алексей Захаржевский, человек, чье рождение произошло на далеких китайских землях. Он пережил тяготы лагерной жизни, но благодаря реабилитации обрел возможность вернуться к своим корням. В городе его ожидает дядя, прославленный академик Захаржевский, окруженный семейным гнездом, в котором его молодая супруга Ада и ее мать – женщина, хранящая в себе древние тайны и являющаяся потомственной ведьмой. С первого же момента появления Алексея в доме, обе Татьяны, осознавая некую близость и влечение, начинают пристально изучать его. Однако, для передачи магической силы, необходимо преемственность, требуется дочь – наследница, которая продолжит род. И согласно мистическому предсказанию, выложенному на картах, именно Алексей Захаржевский должен стать отцом дитя, наделенного колдовским даром, тем самым обеспечив передачу древней силы и завершив мистический цикл.
## Очарование "Черного ворона": погружение в мир тайн и судьбы Российский телесериал "Черный ворон", явившийся плодом совместного труда талантливых режиссеров Бориса Горлова, Игоря Москвитина и Андрея Кравчука, захватил меня своей притягательностью, и, прежде всего, благодаря меткому и запоминающемуся названию. В памяти всплывает знаменитая мелодия, прозвучавшая в аранжировке Георгия Попова в культовом фильме "Чапаев" – эта музыкальное сопровождение опьяняло воображение, оставляя глубокий отпечаток. "Черный ворон" произвел на меня не меньшее впечатление. В суровом мире отечественного кинематографа, где все чаще не хватает душевности и искренности, этот сериал стал настоящим оазисом. Невидимая завеса таинственности окутывала каждую серию, погружая зрителя в атмосферу загадочности и тревоги. Сюжет настолько прочно вплел меня в свою паутину, что я не могла сосредоточиться на анализе причин столь глубокого воздействия – на чем же строится этот невероятный успех? В нем собраны выдающиеся актеры, чья игра, безусловно, является краеугольным камнем сериала. Татьяна Калганова, Борис Соколов, Анна Екатеринская и многие другие создали запоминающиеся образы, оживив страницы истории. Несмотря на отсутствие знакомства с первоисточником – романом Дмитрия Вересова, я была поражена тем, насколько мастерски воплощены образы на экране. Даже если сценаристы допустили творческие отклонения от оригинального замысла, это не умаляет художественной ценности сериала. Сюжет динамичен, в каждой серии переплетено множество деталей, но при этом отсутствует перегруженность и все располагается в строгой логической последовательности. Меня всегда привлекали длинносерийные проекты, дающие возможность наблюдать за эволюцией персонажей, за их метаморфозами, за преображением внешности и характера под влиянием судьбы и обстоятельств. "Черный ворон" – воплощение этого желания. События, разворачивающиеся на протяжении почти полувека, рассказывают о непростой судьбе ведьминского рода, о переплетении судеб и моральных принципов. Особое очарование представляют собой образы Татьяны Захаржевской (Татьяна Калганова) и Татьяны Приблудовой (Анна Герм). Их судьбы, казалось бы, диаметрально противоположны, но при этом удивительно схожи. Для меня остается загадкой, как создателям удалось прописать настолько тонкий, многогранный сценарий, в котором героини, не подозревая об этом, постоянно сталкиваются друг с другом, ощущая необъяснимую, интуитивную связь. Первоначально я бы даже не предположила, что они являются сестрами, ведь они столь различны по внешности и характеру. Одна – хитрая, дерзкая, рассудительная, готовая на любые риски, другая – нежная, чувственная, хрупкая. Но даже во всей своей кажущейся уязвимости она обладает той же колдовской силой, что и ее сестра, силой, завораживающей и притягивающей. Эта сила пронизывает весь сериал, не позволяя оторваться от экрана. Полагаю, именно это и является одним из ключевых факторов успеха. Я уверена, что не я одна нахожу захватывающим наблюдать за таинственным и неизведанным. В современном мире, когда необъяснимые явления и загадки природы привлекают все больше внимания, сериал "Черный ворон" актуален как никогда. Разумеется, некоторым зрителям может показаться, что шестьдесят четыре серии – это излишне. Однако, если вы решитесь посмотреть хотя бы начало, сюжет, несомненно, захватит вас своей атмосферой и глубиной. Я помню, как в детстве, будучи подростком, меня покорило это произведение, оставив незабываемый след в моей памяти. Как и в большинстве сериалов, здесь присутствуют и типичные сюжетные ходы: случайные встречи, любовные переживания, мистические сюжеты. Каждый поворот сценария имеет право на существование, любовные линии поучительны, они учат делать правильный выбор и осознавать последствия ошибочных действий. Особенно приятно, что даже в столь серьезной теме, как любовь, присутствует юмор, искрометные шутки, которые заставляют не только улыбнуться, но и посмеяться от души. А потусторонние силы – это истинный бриллиант сериала, он не дает заскучать ни на секунду. После просмотра "Черного ворона" мое отношение к подобной тематике, ранее скептическое, претерпело кардинальные изменения. Этот сериал – единственный в своем роде, который заставляет досмотреть его до конца, полностью погрузившись в мир тайн и загадок. Я бы даже назвала его одним из лучших в отечественной киноиндустрии. Ведь мало какие телепроекты способны захватить внимание зрителя настолько, чтобы он с замиранием сердца ожидал развязки сюжета. Невозможно не отметить великолепную игру актеров. Каждый персонаж "Черного ворона" настолько правдоподобен, что начинаешь ему верить, принимая происходящее за реальность. Особенно это касается главных героинь, которые с поразительной реалистичностью передают характер, эмоции, будь то радость или скорбь. Они воплотили свои образы на все сто процентов. Остальные актеры также проявили себя с лучшей стороны, и хотя я не ожидала от них такого мастерства, Татьяна Калганова и Анна Герм, безусловно, превзошли все ожидания. Я настоятельно рекомендую всем, кто еще не видел этого сериала, выделить время для просмотра. Я уверена, что никто не пожалеет об этом. Я сама решила пересмотреть его во второй раз, и даже зная сюжет, продолжаю с замиранием сердца следить за развитием событий. Тот факт, что российский сериал "Черный ворон" был выпущен в далеком 2001 году, но сохранил свою значимость и популярность в жанре мистического кино, говорит о многом. Режиссер проявил удивительную проницательность, выбрав тему колдовства и мистики, которая в то время еще не была широко раскрыта. Сегодня же она стала избитой и обыденной. Если вы еще не знакомы с этим замечательным сериалом – желаю вам приятного просмотра!
## "Черный ворон": Симфония эпохи, сотканная из теней и надежды Анна Самохина, словно изрекая древнее заклинание, произносит слова, от которых стынет кровь: "Пусть не ведает покоя, ни утешения, лишь сон избежит. Тело его будет принадлежать лишь мне. Такова его неизбежная судьба." Четвертый десяток лет, кажется, не оставил и следа на ее лице – Анна Самохина излучает неземную красоту, окутанную аурой подлинной колдуньи. В полумраке душной комнаты, озаренной мистическим светом хрустальной пирамиды, разворачивается таинственный ритуал. Свечи, словно языки пламени, трепещут над треугольником, где черная свеча словно предвещает скорбные предзнаменования. Что скрывает этот ритуал? И что за жертвенная кровь, выведенные мелом защитные круги и нож, пронзающий сердце куклой, – мрачная иллюстрация грядущего? Имя Алексея Захаржевского, выведенное вольтой, – зловещий символ его обреченности. Зритель, плененный атмосферой мистицизма, не сможет оторваться от экрана, увлеченный на долгие часы захватывающего повествования. "Черный ворон" – это не просто сериал, это гипнотический вихрь, который с первых же секунд приковывает взгляд и удерживает в напряженном ожидании до последних титров. Встреча с этой отечественной кинокартиной может перевернуть представление о потенциале российского кинематографа. Авторам удалось создать поистине потрясающую атмосферу, открыв врата в новый мир, подчиненный собственным законам и правилам. Искренне не хочется копаться в секретах мастерства, благодаря которому они достигли такого совершенства – в каждом аспекте прослеживается высочайший уровень: драматизм, великолепная актерская игра в дуэте Самохиной и Ткачем, филигранная работа со светом и цветом, выверенный стиль, мощное звуковое сопровождение. Первые четыре серии можно смело назвать законченным художественным произведением, насыщенным глубоким смыслом. Они повествуют о пути Алексея Захаржевского, возвращающегося к жизни после лагерного заключения в середине пятидесятых. Роль Алексея блестяще исполнил Евгений Дятлов, персонаж которого, родившийся и выросший в Китае, пропитан экзотической загадочностью. Он возвращается в Ленинград, где сталкивается с родным сыном и оказывается в центре интриг, плетущихся вокруг его матери и тетушки. Судьба отводит ему роль биологического отца, отца будущей ведьмы и наследницы, ведь магия передается исключительно по женской линии. Пролог сериала, захватывающий и многообещающий, занимает всего четыре серии из заявленных пятидесяти двух. В центре внимания – Татьяна Захаржевская, блестяще воплощенная Татьяной Колгановой, и ее сестра Татьяна Ларина, роль которой исполнила Анна Герм. Постепенно, из неведения в мудрость, наследница начинает догадываться о своей истинной роли и даре. Впрочем, наблюдать за приключениями этих героинь – истинное наслаждение, словно Сонечка Золотая Ручка нашего времени, после окончания школы, начинает трудовую деятельность на службе Шерова – личности, погруженной в сомнительные бизнес-схемы: от продажи ценных антикварных редкостей до организации нелегальной поставки оружия за границу, и, конечно же, переплавляет партию нелегально добытых алмазов по весьма выгодной цене. Татьяна Колганова, на мой взгляд, создала роль, ставшую вершиной ее актерской карьеры. Она воплотила образ авантюристки девятнадцатого века, прекрасно разбирающейся в людях и умеющей действовать в любой ситуации. Зритель замечает, как героиня использует свое остроумие, красоту и деловитость для достижения поставленных целей. Если попытаться отделить образ от личной работы, то можно лишь изрыгать восхищенные комплименты Татьяне Захаржевской – персонажу, органично вплетенному во все сферы дружеских и любовных отношений. К сожалению, другие персонажи не столь же глубоко проработаны. Сюжет переплетает судьбы множества людей, связанных друг с другом сложными узами. Иногда на экране разворачиваются события, напоминающие "Санта-Барбару", что несколько бросается в глаза и, пожалуй, не совсем соответствует общему настроению сериала. Значительное внимание уделяется Татьяне Ларине, одаренной вокалистки, мечтающей покорить Москву. Однако образ у нее получается несколько одномерным, ее провинциальность ощущается практически без усилий. Со временем мы наблюдаем ее превращение в настоящую звезду, но, вероятнее всего, это связано скорее с актерским мастерством Анны Герм, которая не смогла продемонстрировать столь же выдающуюся игру, как Колганова. И парадоксально, что, приобретя всероссийскую известность после сериала и съемки в фильме Сергея Бодрова-младшего "Сестры", последняя не смогла реализовать свой кинематографический потенциал в полной мере. Как известно, судьба российского актера не всегда зависит от таланта самого исполнителя. Однако в "Черном вороне" кастинг можно смело назвать практически идеальным. Несмотря на то, что с течением времени сериал рискует скатиться в развлекательный формат, напоминающий "Санта-Барбару", его основная мысль остается увлекательной и невероятно притягательной. "Черный ворон" – это сага, что является редкостью для отечественного сериального производства. Эта сага не просто плод фантазии сценариста, а экранизация романов Дмитрия Вересова, повествующих о событиях, разворачивающихся в конце сороковых и начале девяностых годов. Там, как и в сериале, затрагиваются судьбы нескольких семей. Интересно наблюдать за тем, как течет время, как меняются люди. Партийные интриги, вопрос о положении евреев, криминальный мир, журналистика – все это находит свое место в "Черном вороне". В общем, сериал затрагивает все скрытые интриги и насущные вопросы своего времени. Создателям сериала хочется выразить искреннюю благодарность за воссоздание атмосферы эпохи, а сценаристам – за гениальные, пронзительные диалоги. В 2004 году было принято решение о съемке продолжения этой картины, но это решение оказалось ошибочным. Как гласит пословица, "Лучшее – враг хорошего". Поэтому обращать внимание на нового "Черного ворона" не стоит. А вот оригинальный сериал необходимо обязательно оценить – он поистине безупречен!
Приступая к повествованию, неизбежно возникает вопрос: уместно ли сравнивать прозу и кинематографическую адаптацию? Однако, не удержавшись, я всё же предприму попытку. Безусловно, масштабность романов превосходит временные рамки и сложность сюжетных переплетений, представленных в сериале. Экранное воплощение, сосредоточившись лишь на отдельных линиях повествования и персонажах, неизбежно привело к трансформации характеров и переосмыслению сюжетных канв. Парадоксальным образом, наибольший выигрыш в этой адаптации получил Архимед. Из второстепенного, почти мимолетного образа он вырос в сложную, многогранную личность, сохранив при этом свою притягательность даже в поздних сериях. Не менее радует переосмысление образа Елены, где сценаристам удалось избежать прямолинейной трактовки психиатрических аспектов, сосредоточившись на глубинных человеческих драмах. В то же время, Татьяна Захаржевская, на мой взгляд, испытала потерю, хотя и нельзя утверждать, что это был трагичный урон. Её персонаж, лишенный части своей глубины, стал, пожалуй, менее объемным. Трагедия же постигла Татьяну Ларину, чья личность, к сожалению, несколько упростилась, утратив свою многогранность. Следует признать, что эти изменения были обусловлены спецификой телевизионного формата, и сериал следует воспринимать как самостоятельное художественное произведение. И тут нельзя не отметить великолепно выполненную интродукцию, погружающую зрителя в атмосферу Ленинградской жизни конца пятидесятых годов. Воссозданный быт, мода, исторический фон – всё это выполнено с поразительной точностью и вниманием к деталям. Особенно впечатляет контраст между роскошью элитарной квартиры семейства Захаржевских и тягостной атмосферой коммунальных пространств, где обитает Валентина. Именно такой контраст позволяет ярче осветить социальные реалии того времени. Выбор главных героев, представляющих различные слои общества – Павел и Елена, Ванечка, Таня Захаржевская и Таня Ларина – также оказался весьма удачным. Лишь образ Леонида не нашел должного отражения в кинематографической интерпретации. Ах, эта мистическая составляющая, этот завораживающий мир магии и потустороннего, представленный столь ярко в начале повествования, постепенно меркнет, улетучивается, оставляя лишь смутное воспоминание. Остаётся лишь таинственный ночничок-пирамида и призрачный зелёный отблеск в глазах Тани. Лишь во время празднества Купалы магии удается проявиться. Позволю себе критиковать авторов за столь поверхностное отображение славянских традиций. Изображение пожухлых гирлянд и странных фигур в поле вызывает скорее недоумение, чем восторг. Однако, атмосфера праздника, его волшебство, уловлены, несомненно, и позволяют Тане раскрыть свою "ведьминскую" натуру. В комментариях и отзывах часто можно встретить упрёки в том, что Ларина "позволила себе слишком много", но необходимо учитывать изначальную концепцию автора романов, согласно которой обе Танюшки были связаны с разными мужскими персонажами. В сериале же пришлось отказаться от связи Захаржевской с Ванечкой, изъять сцену путешествия Тани в «нижний мир» и изменить сюжетную линию, связанную с соблазнением Леонида. Линия Захаржевской, особенно после похищения картины, претерпела значительную трансформацию. И именно те интимные связи, присутствующие в романе, добавляли глубины и объема образам героинь. Чем дальше сценарий отходит от первоисточника, тем бледнее становятся отдельные эпизоды. О последних двенадцати сериях и говорить не хочется. Они представляют собой нечто совершенно невообразимое. Однако, можно простить этот вопиющий промах, только благодаря Леониду и Елке. Ведь только ради них можно смириться с тем, что на 52-й серии не поставлена точка. Ведь там круг замкнулся. После всех бед и испытаний, после всех перипетий судьбы, после всех проверок, они снова встретились в том месте, где когда-то отмечали окончание школы. Жизнь продолжается, вопреки всему. Актёрская игра, безусловно, заслуживает высочайшей оценки. Ни один из исполнителей не разочаровал. Трудно выделить кого-то особого. Однако, хотелось бы отметить Татьяну Колганову, воплотившую образ Татьяны Захаржевской. Заслуживает похвалы и Юлия Горшенина, чья Елка-Елена прошла сложный путь трансформации, от идеальной ученицы до сильной, независимой женщины, с искрометным чувством юмора, но без малейших признаков переигрывания. Нельзя не отметить Ольгу Самошину – Клавдию. И, конечно, Алексея, в исполнении Евгения Дятлова. В этом сериале наличествовали некие "ружья", висящие на стене, и выстрелило лишь одно. Первое – это семейные украшения Захаржевских, а второе – кукла Валентины. Линия украшений выстроена последовательно, и их появление в сюжете не случайно, а играет важную роль, в конечном итоге объединяясь воедино. Кукла же, постоянно сопровождающая Валентину, остаётся загадкой, ведь она связана с тайной ее происхождения. С нетерпением ждешь, когда тайна откроется, но так и не дождался. Жаль, зря мучили игрушку. "Чёрный ворон" – сериал, который хочется пересматривать вновь и вновь. Безусловно, одно из лучших творений, созданных в период с 2000 по 2010 год.
Безусловно, экранизация «Черного ворона» обладает тем редким даром, способным пленить зрителя с первых же минут, и секрет этой притягательности кроется, пожалуй, в харизме его центральной фигуры. Эта рыжеволосая дива, словно сошедшая со страниц легенд советской эпохи, являет собой поистине божественное создание. Ее карие глаза, излучающие таинственную глубину, безупречная пластика, пронизанная грацией пантеры, и отточенные до совершенства манеры – все это не оставляет равнодушным ни одного наблюдателя. В образе Татьяны Захаржевской воплощена природа, щедро одарившая ее даром манипулирования, искусством обольщения. Она – коварная аферистка, способная увлечь в свой водоворот страсти, искусно держа мужчин в своей власти, не расставаясь с изящной сигаретой, сжимаемой между пальцами, и источая колдовской магнетизм из глубины своего взгляда, подчёркнутого темным, словно непроглядной ночью, камнем в перстне. Ее завораживающая аура настолько сильна, что скромная, казалось бы, Татьяна Ларина, героиня бессмертного «Евгения Онегина» Пушкина, блекнет на ее фоне, теряя свою значимость в вихре пленительного обаяния. Сериал мастерски деконструируется на отдельные, как бы застывшие во времени, эпизоды, где переходы между сценами обозначены тонкой линией, сотканной из обманчивой, одновременно и кокетливой, и расчётливой, улыбки, и, конечно, из ослепительного сияния ее огненно-рыжих волос, буквально наполняющих кадр своей жизненной энергией. При этом картина не ограничивается исключительно персонажем главной героини; великолепно воссоздан и колоритный Ленинград того времени – эпоха, запечатленная во всех деталях: начиная с модных тенденций и заканчивая повседневными ритуалами и доступными продуктами питания. Зритель погружается в аутентичную атмосферу ушедшей эпохи, ощущая пульс жизни того периода, словно он сам является свидетелем тех незабываемых событий.