Описание
Рецензии

Сериал Черта

Актеры:
Станислав Любшин, Ольга Волкова, Павел Любимцев, Олег Мазуров, Александр Чекалин, Анна Дубровская, Владимир Капустин, Анастасия Шаповал
Режисер:
Вадим Дубровицкий
Жанр:
боевики, отечественные, приключения
Страна:
Россия
Вышел:
2014
Добавлено:
6-8 серия из 8 (17.04.2015)
Рейтинг:
5.82
На заре двадцатого века, когда эпоха перемен витала в воздухе, Москва погрузилась в атмосферу гнетущего страха. Город, некогда символ величия и прогресса, оказался в тисках целого де́сятка безжалостных банд, образовавших своего рода криминальный анклав. Эти организации, словно ядовитые плети, оплели мегаполис, действуя с практически полной безнаказанностью, избегая эффективного противодействия со стороны официальных структур. В этот мрачный период, словно луч надежды во тьме, появляется Александр Трепалов – человек с непростой судьбой, бывший балтийский матрос, закаленный морскими штормами и жизненными невзгодами. Ему поручено возглавить возрожденное подразделение – Московский Уголовный Розыск, призванное положить конец правлению преступного мира. Обладая решительностью, хитростью и неординарным мышлением, Трепалов начинает свою деятельность, и уже в кратчайшие сроки его имя становится легендой, внушающей трепет и предчувствие беды для каждого обитателя неспокойного «гражданского города Хивы», где царят собственные, неписаные законы. Его поступки и решения обретают мифический оттенок, а репутация становится столь мощной, что затмевает даже самые дерзкие и жестокие деяния преступных группировок. Он превращается в некое воплощение правосудия, персонифицированную угрозу для всех, кто нарушает покой и стабильность Москвы.
Уважаемые зрители, возникает невольный вопрос: как же так вышло, что на ведущих федеральных телеканалах практически одновременно дебютировали два проекта, поразительно схожие по тематике и духу эпохи? Речь идет о сериалах "Господа-товарищи" и "Черта" – оба повествуют о непростых буднях советской следственной службы, о переплетении судеб, о поисках справедливости в эпоху перемен. Параллели можно провести и с событиями начала XX века, когда в 1918 году большевистская партия, стремясь укрепить свою власть, решила возложить управление Морской Ударной Разведывательной службой (МУР) на плечи простого матроса. Именно благодаря усилиям этого революционера к службе присоединился талантливый сыщик, который в союзе с ним раскрыл череду резонансных дел. В "Господах-товарищах" этот отважный моряк носил имя Соколов, а его верный помощник, сыщик, – Вараксин. В "Черте" же, матроса звали Трепалов, а сыщика – Саушкин. И в обоих случаях, на роли ключевых персонажей были приглашены актеры высочайшего класса. Сергей Домогаров воплотил образ Вараксина, а Станислав Любшин, безусловно, убедительно создал образ Саушкина. Подобное совпадение, на мой взгляд, представляет собой своеобразную межканальную схватку за умы и кошельки телезрителей, за ведущие позиции в рейтинговой гонке. Из проверенных источников известно, что первым руководителем МУР действительно был матрос Трепалов Александр Максимович, а Саушкин выполнял функции его ближайшего соратника. Исходя из этого, можно предположить, что "Черта" является более достоверной реконструкцией событий, приближенной к исторической правде. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо провести тщательное сопоставление двух проектов. Вполне возможно, что оба сериала получат продолжения, ведь ощущается некая незавершенность повествования. Особого внимания заслуживает любопытная деталь: премьера "Господ-товарищей" состоялась в Израиле еще 18 апреля 2014 года, а на Украине – 1 декабря того же года. В российские эфиры сериал добрался лишь 16 февраля 2015 года. За что стоит поразмыслить: почему российский телевизионный проект обрел популярность за рубежом, прежде чем покорить отечественную аудиторию? Это, несомненно, результат продуманных продюсерских решений, которые практикуются и в Голливуде – многие шедевры не сразу выходят в США и могут демонстрироваться зрителям спустя год после мировой премьеры. "Черта", отличаясь значительно меньшим хронометражем (восемь серий против шестнадцати в "Господах-товарищах"), увидела свет на телеканале "Россия-2" (заказчике проекта) 21 декабря 2014 года. И только сейчас, спустя почти два года, доступна российским зрителям. Но сравнительный анализ еще не завершен! Помимо тематического пересечения, сериалы соперничают и в творческом плане, демонстрируя различные подходы к структуре и подаче материала. "Господа-товарищи" стремятся к массовой аудитории, что достигается за счет насыщенности визуального ряда, лаконичности сюжета и динамичного развития событий, а также наличия романтической линии. "Черта", напротив, делает акцент на художественной целостности, углублённом раскрытии криминальной составляющей и передаче атмосферы быта советского времени. Музыкальное сопровождение, хотя и не отличается особой оригинальностью, создает нужный эмоциональный фон. Операторская работа заслуживает похвалы – виртуозное использование освещения и поиск удачных ракурсов создают неповторимую атмосферу, отсылающую к советской эстетике. Актерская игра, в особенности Станислава Любшина, впечатляет. Однако образ злобного лысого чекиста, к сожалению, получился схематичным и лишенным глубины. Наконец, наступает время сделать выбор – какой из сериалов оказался ближе и предпочтительнее? И мой ответ субъективен, но однозначен: мне импонирует художественный уровень "Черты". Что это за сериал? Это драма, это история, это взгляд в прошлое. И, остается открытым вопрос: почему федеральные каналы решили одновременно выпустить два столь похожих проекта? Возможно, это лишь совпадение, а возможно, за этим стоит нечто большее.
Встретить на просторах кинематографа столь захватывающий сериал, как "Черта" Вадима Дубровицкого, созданный в 2014 году, – поистине большая удача. Картина, погружающая в водоворот событий, всколыхнувших весь земной шар, представляется эхом эпохи, которое, без сомнения, будет долгое время находить отклик в сердцах будущих поколений. По мере развития сюжета, не исключено, что перед нами откроются новые, доселе неизвестные грани тех бурных времен, тайные аспекты и нераскрытые деяния. Невозможно переоценить высочайший класс актерской игры, воплощенной в этом полотне. Олег Мазуров, блестяще интерпретирующий образ чекиста Трепалова, вызывает искреннее почтение своей сдержанностью и глубиной. Не обладая формальными познаниями в области детективного искусства, его персонаж мастерски выстраивает взаимоотношения с опытными оперативниками, что приводит к вовлечению в работу гениального сыщика царских времен – Саушкина, исполненного Станиславом Любшиным. Его игра – это нечто большее, чем просто игра; это настоящее перевоплощение, поражающее своей реалистичностью и правдивостью. Выразительные черты лица, тончайшие нюансы мимики – все работает на создание незабываемого образа. Особое внимание привлекает зловещий, антигероический Яков Кошельков. Исполнитель роли, несмотря на внешнее обаяние, столь мастерски передал порочность своего персонажа, что никакая жалость или сочувствие не возникают. Здесь нет места пафосным лозунгам и революционной браваде; лишь холодный расчет и безжалостное стремление к личной выгоде. На экране разворачиваются два принципиально разных фронта, разделенных "чертой", которую, словно хищники, пересекают мародеры, бандиты и чекисты, пытающиеся удержать хрупкий порядок. Им приходится учиться на своих ошибках, постоянно сталкиваясь с предательством и интригами в собственных рядах. Финал сериала оказался тягостным и трагичным не только для главного героя, но и для многих других действующих лиц. Исторический опыт подсказывает, что впереди еще немало будет скорботных страниц, однако об этом пока не догадываются непосредственные участники событий. Я настоятельно рекомендую этот сериал всем, кто увлекается историей и жаждет понять глубинные причины и последствия тех драматичных лет. "Черта" – это не просто развлекательный продукт, это приоткрытие двери в эпоху, требующая осмысления и сочувствия.