Описание
Рецензии

Сериал Кларисса / Clarissa
Актеры:
Шон Бин, Саския Уикхэм, Линси Бэкстер, Гермиона Норрис, Фрэнсис Винер, Кэтрин Харрисон, Шон Пертуи, Джонатан Филлипс, Дэрби Хокер, Ширли Хендерсон
Режисер:
Роберт Бирман
Жанр:
исторические
Страна:
Великобритания
Вышел:
1991
Добавлено:
сериал полностью из 4
(28.10.2012)
Рейтинг:


Вдохновение для этой театральной постановки черпалось из эпического произведения Сэмюэля Ричардсона, выдающегося представителя английской литературы XVIII века, — «Кларисса, или история юной леди» (1748). Эта захватывающая сага повествует о трагической судьбе Клариссы Гарвей, юной аристократки, чья невинность и принципиальность подвергаются жесточайшему испытанию.
Отец Клариссы, действуя под влиянием родных, лишает её отеческой опеки, а ее братья и сестра, охваченные яростью и жаждой возмездия, плетут замыслы, полные теневой угрозы. Истинное чудо происходит, когда внутренняя благородность и непоколебимая честность Клариссы оказывают странное, почти необъяснимое воздействие на порочного Роберта Ловеласа – дворянина, известного своей развращенностью и беспринципностью. Под гнетом ее чистоты он неожиданно принимает решение о браке, надеясь узаконить свою власть над ней.
Однако, поработив Клариссу с помощью обманных усыпляющих средств, Ловелас не добивается желаемого. Несмотря на все коварные уловки, настойчивые уговоры и кажущиеся перспективы, юная леди остается непреклонной, твердо отказываясь заключить союз, который противоречит ее моральным убеждениям. Ирония судьбы обрекает Клариссу на несправедливое заключение в тюрьму, став жертвой ложных обвинений и клеветы, что знаменует собой трагический поворот в её истории.
Монументальное полотно "Кларисса" Самюэля Ричардсона, раскинувшееся на два тысячелетия страниц и объединенное в семь томов, представляет собой поистине грандиозное достижение в литературе. Роман, выстроенный в форме эпистолярного жанра, повествует о судьбе Клариссы Харлоу – молодой девушки, неожиданно ставшей обладательницей значительного состояния. Несмотря на это богатство, она щедро распоряжалась им, оказывая благодеяния и помощь нуждающимся, демонстрируя кротость нрава и чуткость души.
Судьба девушки оказалась подвластна воле семьи, решившей выдать ее замуж за человека состоятельного, однако лишенного каких-либо положительных качеств – недалекого, неприятного в общении и глубоко безразличного к ее благополучию. Стремясь лишь к укреплению своего положения, родители без колебаний подталкивали ее к браку, совершенно игнорируя ее мнение и чувства, что являлось вопиющим пренебрежением к ее личности. Кларисса, будучи глубоко привержена семейным ценностям, ощущала себя вынужденной подчиниться их воле, что создавало невыносимый внутренний конфликт.
Именно в этот период истории и возникает фигура Ловеласа, чье имя впоследствии обрело нарицательное значение, синонимичное распутству, легкомыслию и разгульному образу жизни. С самого начала следует отметить, что адаптация столь масштабного и сложного классического произведения для кинематографа – задача, требующая исключительного мастерства и глубокого понимания оригинала. Команда BBC, имея богатый опыт создания костюмированных мелодрам, сумела достойно справиться с этой задачей, воплотив роман на экране с заметной тщательностью и уважением к первоисточнику. Примечательно, что ощущение неотвратимости, окутывающее зрителя на протяжении всего фильма, в сочетании с атмосферой тревоги и неопределенности, создает напряженное и захватывающее повествование. В отношении проработки персонажей, следует признать, что актеры весьма убедительно передали их характеры и внутренние переживания. Игра Бин и Уикхем заслуживает самых восторженных аплодисментов.
Трудно однозначно определить, какая из ролей, исполненных Шоном Бином, наиболее яркая и запоминающаяся, но в образе Ловеласа в "Клариссе" он продемонстрировал редкое умение воплощать драматические характеры. Актриса Саскии Уикхем, в свою очередь, не получила возможности раскрыть свой потенциал в полной мере, ее игра отличалась сдержанностью и последовательностью, и не оставила после себя яркого впечатления.
Повествование, созданное Ричардсоном, проникнуто глубоким мраком и таит в себе элементы некоего зловещего очарования, переходящего в трагическую завершенность. Кларисса предстает перед нами как воплощение верности своим принципам и убеждениям, не уступая в противостоянии Ловеласу, но при этом подвергающаяся обману, когда наивно верит его лести. И, возможно, именно в этот момент она и могла поддаться иллюзии любви, однако Ловелас был движим исключительно стремлением к поддержанию своего положения и удовлетворению эгоистических желаний. В заключение, я настоятельно рекомендую этот фильм к просмотру всем ценителям исторических драм. Его можно смело сопоставить с «Опасными связями» де Лакло, который является не менее захватывающим и пронзительным произведением.
Что заставило меня безоговорочно признать это кино кинематографическим бриллиантом? Фильм, случайно встреченный на жизненном пути, впоследствии преследовавший меня, вызывавший неутолимое желание вновь погрузиться в его завораживающую атмосферу. Его отпечаток глубоко врезался в мою память, вызвав благоговейный трепет и восхищение. Главное, что меня покорило – это всепоглощающее, неистовое желание разделить судьбы героев, вне зависимости от их моральных ориентиров и поступков.
Перед нами предстает Кларисса – воплощение невинности, чистая душой и телом, словно кристальный источник. Ловелас, с присущей ему хитростью и настойчивостью, прилагал титанические усилия, чтобы заманить ее в ловушку, как это часто случается с другими, однако наша героиня оказалась непокорной. В ней заключена нерушимая сила духа, не позволяющая ей отступить перед лицом опасности. Сюжет развивается стремительно, предлагая зрителю новые, неожиданные повороты, не давая возможности заскучать. Преображается все: от окружающей обстановки до глубинных переживаний персонажей. Там, где царит непримиримая неприязнь, расцветает любовь, чтобы впоследствии смениться новым витком событий, словно пленяющий круговорот.
Невозможно переоценить мастерство Шона Бина. После просмотра "Клариссы" я почувствовала непреодолимое желание углубиться в его актерский путь. Его персонаж получился исключительно ярким: воплощение жестокости, но вместе с тем, он проявляет понимание и сострадание. На протяжении всего фильма мы наблюдаем за трансформацией его отношения к Клариссе, видим, как зарождается раскаяние, а затем вспыхивает чувство любви.
Кларисса, в свою очередь, начинает испытывать к нему взаимность, что особенно трогательно и очевидно во время сцены в театре. Ловелас, терзаемый нетерпением, стремился к быстрому результату, что, в конечном счете, и привело к его поражению. Кларисса не избегает борьбы, хотя и нередко оказывается жертвой обстоятельств. Она обладает глубоким пониманием психологии Ловеласа и способна разоблачить его истинную сущность, используя остроумие и наблюдательность.
Я всегда испытываю нежность к счастливым финалам, хотя это, признаюсь, и предсказуемый троп. Однако, несмотря на трагический финал, картина оставила неизгладимое впечатление и заняла почетное место в списке моих любимых кинолент. Ее глубина, сложность и многогранность заставляют возвращаться к ней вновь и вновь, открывая все новые грани и смыслы.
Я до сих пор пребываю в состоянии легкого разочарования, признаюсь, что не удостоила вниманием первоисточник, по которому был создан этот проникновенный фильм. И, судя по всему, в ближайшее время не стану этого делать, чувствую, что это было бы излишне сложно. Меня поражает, как, спустя столетия, Ричардсон сумел создать столь реалистичный образ молодой женщины, до предела напоминающей современную обитательницу нашего мира. Кларисса и окружающие ее персонажи словно заговорены на совершенно разных диалектах, их коммуникация оказывается преградой. Она ценит свою самобытность, жаждет не растворяться в безликой массе, не следовать навязанным шаблонам, она бросает вызов условностям. Не стоит рассматривать её как невинную, наивную особу – это было бы глубочайшим заблуждением.
Особенно глубокое впечатление произвела сцена на маскараде, где Кларисса, с поразительной остротой и меткостью, парировала колкости и сарказм компании. В те времена ей просто не нашлось места в жестко структурированном обществе, что, к сожалению, предопределило и трагичность финала. Исполнившая главную роль Саския Уикхем, на первый взгляд, не отличается особой внешностью, но в ее исполнении скрыта глубина и очарование, проявление внутренней красоты.
Шон Бин, напротив, обладает эффектной внешностью и недюжинным талантом, он великолепен и в кадре, и вне его. Наблюдая за его игрой, я с удивлением осознавала поразительную стойкость характера Клариссы, ведь терпеть подобного, скажем прямо, негодяя – задача непростая. Приклеивать к нему ярлыки «злодей» или «подлец» кажется недостаточным, требуются более точные определения. Он – расчетливый, циничный и крайне эффективный мерзавец. В памяти всплывает этот жутковатый эпизод – девушка, пронзенная невидимой болью, и хмыкающая ухмылка Бина, а также то, как с дрожью и негодованием она переживает жестокую пощечину от тетушки. Но даже он, с его влиянием и богатством, оказался бессилен перед непреклонностью судьбы. Герой интуитивно понимал, что Кларисса – это бесценное сокровище, но не смог постичь ее уникальную сущность, что и предопределило его окончательное поражение. Жизнь не предполагает возможности переписывать сценарий, не позволяет начать с чистого листа, и каждая ошибка необратима.
В целом, картина производит впечатление крайне достойного и увлекательного произведения, предназначенного для взрослой, вдумчивой аудитории, готовой к интеллектуальному вызову.
Рекомендуем к просмотру