Описание
Рецензии

Сериал Преступление и наказание (2002) / Crime and Punishment
Актеры:
Джон Симм, Иен МакДермид, Шон Дингуолл, Джеральдин Джеймс, Кейт Эшфилд, Лара Белмонт, Дэвид Хэйг, Кэтрин Картлидж, Филип Джексон, Марк Бентон
Режисер:
Джулиан Джаррольд
Жанр:
драмы, криминальные
Страна:
Великобритания
Вышел:
2002
Добавлено:
2 серия из 2
(20.07.2012)
Рейтинг:


Попытка кинематографического воплощения бессмертного романа Федора Михайловича Достоевского, «Преступление и наказание», представляет собой сложную и многогранную задачу. В центре повествования – Родион Раскольников, молодой человек, чье существование томится в нищете, увязший в круговороте отчаянных обстоятельств и лишенный надежды на улучшение. Отчаяние толкает его на вопиющий акт – преступление, которое, казалось, должно было стать решением его проблем, но вместо этого становится началом невыносимых душевных страданиям.
Совершённый грех, как черная тень, преследует Раскольникова, отравляя каждый вдох, лишая покоя и умиротворения. Муки совести терзают его, разъедая душу, словно кислота, и не позволяют забыть о содеянном.
Параллельно, детективная интрига разворачивается вокруг следователя Порфирия Петровича, опытного и проницательного человека, взявшего на себя расследование убийства. Его наблюдательность и профессионализм ведут его всё ближе к подозреваемому Раскольникову, создавая атмосферу нарастающей опасности и неминуемого разоблачения.
Однако, в вихре отчаяния и страха, судьба подбрасывает Раскольникову неожиданное спасение – искреннюю и чистую любовь. Эта нежная и светлая встреча становится лучом надежды в его мрачном мире, пробуждая в нём давно забытые чувства и зародыши раскаяния. Любовь, словно целительный бальзам, начинает исцелять его израненную душу, показывая путь к покаянию и возможности искупления. Появлением этой женщины, Раскольников оказывается на перепутье, перед выбором между вечным бременом вины и исцеляющим прошением о прощении.
Сказать, что я испытываю безоговорочную любовь к классической литературе было бы преувеличением. И если бы не завораживающая игра Джона Симма, чье присутствие стало определяющим фактором, скорее всего, я бы не решилась на просмотр этой двухсерийной адаптации. Однако, к моему удивлению, фильм оказался глубоко трогательным, запечатлев в своей палитре эмоций то, что оставалось бы невысказанным в других интерпретациях. Это, пожалуй, единственная экранизация, коснувшаяся моей души столь пронзительно. Впервые я задумалась о том, что русские кинематографисты попросту лишены возможности воссоздать подобную степень реализма, передать столь тонкую гамму переживаний.
На протяжении всего просмотра я ощущала себя участником событий, искренне веря в происходящее на экране. Зритель словно переносится в болезненный внутренний мир Раскольникова, ощущая его муки, парализующий страх и неутолимую скорбь, терзающую его душу.
Для тех, кто знаком с первоисточником, дальнейшие пояснения излишни. Однако, чтобы пролить свет на канву повествования для тех, кто еще не погружался в этот литературный феномен, расскажу следующее: история повествует о студенте Раскольникове, чья юность прошла в уединении сельской местности, но судьба забросила его в бурлящий котел петербургской жизни, где он стремился получить образование. Однако, нищета и отчаяние стали непреодолимым препятствием, подталкивая его сестру на отчаянный шаг – брак с человеком, обладающим достатком, чтобы поддержать его мечту. Сам же Раскольников, в своем интеллектуальном поиске, разработал спорную теорию, делящую человечество на две принципиально различные категории – «твари дрожащие» и «право имеющие».
«Право имеющие» – это люди, стремящиеся к величию и готовые переступить через моральные границы, даже совершить немыслимые деяния, такие как убийство, во имя личного триумфа. Именно к этой элитарной группе Раскольников себя и отнес. Поддавшись своим философским изысканиям и тяжелой жизненной ситуации, он решился на дерзкий поступок, выбрав своей жертвой пожилую процентщицу, спекулирующую драгоценностями и другим имуществом. Однако, совершенное преступление, вместо ожидаемого освобождения, обернулось мучительным чувством вины, терзая его сознание и не давая ему покоя. Герой испытывает внутреннюю борьбу, колеблясь между желанием справедливого наказания и страхом перед тюремным заключением, даже перед смертной казнью. Его душевное состояние легко понять: он раздираем противоречивыми чувствами, жаждет искупления, но боится потерять свободу.
Просмотр этого фильма пробудил во мне непреодолимое желание вновь обратиться к оригинальному произведению, но других киноадаптаций, боюсь, не увижу достойными. Я сомневаюсь, что кто-либо когда-либо сможет так искусно и тонко передать всю сложность человеческих эмоций и переживаний человека, столкнувшегося с тяжким, непоправимым грехом.
До сих пор я нахожусь под влиянием увиденного, испытывая глубокое потрясение и восхищение. Позвольте себе погрузиться в этот мир – и вы поймете мое восторженное признание!
Безусловно, от BBC я всегда ожидаю чего-то безупречного, качественного и вдохновляющего – и на этот раз мои ожидания, как правило, оказались совершенно обоснованными. Английские мастера телеэкранизаций неизменно радуют своим мастерством и проницательностью. В этот раз они смогли не просто адаптировать роман, но и проникнуть в его сущность, филигранно воспроизвести его настроение и раскрыть всю панораму характеров. Пожалуй, можно сказать, что Достоевский создал фундамент, но именно BBC подарили ему неповторимую и завораживающую визуальную форму.
Признаться, восторг охватывает буквально при каждом аспекте работы. С чего же начать перечисление достоинств? Великолепные, пронзительные крупные планы, завораживающая режиссёрская концепция – всё это не просто дополняет повествование, а создаёт мощный эффект погружения, ощутимо нагнетая атмосферу саспенса. Невозможно не заметить мельчайшие детали: каждая линия на измученном лице, каждая капля пота, трепетная морщинка, избороздившая лоб. Возникает иллюзия близости, кажется, ощущаешь горячее дыхание Раскольникова, затерявшегося в лихорадочном бреду. Камера словно дышит в унисон с героем, воплощая динамичную, живую картину.
Город предстаёт перед зрителем в совершенно неожиданном свете. Это не тот Петербург, к которому привыкла наша память. Это мир, окутанный пеленой серости, пропитанный духотой, засыпанный пылью и увяданием. Город, грязный и переполненный отбросами, как моральными, так и физическими, место, где обитает разнообразная и, зачастую, несчастная человеческая братия. Это мрачный антураж, на фоне которого разворачиваются трагические события.
Музыкальное сопровождение – настоящее монументальное полотно, безупречно гармонирующее с визуальным рядом. Оно не просто дополняет атмосферу, а, скорее, является её неотъемлемой частью, многократно усиливая тревогу и напряжение. Да и, собственно, что тут говорить? Огромное удовольствие — созерцать это произведение искусства собственными глазами, формируя собственное, непредвзятое мнение, основанное на личном опыте и впечатлениях, а не на чужих комментариях и оценках.
Нельзя не воздать должное вдохновенной команде BBC! Они сотворили нечто поистине чудесное, создав визуальное полотно, поражающее своей масштабностью и глубиной. Впечатляюще оформленные интерьеры, наполненные жизнью и, одновременно, ощущением скрытой тревоги, создают ощущение погружения в другую реальность. Особенно завораживает галерея персонажей, населяющих это пространство – каждый из них словно несет в себе груз переживаний, вопросы и скрытые мотивы. Бывает, что на тебя нахлынывает гнетущее чувство, даже граничащее с леденящим душу страхом, но от этого психологическое напряжение только усиливается. Трансформированные диалоги между Порфирием Петровичем и Раскольниковым приковывают внимание с необыкновенной силой, не позволяя отвести взгляд от разворачивающейся перед тобой драмы. Искренне признаюсь, я не ожидала, что классическая история обретет столь исключительное, убедительное воплощение на экране.
Джон Симм, как всегда, безупречен – и это уже стало ожидаемым сюрпризом. Как справедливо подметивали критики, персонаж Раскольникова, созданный им, неоставляет равнодушным ни одного зрителя. И это не удивительно, ведь каждый, без исключения, действующий ли, эпизодический ли, герой этой истории пробуждает сложный спектр эмоций и вызывает глубокий резонанс. Здесь нет шаблонных, безымянных фигур – каждый несет в себе богатство внутреннего мира и индивидуальность.
Признаюсь, что я не из числа беспрекословных поклонниц Федора Михайловича, но этот фильм, безусловно, доставил мне огромное удовольствие. Он обладает безупречным качеством, отличается исключительной красотой и отличается высоким уровнем художественности. Это действительно выдающееся произведение, требующее уважения и восхищения.
Необходимо ещё раз выразить глубокую благодарность BBC за этот филигранный труд, за то, что они подарили миру столь яркое и запоминающееся произведение искусства.
Рекомендуем к просмотру