Описание
Рецензии

Сериал Дело гастронома №1

Актеры:
Сергей Маковецкий, Михаил Пореченков, Юлия Пересильд, Мария Шукшина, Светлана Рябова, Владимир Симонов, Дарья Михайлова, Евгения Симонова, Игорь Черневич, Вячеслав Шалевич
Режисер:
Сергей Ашкенази
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
1-8 серия из 8 (02.08.2014)
Рейтинг:
8.11
6.80
Начало восьмидесятых годов в Советском Союзе ознаменовалось целым каскадом драматических перемен, высшей точкой среди которых стала кончина Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Этот трагический момент запустил сложную цепь событий, кардинально перевернувшую уклад жизни граждан. На смену ушедшему лидеру пришел Юрий Владимирович Андропов, опытный и закаленный функционер Комитета государственной безопасности, который, приступив к управлению страной, приступил к решительной кампании по оздоровлению политической и экономической системы. Коммунистическая идеология, казалось, достигла своего апогея, ее дальнейшее развитие представлялось тупиковым, выходом из которого не предвиделось. В эпоху, ознаменовавшуюся беспрецедентными ограничениями, свобода передвижения граждан оказалась под пристальным контролем – тех, кто отсутствовал на рабочем месте в дневные часы, нередко задерживали для беседы в отделениях милиции. Началась настоящая война с коррупционерами, с тех, кто в условиях повсеместного дефицита сумел накопить негласные капиталы. Одним из наиболее резонансных дел, инициированных Андроповым, стала история, связанная с руководителем знаменитого «Елисеевского» гастронома. Пожилые сограждане с ностальгией вспоминают этот культовый магазин, центральный гастроном Москвы, где в эпоху тотального дефицита можно было заполучить практически любую продовольственную продукцию. "Елисеевский" представлял собой нечто большее, чем просто место торговли – это был своего рода символ возможностей, доступных лишь избранным. Здесь процветал бартер, где дефицитный товар менялся на столь же труднодоступный. Запчасть к автомобилю могла обмениваться на желанный деликатес – такой вот причудливый обмен. Уровень снабжения, разумеется, отличался в разных регионах страны, и обсуждение этих нюансов могло затянуться на долгие часы, а то и дни. Доверьтесь словам того, кто сам прошел через этот опыт, чтобы понять истинный масштаб тех событий. История, воплощенная в этом сериале, откроется в полной мере лишь тем, кто познал лишения повсеместного дефицита, кто стоял в бесконечных очередях, провел ночные дежурства, записываясь на покупку самых необходимых продуктов. Судьба директора «Гастронома № 1», ныне известного как «Елисеевский», трагична, и эта история рассказывает о его падении. Прототипом главного героя, Георгия Беркутова (в исполнении Сергея Маковецкого), стал реальный руководитель этого магазина – Юрий Соколов. "Гастроном № 1" по праву называли оазисом в безводной пустыне советского продовольствия. Он регулярно снабжал отборными деликатесами партийную элиту, творческую интеллигенцию, ученых и военных деятелей. Однако, как впоследствии установило следствие, через его руки проходили колоссальные суммы взятки, распределяемые среди влиятельных лиц. Громкое дело о незаконных валютных операциях и огромных подкупных платежах вызвало широкий общественный резонанс, при этом отбросив все соображения о справедливости – ведь этот принципиальный и непокорный руководитель мог оказаться той самой трещиной, которая повлечет за собой обрушение всей системы.
В моей душе особое место занимают отечественные телевизионные драмы, рожденные в эпоху восьмидесятых. Они представляются мне воплощением утраченного мастерства, свидетельством того, как умели создавать глубокие, наполненные смыслом произведения. В те годы кинематограф нашей страны не безрегулярно обращался к драматическим событиям сороковых годов, к трагическим страницам Великой Отечественной, к суровым будням современности. Восьмидесятые годы – пожалуй, самый притягательный и противоречивый период в истории Советского Союза. Эпоха, отмеченная чередой неожиданных уходов из жизни лидеров – Брежнева, Андропова, Черненко – и сопровождавшаяся рождением совершенно новой, порой непредсказуемой истории, острой нехваткой товаров повседневного спроса, и другими не менее значимыми обстоятельствами. Позвольте предложить вашему вниманию сериал "Дело гастронома №1". Это весьма своеобразное произведение, повествующее о том, как даже порядочный, принципиальный человек, оказавшись в водовороте сложных обстоятельств, может быть вынужден пойти на компромиссы с собственной совестью, совершать поступки, далекие от его убеждений. Сюжет раскрывает горькую правду: для того чтобы существовать и работать в России, иногда необходимо совершать действия, вызывающие внутренний диссонанс. Фильм проникнут глубоким драматизмом и наполнен скрытыми смыслами. Авторы, руководствуясь принципами документальной достоверности, затрагивают реальные события, зафиксированные в архивных документах. Создавая атмосферу, пропитанную реалистичными деталями, они мастерски воссоздают ауру той непростой эпохи. Зритель получает возможность оценить все восемь серий, в которых повествование развивается с поразительной динамикой и стремительностью. Образ Беркутова, ключевого персонажа, представляется сложным и неоднозначным. Он, безусловно, преступник с точки зрения современного законодательства, но при этом сохраняет остатки чести, придерживается моральных ориентиров, проявляет доброту и искренность. Он не в силах сейчас покинуть тот мир, в который его затянули обстоятельства. Перед нами предстает чрезвычайно человечный персонаж, личность которого полностью раскрывается на протяжении всего сериала. Однако, в заключительной восьмой серии, мы видим, как даже сильная личность может быть сломлена не тюремными стенами и не натиском другого человека, а под воздействием глубокой, неожиданной обиды, ставящей крест на его надеждах и не предвидя политических интриг и закулисных манипуляций. "Дело гастронома №1" не оставит равнодушным ни одного современного зрителя. Это не просто детективная драма, а подлинное произведение искусства, насыщенное духом эпохи. Актерская игра безупречна, сюжет выстроен безукоризненно - чувствуется, как творцы сериала проявили педантичность в проработке каждой детали. Россия того времени изображена с поразительной точностью и правдивостью. Зритель погружается в атмосферу того времени и на собственном опыте переживает все тяготы и лишения, присущие той эпохе. Приятного просмотра, уважаемые дамы и господа. "Гастроном" – это опыт, который не оставит вас безразличными, это – вне всякого сомнения!
Некоторое время назад мне посчастливилось познакомиться с выдающимся телесериалом – "Дело гастронома №1". Это поистине проницательное повествование, мастерски воссоздающее атмосферу и реалии советской действительности восьмидесятых годов. Фильм не просто констатирует факты, но и предлагает глубокий анализ эпохи, давая сбалансированную и взвешенную оценку как общественным тенденциям, так и мотивам и поступкам отдельных индивидуумов. Авторы демонстрируют поразительную объективность, избегая предвзятости и излишних рассуждений, что придает повествованию особую достоверность. Особенно восхищает художественная составляющая сериала: сценарий, пронизанный драматизмом, филигранная режиссура и безупречная игра актеров создают неповторимый эффект погружения в эпоху. Художники сумели с максимальной точностью передать дух времени, уловив мельчайшие детали быта и нравов. Подобные работы служат образцом для подражания, особенно в свете нынешнего состояния исторического кинематографа, зачастую страдающего от недостатка профессионализма и творческого подхода. Нельзя отрицать, что в некоторых эпизодах чувствуется влияние "мыльной оперы", когда драматизм уступает место мелодраматизму, однако это вполне объяснимо, учитывая широкую аудиторию и, в частности, интересы женской аудитории. Примечательно, что показ "Дела гастронома №1" на Первом канале был грамотно приурочен к эфиру сериала "Черные волки". И, вопреки ожиданиям, премьера не уступила предшественнику по уровню качества и вовлеченности зрителя. Сериал не претендует на новаторство, сенсационность или концептуальную глубину – он скромен и искренен, показывая жизнь такой, какая она была. Неизбежны незначительные погрешности, ляпы и исторические неточности, которые, однако, не портят общего впечатления. Например, во второй серии, разворачивающейся летом, из радиоприемника звучит сообщение о завершении снегозадержания, что явно не соответствует календарному времени. Также в машине звучит песня Юрия Лозы из альбома "Тоска", выпущенного лишь в 1984 году. Эти шероховатости лишь добавляют реализма и свидетельствуют о стремлении авторов к максимально достоверной реконструкции эпохи. В заключение, можно с уверенностью сказать, что "Дело гастронома №1" – это необычайно увлекательный и самобытный проект, способный прийтись по вкусу широкому кругу зрителей. Рекомендую к просмотру – насладитесь путешествием во времени!
Этот сериал – поистине мощное и пронзительное произведение, способное вытащить на поверхность самые сокровенные уголки человеческой души. Неслучайно он находит такой отклик у зрителей – в нем отражается актуальность и глубина, пронизывающая настоящее. Не желая сейчас вдаваться в дебри сюжета, я просто настоятельно рекомендую вам уделить время этой кинематографической находке. Однако, говоря о ней, невозможно обойти стороной персонажей, составляющих ее ядро. Сергей Маковецкий в роли Беркутова демонстрирует, пожалуй, вершину своего актерского мастерства. Его Беркутов – фигура, окутанная противоречиями: человек, согретый чувством вины за свои поступки, но облаченный в броню харизмы и внутренней силы. Игра Маковецкого захватывает, гипнотизирует, убеждает в непоколебимости его героя. Неизменная преданность родным, глубокое чувство ответственности за них – вот те качества, которые располагают зрителя к тому, чтобы поверить в искренность намерений этого неоднозначного персонажа. К финальным титрам неизбежно возникает острое желание, чтобы с Беркутовым все наладилось, чтобы он обрел покой и умиротворение, чтобы его душа оставалась незапятнанной. Михаил Пореченков исполняет роль Скачко, и, признаюсь, его присутствие в этом сериале добавляет ему особого очарования. Я всегда восхищался актером, но особенно ценю его работы, где он воплощает не столько физически сильных, сколько интеллектуально развитых персонажей. Человечность Скачко поражает, вызывает симпатию и даже уважение. Он – сотрудник КГБ, но при этом человек с богатым внутренним миром, стремящийся к справедливости и очищению своей земли. В его стремлениях, несмотря на всю сложность, присутствует благородство и желание не причинить ненужных страданий окружающим, что делает его образ особенно трогательным. Женские образы в сериале отличаются исключительной жизненностью и романтичностью. Это честные, искренние, хрупкие и любящие женщины, чьи судьбы не менее драматичны, чем судьбы мужчин. Наблюдать за ними – истинное удовольствие, а актерская игра здесь заслуживает самых высоких похвал. В общем и целом, вам предстоит увидеть немало переживаний и испытаний, которые выпали на долю этих очаровательных героинь. Актерский ансамбль подобран с безупречным вкусом. Мастера своего дела проявили себя с самой лучшей стороны. Браво им за такой высокий уровень исполнения! Особенное восхищение вызывает подход к воссозданию эпохи – здесь не показан гнетущий, стереотипный образ СССР, а представлена сама жизнь, во всей ее полноте и противоречивости. Хотелось бы видеть больше подобных проектов от режиссеров, стремящихся к правдивому и глубокому отражению времени. Сериал оставил неизгладимое впечатление и принес огромное удовлетворение.