Описание
Рецензии

Сериал Десантный Батя
Актеры:
Михаил Жигалов, Сергей Жарков, Сергей Ларин, Илья Оболонков, Дмитрий Аросьев, Алена Фалалеева, Александр Андриенко, Вячеслав Чернышов, Виктор Балабанов, Евгений Ермаков
Режисер:
Олег Штром
Жанр:
отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2008
Добавлено:
сериал полностью из 8
(13.09.2012)
Рейтинг:

В центре внимания многосерийной исторической драмы – воплощение мужества и преданности, легендарный генерал Василий Маргелов, чей жизненный путь органично переплетается с ключевыми вехами советской эпохи. Зритель совершит путешествие во времени, охватывающее период, предшествующий Великой Отечественной войне, и сложный, полный вызовов послевоенный отрезок.
Жизнь Василия Маргелова была неразрывно связана с судьбой воздушно-десантных войск, вершиной его профессионального восхождения стало руководство этим элитным подразделением. Его карьера – это впечатляющая траектория, проложенная от скромного рядового до значимого руководителя, на протяжении которой он скрупулезно формировал и вдохновлял целое поколение бойцов, передавая им бесценный опыт и принципы воинского долга.
В коллективе он был известен и чтим под прозвищем "Десантный батя" – не просто начальник, а отцовская фигура, олицетворяющая заботу, справедливость и непоколебимую поддержку. Его слово было законом, его мнение – мерилом истины, а его авторитет – неоспорим.
Новый сериал разворачивает полотно полувековой жизни генерала, раскрывая ранее скрытые грани его биографии и позволяя заглянуть за завесу секретности, окутывающую военные и послевоенные годы становления государства. Зритель столкнется с малоизвестными эпизодами, переживет вместе с главным героем его триумфы и трагедии, и глубже осознает значение его вклада в историю страны. Это история о силе духа, о верности идеалам и о человеке, чья судьба стала символом доблести и самоотверженности.
## Грандиозное полотно: о картине "Десантный Батя" и ее воплощении
Представьте себе зрелище немыслимое: из чрева могучего военного самолета, словно стая ястребов, выныривают парашютисты, за ними – неожиданный, поистине колоссальный караван военной техники. Танки, бронетранспортеры, десантные машины – все они, подобно огромным, живым существам, заслоняют собой небесный свод. Подобное действо, конечно же, не под силу зрению обывателя, но знакомо каждому, кто хоть раз погрузился в мир кинематографических баталий. Как же удалось киноделам воплотить столь амбициозную идею в реальность? Как, при всей сложности инженерных расчетов, удалось обеспечить точное приземление этого грозного металлического зверинца на родную землю, да еще и в намеченном месте, с живым экипажем на борту? Это поистине завораживает, вызывает трепетное восхищение!
Главным вдохновителем и прообразом главного героя, Василия Филипповича Меркулова, стал легендарный командующий ВДВ, Василий Филиппович Маргелов – фигура, чья воля и дерзость могли покорить любые вершины.
Картина "Десантный Батя" – это не просто военно-исторический фильм, это, скорее, мозаика, объединяющая фрагменты национальной памяти. Зритель переносится из бурлящей жизни 1970-х в суровые будни 1930-х, когда разразилась кровопролитная Советско-Финская война. Режиссер предлагает нам свое, весьма своеобразное видение этого трагического эпизода, о котором, увы, не так много известно простому человеку. В фильме, как печальная констатация факта, представлены статистические данные о потерях, сплетающиеся в трагическую канву сюжета. Фильм стремится дать ответ на вопрос, мучивший многих: почему потери наших солдат оказались столь велики по сравнению с потерями белофиннов?
Для усиления эффекта погружения в атмосферу эпохи, авторы фильма не поскупились на подлинные кадры военной хроники. Возможно, это и не самый элегантный прием с точки зрения чистой зрелищности, но он безусловно добавляет достоверности и значимости происходящему на экране. Подобное смелое решение было блестяще реализовано и в культовом сериале "Штрафбат", где в заставках демонстрировались подлинные фотографии солдатских лиц, томившихся в немецких лагерях, или марширующих по пыльным дорогам. Эти фрагменты, запечатлевшие мгновения истории, остаются в памяти надолго, вызывая глубокий эмоциональный отклик.
Василий Меркулов – герой сложный, противоречивый, не склонный к сантиментам. Он бесцеремонен, прямолинеен, давит на подчиненных, не терпит возражений. Его отношение к сыну, Александру, кажется чрезмерно жестким. Слова, брошенные им невзначай, "Ты у меня сейчас о своем здоровье беспокоиться будешь!", прозвучали даже угрожающе, несмотря на, возможно, скрытую отеческую заботу. Создается впечатление, что Михаил Жигалов, исполнявший эту роль, вложил в фразу слишком много непримиримой злости, что и привело к такому отталкивающему эффекту. Авторы, пожалуй, переборщили, в результате чего образ Меркулова получился несколько непривлекательным.
В картине отчетливо прослеживается лейтмотив, воплощенный в легендарной фразе маршала Жукова: "Никто, кроме нас!" – сказанной им Василию Меркулову во время их первой встречи под Ленинградом. Эта мантра призывает к принятию на себя всей ответственности за любые действия, за судьбу людей, за оборону города, за десант, за свою жизнь и за жизнь своих товарищей. Это – ведущая идея "Десантного Баты".
Показательным и правдивым отражением характера и строгости Меркулова служит его фраза, произнесенная в кабинете главнокомандующего ВДВ, касающаяся его сына и любимца генерала Лыкова: "Для меня десантники – прежде всего, а потом уже мои дети." Не каждый отец решился бы отправить единственного сына в десант, тем более сбросить его с парашютом вместе с остальным экипажем! Стоит отметить, что подобное испытание проводилось впервые, и то – на собаках, выступавших в роли подопытных животных.
Особо ценным в фильме является способность создавать у зрителя ощущение сопереживания героям, как будто они – твои родные люди. Хочется поддержать "Батью", осудить его ошибки, предостеречь, и порой - согласиться с его поступками. Главное – это эмоциональная вовлеченность, не равнодушное наблюдение за происходящим на экране. Этот успех принадлежит не только режиссеру Олегу Штромму, но и актерам, вложившим душу в свои роли – Сергею Жаркову, Михаилу Жигалову, и всем остальным, кто работал над воплощением этого проекта в жизнь.
В картине присутствует неподдельный, озорной, залихватский дух, благодаря второстепенному персонажу – личному водителю главного героя, блестяще сыгранному актером Алексеем Розиным. Обожаешь его физиономию, выражающую хитроватость и подмигивающую из-под откинутой назад кепки!
В фильме присутствует мягкий, ироничный юмор, разбавляющий атмосферу суровости и напряжения. Здесь же можно увидеть и жестокие, бескомпромиссные сцены рукопашных боев, где пощады не ждали. Поднимается тема дедовщины, сложных взаимоотношений между поколениями, что, безусловно, добавляет фильму достоверности.
Рекомендую посмотреть этот фильм каждому молодому человеку, увлекающемуся уличной жизнью, и особенно тем, кто служит в ВДВ или в армии. Женщинам же, возможно, этот сериал покажется излишне брутальным, хотя кто знает… возможно, я ошибаюсь.
9 из 10.
Просмотр этого сериала доставил мне несомненное наслаждение, но вместе с тем он вызвал немало размышлений и побудил к переосмыслению некоторых исторических аспектов. Задумка, несомненно, весьма перспективна и потенциально чрезвычайно полезна для широкой аудитории. Я убежден, что времени на полноценное, глубокое повествование о личности Маргелова в рамках стандартного хронометража фильма катастрофически не хватает. Создание многосерийного телевизионного проекта, посвященного его жизни, несомненно, принесло бы внушительный доход инициаторам и создателям. Формат, в котором представлен сериал – разделение на отдельные эпизоды, позволяющие заглянуть в различные периоды биографии Маргелова, включая до- и послевоенные годы, позволяет зрителю, по сути, созерцать кинематографическую интерпретацию его жизненного пути. При этом, следует отметить, что создатели допустили определенные неточности в хронологической последовательности событий.
События, связанные с его военной карьерой, показывают, что он начал боевые действия в звании майора, а к завершению войны уже командовал целой дивизией – впечатляющий скачок, отражающий его выдающийся талант и смелость. При этом, в самом сериале военные действия представлены довольно сдержанно, поскольку акцент сделан преимущественно на начальный период войны – на 1941 год. Отмечена и его повторная назначение командующим ВДВ в 1961 году, хотя фактическое событие произошло на десятилетие позже. Нельзя не упомянуть и о фамильном изменении главного героя, что, к немалому сожалению, является лишь одной из многочисленных вольностей, допущенных при создании картины.
Интересен факт привлечения к работе над сериалом Александра, сына самого генерала, чьей личности он посвящен. Высказывания самого генерала, интегрированные в повествование, добавляют картине значительную достоверность и глубину. Запоминающимся моментом стала сцена десантирования его сына – яркая, зрелищная и насыщенная эмоциями. В сериале мастерски показана подспудная борьба за влияние, развернувшаяся в Министерстве Обороны, ведь в любом ведомстве всегда есть люди, яростно защищающие свои собственные интересы.
К сожалению, единственным существенным недостатком, омрачающим общее впечатление от сериала, является искусственное внедрение современной идеологической составляющей. Без нее картина безусловно была бы безупречна. Зрителя не минули и образы служителей НКВД, ныне нередко используемые для создания драматического эффекта. Не стоит удивляться отсутствию прямолинейной пропаганды сталинизма; напротив, акцент сделан на критике. Неоднозначным кажется и решение оператора акцентировать внимание на портрете Иосифа Виссарионовича во время расстрела генерала Советской Армии. Возникает вопрос: хотели ли создатели намекнуть на страх Сталина перед своими же генералами и опора на НКВД для решения ключевых вопросов? Подобные интерпретации выглядят надуманными и не соответствуют исторической действительности. Сталин, несомненно, осуществлял прямое руководство армией и не нуждался в услугах особистов для контроля над своими подчиненными. Особисты, в свою очередь, обычно оставались в тени и не вмешивались в ход боевых действий – эта тенденция явно искажена в сериале. Их профессионализм, безусловно, высок, но он не затрагивал сферу отношений между генералами и маршалами.
Нельзя не упомянуть и сцену, в которой один из работающих на НКВД лиц пытается арестовать раненого Маргелова, но его спасает положительный агент.
К сожалению, сериал изобилует вымыслами и искажениями, что несомненно вызовет недовольство ветеранов, прошедших через годы войны. Создатели, по сути, испортили потенциально прекрасное произведение. Возникает вопрос: было ли это сделано по указанию цензоров, стремящихся сформировать антисталинскую коалицию? Тем не менее, сериал имеет одну неоспоримую ценность: он позволяет прикоснуться к подлинным воспоминаниям генерала Маргелова, а искажения, к сожалению, неизбежны.
С огромным удовлетворением сообщаю о завершении просмотра этого многообещающего сериала. Безусловно, это произведение ориентировано на мужскую аудиторию, и эта констатация, на мой взгляд, совершенно оправданна. В последние годы кинематограф буквально заполонили картины, посвященные военной тематике, и это неоспоримый факт. Однако, как правило, стремление к расширению зрительской базы ведет к включению в сюжетную канву любовные линии, привлекающие женскую аудиторию. В большинстве случаев, главная героиня предстает в образе милосердной медсестры, опытной радистки или, в редчайших случаях, отважной офицерши. В прошлом, любовные переживания в подобного рода сериалах филигранно вплетались в повествование, не вызывая отторжения у мужской части зрителей. К сожалению, современный тренд склоняется к мелодраматизму, к чрезмерной эмоциональности, к демонстрации слез и сострадания.
Стоит отметить, что в рассматриваемой картине любовная линия интегрирована с особой деликатностью и мастерством. Она не выглядит как нечто второстепенное, приклеенное к основному сюжету, а органично вплетена в канву повествования, продумана до мельчайших деталей, и ни одна сцена не кажется лишней или навязчивой. Присутствие любовного сюжета не искажает общую атмосферу, и желание перемотать подобные эпизоды при просмотре попросту отсутствует.
Рассмотрим же структуру сериала немного подробнее. На экране разворачиваются две временные линии: период, предшествующий войне, и период, последовавший за ней. Подвиги Маргелова, главного героя, запечатлены в самых различных военных конфликтах – от финской кампании до Великой Отечественной. Повествование берет свое начало в тридцатых годах, и подобное хронологическое построение, на мой взгляд, безупречно. Никакие неожиданные переходы от одной эпохи к другой не смогли омрачить впечатления от просмотра. Напротив, они взаимодополняют друг друга, а актеры продемонстрировали высочайший уровень мастерства, воплотив на экране своих персонажей.
Не могу не выразить искреннюю благодарность тем, кто отвечал за музыкальное сопровождение этого многосерийного произведения. Подборка музыкальных композиций поистине восхитительна – будь то начало, конец или середины сериала. Вы точно не почувствуете желания пропустить начальные или финальные титры. Более того, в начале вы не найдете привычной подборки эпизодов из самого сериала – этот изъян, к счастью, отсутствует. Если вам интересно узнать, что же заменило эти приевшиеся ролики, то я настоятельно рекомендую вам посмотреть этот замечательный фильм!
Вернувшись к сюжету, необходимо подчеркнуть, что весь сериал построен на воспоминаниях Маргелова. Возможно, именно поэтому десантники обращаются друг к другу как к братьям. Однако, возникает вопрос, почему необходимо было изменить его имя, превратив Маркелова в Маргелова? Помимо этого, в фильме можно заметить определенные неточности в датировках, которые невооруженным глазом бросаются в глаза, но не ощущаются так остро теми, кто не владеет всеми историческими подробностями. Следует отметить, что звание генерала армии главный герой получил в 1967 году, в то время как в сериале нас пытаются убедить в том, что это произошло в середине 1970-х. Наличие на вооружении десантников АК-47 также не соответствует действительности. Подобные мелкие огрехи, возможно, останутся незамеченными неискушенным зрителем, и, в некотором роде, это может быть даже хорошо.
Это великолепный фильм, если не придираться к исторической достоверности. Он настолько выдающаяся многосерийная картина, что будет странным, если не поставить его в один ряд с другими исторически точными (очень хочется в это верить) фильмами о воздушно-десантных войсках. Поэтому я всем рекомендую к просмотру, особенно – тем, кто гордится своей Родиной. С другой стороны, сегодня практически невозможно найти полностью достоверные фильмы, и этот, к сожалению, не является исключением.
Рекомендуем к просмотру