Описание
Рецензии

Сериал Девять жизней Нестора Махно

Актеры:
Ада Роговцева, Кирилл Плетнёв, Даниил Белых, Павел Деревянко, Анна Слю, Олег Примогенов, Виктор Сарайкин, Лидия Оболенская, Николай Каптан, Сергей Бойко
Режисер:
Николай Каптан
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия, Украина
Вышел:
2006
Добавлено:
добавлен сезон полностью из 12 (02.01.2011)
Рейтинг:
7.76
7.10
В вихре исторических потрясений, в облике бурной эпохи, возникла фигура Нестора Махно – личность, сотканная из непримиримых противоречий и омраченная мрачной тенью ранних лет. Судьба, словно дерзкий жонглер, бросала его от нищеты к отчаянию, что вылилось в трагические события, повлекшие за собой заключение в тюремные стены на два десятилетия за тяжкие преступления, включавшие разбой и убийство. Однако, стремительное преображение, ознаменованное грандиозной революцией 1917 года, прервало этот мрачный плен, открыв перед ним путь к радикальному переосмыслению своего места в мире. Сквозь тернии тюремного заточения и огненные испытания вооруженных столкновений, Махно обретал бесценный опыт, закалявший его характер и дававший понимание сложной взаимосвязи человеческих судеб. Его анархистские убеждения, отрицающие любую форму иерархии и признающие высшую ценность свободы, стали мощным компасом, указывающим ему верный путь к завоеванию признания и авторитета. Восставший из пепла революционного хаоса, он предводительствовал разношерстными партизанскими отрядами, движимыми жаждой свободы и правом на достойную жизнь. В этой роли, он предстал перед миром как человек беспощадный, жесткий и внушающий страх своим врагам – будь то германские захватчики, отступление белой армии или даже представители красной гвардии. Махно, казалось, противопоставлял себя всему миропорядку, существующему тогда. Сражения, в которых он являлся вдохновителем и инициатором, принесли ему искреннее уважение и преданность тех, кто следовал за ним в бой, разделяя его идеалы и риски. Однако, обретенная абсолютная власть, вершина триумфа, внезапно обрушила на его плечи тяжкий груз ответственности, вынуждая его принять чрезвычайно непростой, болезненный выбор, последствия которого навсегда должны были определить дальнейшую судьбу его движения и, возможно, всей эпохи. Этот выбор стал своеобразным рубежом, навсегда изменившим ход его жизни и оставившим глубокий след в истории.
После того, как я завершил чтение фундаментальной работы Веллера, посвященной фигуре Нестора Махно, мне посчастливилось ознакомиться с созданным на его основе сериалом. Исключительный интерес к личности Махно, возродившийся в последние годы, обусловлен деструктивной работой советской пропаганды, которая на протяжении десятилетий представляла его как примитивного бунтаря, некоего народного разбойника. Эта карикатурная трактовка, конечно же, не соответствует действительности, и, закономерно, предпринимаются усилия для объективной реконструкции его образа и понимания мотивов его деятельности. О ком же этот Нестор Махно, и какие идеалы он отстаивал? Именно этим вопросам и пытается ответить созданный сериал. Начало XX века стало временем глубочайших потрясений для нашей Родины. В момент, когда стало очевидной необходимость коренного пересмотра существующего порядка, встал вопрос о формировании нового общественного устройства. Теоретические конструкции, предлагаемые различными политическими течениями, были весьма разнообразны, однако Махно сделал свой выбор еще в юности, и этот выбор оказался определяющим для всей его последующей жизни. Общепринятым представлялось столкновение лишь двух полюсов – монархистов и большевиков, однако… Мало кто помнит о существенном влиянии анархистских организаций в тот период. Анархизм – это политическая философия, основанная на простом и глубоком принципе: государство и капитал выступают как инструменты подавления личности, а для построения справедливого и свободного общества необходимо упразднить эти институты. Идеал, провозглашающий свободу от любого насилия, будь то царского или большевистского, нашел глубокое отклик в сердце Нестора Махно, и сформировал его мировоззрение. В целом, сериал, на мой взгляд, весьма успешно приблизился к созданию правдоподобного образа Махно. Однако, безусловно, существуют определенные недочеты, которые следует отметить. Прежде чем перейти к критике, хочется подчеркнуть ряд неоспоримых достоинств. Несмотря на скромный бюджет, в создание сериала была вложена искренняя душа. Чувствуется особая теплота и преданность создателей своему герою. Это проявляется в каждом эпизоде, в каждой реплике. Безусловно, встречаются неловкие моменты, отдельные сцены выглядят несколько шаблонно, однако в совокупности сериал производит крайне позитивное впечатление и заслуживает высокой оценки. Несмотря на драматизм и трагизм разворачивающихся событий, авторам удалось привнести в повествование изрядную долю легкого и искрометного юмора, который придает произведению особую изюминку. Особняком выделяется образ колоритного пушкаря, чье переманивание стало одним из ярких эпизодов сериала. Отдельная благодарность Павле Деревянко, сумевшему создать незабываемый и многогранный образ. Сейчас, при упоминании имени Махно, я невольно вспоминаю его блестящую актерскую работу. Однако не стоит замалчивать и о недостатках. Любое творческое произведение не обходится без погрешностей, и этот сериал не стал исключением. Во-первых, меня смутило изображение Махно как человека, обладающего лишь поверхностными знаниями. Его интеллектуальный потенциал явно занижен. Достаточно внимательно изучив его воспоминания, становится очевидно, что он был убежденным анархо-коммунистом и прекрасно разбирался в теоретических аспектах. Кроме того, сериал акцентирует внимание на том, что Махно впервые столкнулся с идеями анархизма в тюремных стенах. Это утверждение не соответствует действительности. Еще до заключения он был активным членом анархистской организации, занимавшейся экспроприациями. В тюрьме он лишь углубил и систематизировал свои взгляды, благодаря участию в дискуссиях с единомышленниками. Наконец, вызывает недоумение и исторически необоснованная линия, посвященная исчезновению жены и ребенка Махно, якобы ставшим жертвами его соратника Щусом, а затем и неправдоподобное убийство Щуса крестьянами. Известно, что Щус погиб от рук белогвардейцев. Кажется, у авторов сериала существуют личные предубеждения против этого персонажа. В конечном итоге, если отбросить отдельные исторические неточности, то сериал можно смело рекомендовать как захватывающее и вдохновляющее повествование о выдающейся личности, посвятившей свою жизнь борьбе за свободу и справедливость для себя и окружающих. Огромная благодарность создателям за то, что представили героя не с отрицательной стороны, как это было принято в советское время. Настоятельно рекомендую этот сериал всем, кто интересуется трагическими событиями Гражданской войны.
Долго откладывал знакомство с этой работой, терзаясь сомнениями. Признаюсь, не был уверен, что воплощение столь деликатной и вызывающей споры темы на экране может трансформироваться в нечто действительно ценное. Однако, я глубоко заблуждался, и эта ошибка доставила мне немалое удовольствие. Сериал поражает своей тщательно продуманной концепцией и, в значительной степени, придерживается исторической канвы (хотя, разумеется, о буквальном соответствии с фактами говорить не приходится – это телевизионный формат, и кое-что подлежит адаптации). Актерский ансамбль выше всяких похвал. Особенно хочется отметить выдающуюся игру Павла Деревянко. Именно так, на мой взгляд, должен выглядеть подлинный атаман – с ироничной усмешкой, скрежещущейся с хищной жестокостью, но всегда, в своей собственной, анархистской системе координат, стремящийся к справедливости. Павел безраздельно воцарился в моей личной галерее талантливых российских актеров. Данилу Белых оживила роль персонажа, окутанного аурой неоднозначности и колоритной эксцентричности. И исполнил он эту роль с истинным мастерством. Поговаривают, что знаменитый Щусь не только сам обожал щеголять в роскошных нарядах, но и обставлял драгоценностями – жемчугом и парчой – своих верных коней. Полагаю, создателям просто не хватило смелости углубиться в подобный абсурд, хотя история, как известно, порой превосходит самые дерзкие вымыслы. По поводу игры Роговневой… думаю, комментарии здесь излишни. Это – гениальный исполнитель, воплотивший в своей роли украинской матери, чьей заветной мечтой было счастье и безопасность ее сыновей, с поразительной убедительностью. Александр Плетнев создал запоминающийся образ офицера белой гвардии. Ощущается некоторая нехватка экранного времени, что приводит к тому, что персонаж кажется несколько оборванным, несмотря на его целеустремленность и непоколебимость. Он – человек чести, но, прежде всего, человек, лишенный марионеточного послушания, не просто винтик в государственной машине. Даже Махно, представленный в сериале, кажется более живым, проходящим через призму различных ситуаций и проявляющим различные грани своей натуры. Нельзя не отметить и блистательную игру Олега Примогенова в образе Лева Задова. Злой, наивный, прямолинейный – и временами чрезмерно идеалистичный (сложно поверить, чтобы глава контрразведки был настолько принципиально исполнительным). Однако... Впечатляют живописные украинские пейзажи: раскинувшиеся реки, дремучие леса, бескрайние степи! Здесь нет нарочитых, пафосных батальных сцен. Это, на мой взгляд, – огромный плюс, сериал слишком лиричен для безжалостной мясорубки. В этом сериале освещены самые трагические и противоречивые моменты в истории украинского и русского народов. В тот бурный период на территории Украины развернулась ожесточенная борьба между четырьмя диаметрально противоположными силами: украинскими националистами, белогвардейцами, большевиками и махновцами. У каждой из этих сил, без преувеличения, был шанс на победу. Невольно посещают мысли, что все могло по-иному сложиться, если бы Махно сделал иной выбор. И радует, что сериал оставляет зрителю свободу выбора, ставит перед ним интригующий вопрос: кем бы ты оказался, родись ты тогда? Однако историю нельзя переписать, и забывать ее тоже не стоит. Пусть этот сериал не претендует на абсолютную достоверность, персонажи достаточно точно соответствуют своим реальным прототипам, и главное, он рождает острое желание копнуть глубже, понять, что же на самом деле происходило.
Два года назад этот кинематографический шедевр впервые предстал перед зрителем на экранах телевидения. Двенадцать серий – это не просто телесериал, а захватывающее погружение в судьбу легендарного деятеля, оставившего неизгладимый, хоть и противоречивый, след в анналах нашей истории. Повествование, основанное на общеизвестных фактах, конечно, неизбежно несет в себе допущения и интерпретации, однако создатели с поразительной тщательностью придерживались биографической канвы, за что им выражаю глубокую признательность. Я, как правило, скептически отношусь к отечественным историческим телеповествованиям – почти все они кажутся упрощенными и лишенными глубины, но этот проект – исключение, настоящая жемчужина, оторванная от шаблонных представлений о жанре. "Девять жизней Нестора Махно" – это динамичный, впечатляющий фильм-иллюстрация потрясающей, сложной жизни человека, преданного до последнего вздоха своей идее, идейного вдохновителя анархистского движения. Это, без сомнения, кино. Тяжелое для восприятия, заставляющее задуматься, объяснить происходящее и, что наиболее важно, сопереживать людям той эпохи. Прежде всего, хочется отметить блестящую игру актеров. Всех, без исключения. От молодого, самобытного Павла Деревянко, воплотившего образ "батьки" Махно, до исполнителей эпизодических ролей. Павел Деревянко сумел создать образ атамана, в котором нет жестокого, бескомпромиссного революционера-бандита, а проступает глубоко переживающий за свой народ, стремящийся улучшить его жизнь, пусть и радикальными, временами грубыми методами. Для России это было новшеством, ведь Махно попытался сломать многовековые устои, существующие порядки. Он боролся до последней капли крови за свою идею. Игра Деревянко была потрясающей, особенно в тех моментах, когда он передавал тончайшие нюансы эмоций лишь взглядом, мимикой, заставляя зрителя улавливать душевные терзания, надежды и разочарования Махно. Это было смело, убедительно, и хотелось верить каждому его слову, каждому движению. Ничуть не уступая главному герою, проявили себя и другие участники повествования. Люди, воплотившие образы простых крестьян, были искренними, естественными, настоящими. Особого внимания заслуживает язык фильма – самобытный, колоритный, но не раздражающий. Он не создает препятствий для понимания, поскольку эмоции и интонации героев говорят сами за себя. А народные украинские выражения добавляют остроты, разбавляют мрачную атмосферу, придают фильму неповторимый шарм, без которого он был бы чрезмерно тяжелым и монотонным. Творческий замысел автора также заслуживает высокой оценки. Музыкальное сопровождение, захватывающее с первых секунд титров, мгновенно настраивает на нужную волну, позволяя проникнуться душой фильма. Это произведение – образец качественного кинематографа, многогранное, глубокое, способное увлечь даже того, кто не питает особого интереса к истории. С огромным удовольствием я пересмотрела бы его ещё раз, вновь погрузившись в эту сложную и захватывающую сагу.
В моей оценке кинематографического произведения, первостепенное значение имеет глубина содержания, а не пиршество спецэффектов. Именно этим критериям, на мой взгляд, данная лента в полной мере соответствует. Сюжетная канва, выстроенная сценаристами, представляется убедительной, точно воспроизводя исторический контекст и хронологию событий. Однако, неоспоримым центром внимания, незыблемой опорой повествования, становится образ Нестора, воплощенный блистательным Павлом Деревянко. Лично для меня эта картина стала настоящим открытием, познакомившим меня с талантом этого выдающегося артиста. После просмотра фильма, Павел Деревянко прочно занял место в ряду моих любимых деятелей кинематографа. Его органичное слияние с ролью "батьки" настолько велико, что при последующем чтении мемуаров и исторических трудов, посвященных Нестору Махно, образ Деревянко неотделим от его личности. Режиссеры и сценаристы проявили мастерство, сумев филигранно изобразить многогранный портрет Нестора Махно на фоне бурных исторических перемен. Мы видим его как бесстрашного революционера, бросающегося в ожесточенные схватки, как дальновидного и проницательного идеолога анархистских взглядов, как любящего отца и заботливого супруга, и, наконец, как простого человека, не готового поступиться своими принципами и убеждениями. Разве это не пример для подражания, вдохновляющий на проявление стойкости и верности своим идеалам? Многоплановость характера Махно, представленная в фильме, сделала его привлекательным для широкой аудитории – от обычных кинолюбителей до ценителей исторической правды. Эта картина способна стать отправной точкой для углубленного изучения истории, особенно учитывая ее новаторский статус – это первое после распада Советского Союза кинематографическое произведение, посвященное Махно, где он не демонизируется, не представляется "бандитом" или "контрреволюционером". Я глубоко тронут этой работой. Небольшое сожаление связано с тем, что повествование начинается уже с образа Махно-революционера. Было бы ценно увидеть сцены, раскрывающие его детство и юность. Впрочем, для украинско-российского телесериала с ограниченным бюджетом, это поистине выдающийся результат, демонстрирующий невероятный потенциал для дальнейших кинематографических изысканий.
В общественном сознании анархия зачастую ассоциируется с хаотичным беспорядком, а сам беспорядок – с дезорганизацией и развалом существующих порядков. Этот процесс децентрализации неизбежно ведет к разрушению устаревших структур и отмене жестких ограничений. По сути, анархия – это абсолютная воля, прокладывающая свой путь сквозь постоянно трансформирующиеся и находящиеся в состоянии динамического равновесия системы. Для обретения нового порядка необходимо деконструировать, подвергнуть тщательному разрушению, все существующие формы организации. Именно хаос, парадоксально, является алхимической средой, где созревает новая структура, формируя ее из хаоса. Государство, с его бюрократическими институтами и иерархической лестницей, представляет собой лишь высшую точку застывшего, консервативного порядка. Поэтому можно утверждать, что отсутствие власти – это, парадоксально, и есть новый порядок, рождающийся из пепла старого. Как однажды выразил это Пьер-Жозеф Прудон: "Свобода – мать порядка". Эстатисты, язвительно критикуя анархистские идеи, постоянно задают вопрос: что же заменит государство в случае его упразднения? Анархисты не могут предсказать точную форму этого будущего, но они непоколебимо уверены в одном – оно станет плодом волеизъявлений, результатом активного и творческого проявления человеческой воли. Оно будет возникнуть не из вакуума, а из динамичного взаимодействия и самоорганизации. И вот, завершив просмотр этого захватывающего сериала, я испытываю глубокое удовлетворение. Не могу не поставить ему высший балл – 10 из 10 – исключительно за смелость и оригинальность идеи, лежащей в его основе. Безупречна не только режиссерская работа, но и блестящая актерская игра, оживляющая образы, и тщательная проработка биографического сценария, погружающая зрителя в атмосферу эпохи. Искреннее признание и благодарность создателям за превосходно выполненную работу, за этот визуальный и интеллектуальный праздник.