Описание
Рецензии

Сериал Дом образцового содержания

Актеры:
Валерия Ланская, Анна Алексахина, Андрей Смоляков, Михаил Горский, Евгений Благонравов, Андрей Руденский, Андрей Егоров, Михаил Жигалов, Анна Капалева, Марина Зубанова
Режисер:
Леонид Белозорович
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2010
Добавлено:
26 серия из 26 (16.08.2012)
Рейтинг:
7.81
Разворачивающаяся перед нами панорама – это роскошная, многослойная сага, сплетая воедино узы и перекрестья жизней, принадлежащих людям, разделенным пропастью общественных статусов. В ее полотне, словно в калейдоскопе, мелькают эпохи, каждая из которых оставляет неизгладимый отпечаток на судьбах героев. Время неумолимо трансформирует их мировоззрение, меняет обстоятельства и заставляет переосмысливать приоритеты. Каждый персонаж, будь то благородный аристократ или заблудшая душа, ведет свою собственную, неповторимую дорогу, где чередуются пики невероятного счастья и бездонные пропасти трагизма. Главное внимание сосредоточено на выдающемся московском архитекторе, чей гений и неутолимая жажда созидания постоянно втягивают его в водоворот драматических событий, разворачивающихся в стенах старинного московского дома. Судьба, словно искусный дирижер, сводит воедино крайне разношерстную компанию: блистательные умы академического сообщества, вдохновенных творцов скульптурного искусства, загубленных вином непутёвых душ, жестоких дерибасов, и отпетых воров, ведомых собственным кодексом чести. Для каждого из них предопределена своя, уникальная участь, горькая ирония которой заключается в том, что ни один не обладает властью над своим сценарием, не в силах уклониться от предопределенных перипетий. Это повествование – не просто хроника эпох, а глубокое исследование человеческой природы, где светлые надежды сталкиваются с тёмными тайнами, а великолепие соседствует с упадком.
Ощущение глубокого разочарования, граничащего с отвращением, владеет мной после просмотра этой киноадаптации. Мое любопытство, подогреваемое знакомством с первоисточником, оказалось жестоко обмануто. Книга, пропитанная теплотой и глубоким смыслом, явилась во вполне ином формате, словно мрачное отражение первоначального замысла. Не стану скрывать, дело не просто в неизбежной разнице между книгой и экраном, или в банальном неспособности кинокартины передать всю палитру чувств и нюансов, присущую литературному произведению. Здесь кроется нечто большее, глубинное искажение, которое ранит душу. Автор книги, Григорий Ряжский, создавал не просто повествование, а дань памяти, возношение своей дорогой бабушке. Роза Марковна – это воплощение той безусловной любви, что дарит лишь близкий человек, материнского тепла и преданности. Эта женщина была лучиком солнца, рассеивающим мрак бытовых тягот, опорой в самых сложных ситуациях. Бабушки, как Роза Марковна, были не просто хранительницами очага, но и своеобразными живыми воплощениями нравственности и совести, на которых выросло не одно поколение. Их любовь – это не просто забота и вкусные пироги, это поддержка, мудрость и бесконечное прощение. В книге Роза Марковна была женщиной, воплощающей достоинство, стойкость и умение находить радость в мелочах, несмотря на непростую жизнь. Однако, экранизация решительно отказалась от этой возвышенной идеи, погружая зрителя в пучину моральной грязи и откровенной пошлости. Вместо тонкого психологического портрета, мы получили карикатурный образ женщины, запятнанной пороками и лишенной всякого благородства. Все тонкости, нюансы ее характера, ее внутренняя борьба и стремление к добру, были грубо стерты, заменены на вульгарные штампы и гротескные сцены. Словно нарочно, авторы сосредоточились на самых темных и неприглядных аспектах жизни, игнорируя ту нерушимую связь, которая объединяла членов семьи. Роза Марковна, в книге – воплощение внутренней силы и нравственной чистоты, предстает в фильме как хитрая и расчетливая женщина, погрязшая в пороках. Невозможно поверить в ее искреннюю любовь к семье, когда на экране разворачиваются сцены откровенной пошлости и безнравственности. Особенно вопиющей кажется тенденция демонизировать женские образы. Они предстают либо алкоголичками, погрязшими в нищете, либо женщинами легкого поведения, чьи судьбы предопределены порочной страстью. Ощущается нарочитое стремление высмеять ценности, традиционные для поколения, на котором выросли герои книги. Такое искажение взглядов и моральных ориентиров вызывает глубокое сожаление и отторжение. И, конечно, неизбежно возникает вопрос о том, как можно было так грубо исказить авторский замысел? Ведь, прежде всего, книга - это история о достоинстве, о способности человека сохранять человечность в самых сложных обстоятельствах. История о том, что даже в эпоху политических репрессий и экономических лишений можно оставаться верным своим принципам и любить жизнь. Словно намеренно, создатели фильма решили заменить светлое сияние этой истории на грязные пятна порока. Актерская игра, к сожалению, также не спасла этот провальный проект. Неуравновешенность, отсутствие искренности, отсутствие глубины в образах – вот что бросается в глаза при просмотре. Попытки создать правдоподобную атмосферу, к сожалению, оказались тщетными из-за грубых сюжетных просчетов и откровенной фальши в повествовании. Несмотря на попытки обосновать мрачность фильма демонстрацией последствий политической репрессии и экономического упадка, зритель ощущает лишь ощущение потерянного потенциала. Все просто выглядит неправдоподобно, фальшиво и грубо. Невозможно не заметить, что экранизация не только не соответствует книге, но и противоречит самому понятию художественной ценности. Смущает даже банальная ошибка в возрасте Брежнева, что указывает на полное отсутствие уважения к деталям. Вместо того, чтобы воссоздать атмосферу эпохи, создатели фильма погрузили зрителя в мир, лишенный достоверности и смысла. Впечатление, что затея не была тщательно продумана, и реализация оказалась спешкой и халатностью. Итог прост: это не история семьи, это кровавая сцена, разыгранная на фоне руин былого величия. Я не советую тратить на нее свое время. Мир полон достойных произведений искусства, способных подарить радость и вдохновение. Эта экранизация, к сожалению, является лишь горьким напоминанием о том, как легко можно испортить даже самую благородную идею. Остается лишь надежда на то, что создатели фильма осознают свою ошибку и в будущем проявят больше уважения к первоисточнику и зрительским ожиданиям.