Описание
Рецензии

Сериал Дубровский
Режисер:
Александр Вартанов, Кирилл Михановский
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2014
Добавлено:
сезон полностью из 5
(26.04.2016)
Рейтинг:


В блестящем великолепии столичной юриспруденции, Владимир Дубровский, человек успеха и признанного авторитета, не чуждал себе прелестей светской жизни, включая вихрь модных заведений и эпатажных вечеринок. Маша Троекурова, закончившая обучение в престижной школе английского языка, являлась очаровательной и нежной дочерью своего рода. Их жизненные пути, казалось, не имели ничего общего с грандиозным полотном, сотканным перьевым гением Александра Сергеевича Пушкина. Они существовали в своей, современной реальности, оторванной от классических архетипов.
Однако, судьба, словно невидимый дирижер, подготовила для них неожиданную партитуру. Завязывание личного противостояния между их отцами, двумя влиятельными и уважаемыми людьми, стало той искрой, что разожгла бурю перемен. Эта неминуемая размолвка между старшим поколением возымела необратимое воздействие, переплетая их судьбы, словно корни древнего дерева. Миры Маши и Владимира, ранее принадлежавшие сфере привычного комфорта и размеренности, внезапно обрели новые, порой неприглядные краски.
Теперь, столкнувшись с неожиданными обстоятельствами и вынужденные действовать в совершенно иных условиях, они должны были пересмотреть свои представления о жизни, о чести, о справедливости. Им предстояло познать глубинные истины, скрытые за фасадом благополучия, и осознать, что даже самая тщательно спланированная реальность может рухнуть под тяжестью непредсказуемых событий. Они уже не были прежними, и им предстояло выстроить новую жизнь по иным, зачастую жестоким, правилам.
Приветствую вас, уважаемые ценители кинематографического искусства.
Некоторое время я был поглощён поисками свежего дыхания в мире потокового видео, стремясь обнаружить что-то столь же знакомое, сколь и неординарное. И вот, моя случайность привела меня к российскому сериалу «Дубровский». В памяти всплыл образ великого Александра Сергеевича Пушкина, чье перо когда-то вдохнуло жизнь в эту же историю. Однако, ознакомившись с кратким изложением сюжета, я ощутил непреодолимое любопытство. Фильм, бесспорно, лишь отчасти созвучен знаменитому роману, однако новаторский подход к постановке, смещение акцентов, подарили произведению современное звучание. Важнейшим условием подобной интерпретации, на мой взгляд, являлось сохранение глубинного смысла, заложенного Пушкиным, неуловимая нить, связующая прошлое и настоящее. Разорвать эту связь означало бы не обновление, а кощунственное осквернение классического наследия.
Просматривая отзывы зрителей, я не смог вынести окончательный вердикт о ценности данного проекта. Разбросанные, противоречивые мнения лишь усиливали мою нерешительность. Однако, даже наиболее критически настроенные рецензенты признавали значимость картины, рекомендуя к просмотру. Следуя их совету, я решился на погружение в мир «Дубровского», надеясь составить собственное мнение.
Отношение моё к российскому кинематографу всегда было деликатным, сдержанным. Редко когда отечественные картины способны вызвать во мне искренний трепет, волнение. Однако, я не могу отрицать того факта, что в последние годы наблюдается тенденция к переосмыслению классических произведений, даря им новое воплощение. Некоторые из этих работ, на удивление, оказываются весьма увлекательными. Новый взгляд на «Дубровского», на мой взгляд, безусловно, заслуживает внимания. Я не назову его шедевром, но смело заявляю о его добротности, о возможности получить удовольствие от просмотра. Фильм оказался насыщенным, хотя в некоторых моментах эпизоды тянутся, требуя от зрителя терпения. Здесь нет места легковесию и развлечениям. Атмосфера пропитана мраком, жестокостью, насилием. Лица главных героев, словно застывшие маски, редко отражают печаль или сострадание. Вокруг них царит коррупция, продажность, безнаказанность. К финальной части фильма напряжение достигает пика, трагедия становится неминуемой. По всей видимости, именно ожидание романтической мелодрамы о вечной любви и привело к разочарованию у части зрителей.
Впрочем, «Дубровский» оказался именно тем, что мне было необходимо – фильм, способный пробудить сильные эмоции, заставить задуматься над вечными вопросами. Авторы справились с поставленной задачей. В отзывах зрителей часто упоминается подъем острых социальных проблем, актуальных не только в прошлом веке, но и сегодня. Власть денег, связей, произвол – все это, к сожалению, по-прежнему глубоко укоренилось в обществе. Те, кто не обладает ни тем, ни другим, остаются беззащитными, покинутыми, отброшенными на периферию цивилизации. Особого внимания заслуживает лирическая линия, филигранно вплетенная в основное повествование, не теряющая своей силы и значимости. Персонажи, как главные, так и второстепенные, представлены реалистично, правдиво, без прикрас. Отсутствуют претензии к каким-либо из них, каждый – сложный, многогранный, живой. И суровый вояка старой закалки – отец Дубровского, и вспыльчивый Троекуров, и афганцы, закаленные в боях, и жадные до наживы чиновники, и представители власти – все они настолько убедительны, что кажется, будто наблюдаешь за документальной хроникой.
Данила Козловский и Клавдия Коршунова, исполнившие главные роли, заслуживают самых высоких похвал. Особенно впечатляющей оказалась их лирическая сцена, полная нежности и чувственности. Визуальный эффект появления Маши, словно явившейся из солнечного света, поражает воображение. Редкие, нежные взгляды за ужином, едва уловимые прикосновения к рукам, прогулки наедине, душевные разговоры – все это выдержано в духе благородства и достоинства. Лишь в финале, на одном из вечеров, устроенных Троекуровым, Владимир открывается Маше и предлагает уехать с ним.Примечательно, что за весь фильм между ними даже не было поцелуя. Этот отход от современных кинематографических канонов, где страсть и поцелуи - неотъемлемая часть второго свидания, выглядит необычайно свежо и оригинально. Владимир и Мария вели себя как истинные представители высшего сословия, как будто из другой эпохи. Несмотря на то, что они принадлежат к современной элите, новым аристократам, получившим образование за границей, они придерживаются собственных принципов, обладают хорошими манерами и безупречным воспитанием. В контрасте с ними предстает подруга Владимира, похожая на модель, но лишенная интеллекта, склонная к пьяным истерикам по пустякам. Маша же - лучик света, воплощение чистоты, мудрости и благородства.
Вновь подчеркну, что это экранизация классического произведения, свободная от излишних персонажей и сюжетных ходов, не имеющих под собой основы в первоисточнике. Это фильм, предоставляющий актерам возможность продемонстрировать свое мастерство, раскрыть всю глубину своей сущности.
После просмотра становится очевидной главная цель фильма – показать противостояние богатых и бедных, раскрыть механизмы современной несправедливости, показать разрыв между поколениями. Это вечные проблемы, которые никогда не исчезнут, оставаясь всегда актуальными.
Финальная сцена оказалась ближе к реальности, лишенной сказочной иллюзии. Маша видит злость отца, его жестокость. Дубровский, в свою очередь, стремится восстановить справедливость, помочь тем, кто лишился всего. Ее выбор сложен, мучителен, и в итоге она делает тот, что наиболее соответствует реальной жизни.
В заключение, я хочу сказать, что фильм снят безукоризненно. Он мне очень понравился. Все сцены продуманы до мельчайших деталей, режиссеры Александр Вартанов и Кирилл Михановский вложили душу в создание этого произведения. Конечно, здесь нет ничего принципиально нового, однако фильм захватывает, не отпускает до самого конца. Замена крепостных крестьян гастарбайтерами и военнослужащими – весьма интересное решение. Жаль, что в нашей жизни не так много фильмов, за которые можно переживать до самого конца, фильмов, приближенных к реальности. Все, что происходит в этой картине, вполне могло бы происходить и сейчас, хотя, возможно, и происходит. Фильм, безусловно, заслуживает внимания зрителей, особенно тех, кто любит российское кино. «Дубровский» – это сериал о нашей жизни. Обязательно посмотрите. Всем желаю приятного просмотра. До свидания.
## О потере души в зеркале современности: размышления о новой адаптации "Дубровского"
На протяжении десятилетий отечественный кинематограф демонстрировал склонность к неуклюжей имитации западных образцов, зачастую обесценивая при этом уникальный потенциал русской культурной традиции. Попытки транслировать голливудские паттерны, навязанные чуждым культурному контексту, приводили к созданию безыдейных, лишенных самобытности произведений. Вспомним, как в девяностых годах, с явным энтузиазмом, была осуществлена адаптация "Ромео и Джульетты", блестяще перенесенная в современную реальность, и покорившая сердца зрителей. Подобный же импульс вдохновил и компанию "Азилум", создавшую ряд стилизованных версий классических сказок и новелл.
Однако, недавняя адаптация "Дубровского" оказалась очередным печальным подтверждением неспособности отечественных творцов органично вплести дух русской классики в ткань современной эпохи. Попытка повторить успех "Ромео и Джульетты" обернулась разочарованием, ведь исходный проект был отмечен не только привлекательностью исполнителя главной роли, но и безупречной режиссурой, выверенной работой над деталями, и, в конечном счете, глубинным смыслом.
Новая интерпретация "Дубровского", несмотря на заявленную цель осовременивания, представляет собой жалкую карикатуру на оригинал. Поэтическая основа, заложенная Александром Сергеевичем Пушкиным, кажется погребенной под слоем безвкусных штампов и нелепых сюжетных вкраплений. Вместо того, чтобы гармонично переложить классический сюжет в современный контекст, авторы создали нечто чуждое, лишенное целостности и внутреннего достоинства.
Ощущается, что попытка связать повествование с актуальными социальными проблемами – намек на возвращение к архаичным формам крепостничества и борьбе за выживание – оказалась поверхностной и не подкрепленной глубоким анализом. Вместо этого мы наблюдаем феерическое смешение эпох, где современные технологии соседствуют с архаичными ритуалами, создавая ощущение гротеска и абсурда.
Вместо торжественного признания права собственности на поместье, как в оригинале, мы наблюдаем бюрократический фарс о загрязнении воздуха. Венчание Маши и Верейского, ключевой драматический момент, представлен в комичной форме, лишая его всей трагической значимости.
Вся попытка осовременивания кажется бессмысленной, лишенной какой-либо творческой искры. Она не служит углублению понимания классического произведения, а лишь искажает его, обесценивая культурное наследие. Стремление перенести "Войну и мир" или "Тихий Дон" на современный ландшафт кажется не только нелепым, но и потенциально разрушительным.
Идея "модернизации" классики должна служить не деконструкции, а переосмыслению, обогащению. Однако, создание подобного рода проектами выглядит скорее как форма самодеятельности, чем как серьезная творческая работа. Нельзя представить себе, для какой аудитории предназначен этот фильм.
Техническое исполнение фильма также оставляет желать лучшего. Отсутствие живописных видов, отсутствие динамичных сцен, низкопрофессиональная съемка – все это свидетельствует о пренебрежении к качеству. Завершение фильма обрывается на самой развязке, оставляя зрителя в состоянии недоумения и разочарования.
Невозможно не отметить, что подобное участие в проекте после "Легенды N17" выглядит не просто странным, но и унизительным для актера. Возможно, это был способ избежать рутины, но результат явно не стоил потраченного времени и усилий.
В конечном счете, новая адаптация "Дубровского" стала еще одним болезненным напоминанием о том, что подражание, лишенное понимания и уважения к оригиналу, приводит к созданию произведений, которые не только не обогащают культуру, а, напротив, обесценивают ее. Надежда остается лишь на то, что отечественный кинематограф сможет найти свой собственный путь, свободный от навязчивой имитации чужих образцов, и заново открыть для себя богатство и глубину русской литературной традиции.
Встречаюсь с вами сегодня, чтобы поделиться размышлениями о современной интерпретации произведения Александра Сергеевича Пушкина – «Дубровский». Позволю себе сразу отметить, что связь между классическим романом и недавней экранизацией ограничивается лишь общим титулом. Это скорее вдохновение, чем буквальная адаптация.
И вот, что меня глубоко озадачило. Фильм оказался совершенно не таким, каким я его себе представляла. Сюжет, в своей основе, представляет собой противостояние двух влиятельных особ, спровоцированное фигурой, доселе неизвестной. Парадоксально, для умиротворения конфликта привлекают представителей охраны? Почему, в случае с Дубровским, оказавшимся в критическом состоянии, не предприняли мер по его доставке в медицинское учреждение? Вопросов возникает поистине бесчисленное множество, и, к сожалению, просмотр не только не дает на них ответов, но и лишь множит их, углубляя ощущение недоумения. Вся конструкция кажется непродуманной, с ускользающим от понимания повествованием.
Я осознаю, что, вероятно, за картиной стоит неприязнь к представителям власти, к ОМОНу в частности. Однако, с трудом представляю, насколько оправдано в наше время изображение настолько жестокого обращения с людьми, произвольных расстрелов без соблюдения процессуальных норм, разрушения домов в морозное время года. Ведь мы живем не в бурные девяностые. Да, бесспорно, коррупция, организованная преступность, не всегда честные на руку сотрудники правоохранительных органов – это, к сожалению, реальность. Но разве можно считать, что все это происходит безнаказанно? Что люди, лишившиеся крова над головой в зимнюю стужу, просто уходят в лес? Зачем? Неужели это единственный выход? И зачем успешному юристу сопровождать их в такую странную вылазку? Возникает вопрос: могут ли люди, оказавшиеся в суровых условиях зимнего леса, испытывать потребность в юридической поддержке? И, наконец, стоит ли заблуждаться, полагая, что выживание в морозном лесу проще, чем в условиях городского комфорта?
Несмотря на все мои вопросы, я признаю, что режиссер мастерски сумел передать контраст между показной роскошью обеспеченных слоев общества и суровой жизнью российской глубинки. Это визуальное противопоставление, безусловно, впечатляет и, пожалуй, является самым сильным местом картины.
В заключение, после просмотра этого телесериала остается немало вопросов, требующих объяснений. Также стоит отметить, что фильм затрагивает вечную тему влияния родителей на формирование личности и судьбы их детей. Я советую вам посмотреть этот сериал, чтобы составить собственное мнение о нем и, возможно, найти ответы на волнующие вас вопросы. Позвольте же вам самим оценить, насколько успешно авторы смогли переосмыслить классическое произведение.
Рекомендуем к просмотру