Описание
Рецензии

Сериал Дюна / Dune

Актеры:
Уильям Хёрт, Алек Ньюман, Саския Ривз, П.Х. Мориарти, Иэн МакНис, Мэтт Кислар, Ласло И. Киш, Джанкарло Джаннини, Джули Кокс, Уве Оксенкнехт
Режисер:
Джон Харрисон
Жанр:
приключения, фантастические, фэнтези, драмы
Страна:
США, Германия, Канада, Италия
Вышел:
2000
Добавлено:
добавлен сезон полностью из 3 (19.07.2010)
Рейтинг:
7.10
6.90
В безвременье грядущего, когда существование человечества стало неразрывно связано с поиском эликсира под названием Специя, разворачивается грандиозная сага. Этот драгоценный ресурс, определяющий судьбу галактики, извлекается лишь на одной, суровой планете – Арракис, именуемой также Дюна. Земля эта, окутанная мистикой и опасностями, становится ареной ожесточенной борьбы за контроль, где на смену династии Харконнен, по воле императора Коррино, приходит род Атрейдис. Вражда между этими кланами, давняя и глубокая, обостряется до предела, превращая конфликт в смертельный танец. Харконнены, лишенные господства над Арракисом, в ярости плетут коварные интриги, нанося сокрушительные удары по Атрейдисам. Их атаки, спланированные с поразительной жестокостью и эффективностью, приводят к гибели практически всей семьи. Чудом избежав участи своих сородичей, выживают лишь Джессика, мудрая и проницательная матерь, и её сын, молодой Пол Атрейдис, наделенный необычайным потенциалом. Понимая всю опасность, подстерегающую их, Джессика и Пол принимают трудное решение – обрести защиту и укрытие среди фременов, гордых и свободолюбивых жителей Арракиса, живущих по законам пустыни и не признающих власти ни единой династии. Именно среди этих отважных воинов, познавших мудрость выживания в суровых условиях, начинается новая глава в судьбе Пола. Вскоре, благодаря пророчествам и своим уникальным дарованиям, Пол становится почитаемым как пророк, как долгожданный мессия, которому уготована роль вершителя судеб, призванного установить справедливость и порядок в раздираемом войнами мире. Теперь на плечи юноши ложится не только бремя наследия, но и ответственность за будущее целой галактики, охваченной жаждой Специи и бесконечными распрями.
## Отголоски песчаных бурь: О переосмыслении "Дюны" Джона Харрисона В начале был не просто слово, но эхо – эхо безграничного воображения, воплощенное в романе Фрэнка Герберта, "Дюна". Этот монументальный труд, несомненно, вошел в пантеон величайших фантастических произведений, став не просто повествованием, а генератором целой вселенной, облаченной в сложную систему законов, населенной запоминающимися героями и пронизанной богатой историей. Его влияние столь велико, что оно вдохновило целое поколение творцов, чьи собственные шедевры не могли бы существовать без отблесков "Дюны". Вспомним, как Джордж Лукас, создавая грандиозную сагу "Звездные войны", черпал вдохновение из песков Арракиса, органично интегрируя элементы вселенной Герберта в свой собственный эпос. С первых же страниц роман буквально захватывает дух, пробуждая в читателе острую потребность увидеть не только происходящее в воображении, но и воплощенное на большом экране, в ярких красках кинематографа. "Дюна" словно шепчет, а то и громогласно требует: "Воплотите меня! Подарите миру мою визуальную интерпретацию!" И эта мольба была услышана. Первым, осмелившимся перенести величественный мир Арракиса с книжных страниц на пленку, стал Дэвид Линч. Оценки его работы могут быть различны, можно спорить о степени соответствия визуального ряда первоисточнику, о том, насколько отблески первоначальных образов отпечатались в обликах экранных персонажей, но нельзя отрицать значимость этого кино как для дальнейшего развития мировой фантастики, так и для тех, кто впоследствии осмелится ступить по стопам Линча. И вот, спустя время, появляется Джон Харрисон, достойный продолжатель пути, стремящийся не столько к новаторству, сколько к точечной передаче духа и атмосферы первоисточника. Харрисон предпринял попытку создать, безусловно, достойную экранизацию для своего времени, стремясь не к радикальному переосмыслению, а к максимально верной адаптации. Он сумел передать не только буквальный текст повествования, но и его целостность, прояснить характеры персонажей, показать их изменчивость под влиянием времени, раскрыть сложность взаимоотношений, глубину переживаний и всю палитру человеческих чувств. Харрисон с проникновением показал саму вселенную "Дюны", воссоздал цепочку событий, описанных в книге, проник в тайники внутреннего мира персонажей. Арракис – выжженная солнцем пустыня, клубящиеся песчаные бури, обжигающий зной днем и пронизывающий холод ночью. Каладан – дождевые тропики, океаны и обширные континенты, утопающие в зелени. Мрачный Гиеди Прайм – вечный смог, бетонные джунгли, терпящие перманентную экологическую катастрофу. Представьте себе, что мы столкнулись бы с этими мирами в будущем нашей собственной Вселенной, и картина, представшая перед нами, едва ли значительно отличалась бы от того, что создал Харрисон. Хайлайнеры – величавы и монументальны, орнитоптеры – быстры и надежны, пулеметы изрыгают смертоносные снаряды, ножи рассекают плоть, а ядерные взрывы превращают горы в щебень – мир фильма отражает реальность. Подобно тому, как разворачивается сюжет, так же закономерно и разворачиваются события. Не встретишь здесь надуманных сцен, не обнаружатся сюжетных дыр, роялей в кустах, – лишь четкая, логически обоснованная цепочка причинно-следственных связей. Все действия персонажей продиктованы их предыдущими решениями и обстоятельствами, предпосылки к происходящему раскрываются в диалогах и повествовании, а итоги событий – очевидны и логичны. Однако ключевое - это то, что персонажи предстают не как обезличенные фигуры, подчиненные заранее заданной программе, а как живые люди, наделенные чувствами, страхами, желаниями и переживаниями. Они не просто исполняют роли в повествовании, но и предстают перед зрителем как сложные, противоречивые личности, познающие радость и горе, любовь и ненависть, рождение и смерть – и все это не "потому что так надо", а как результат жизни, окружения и судьбы. Мир "Дюны" в интерпретации Харрисона - это живой, осязаемый мир, наполненный живыми людьми. Разумеется, не стоит делать вывод о превосходства одного воплощения над другим. Линч пожертвовал целостностью сюжета и детализацией ради философского и мистического измерений романа, в то время как Харрисон стремился сохранить верность первоисточнику, передать целостность повествования и оживить героев, располагающих к сопереживанию. Если бы меня попросили дать рекомендацию, какую из экранизаций посмотреть, я бы без колебаний посоветовал обе. Относительно визуальной составляющей, каждая версия, для своего времени, достойна восхищения. Общий визуальный стиль картины, безусловно, приемлем, хотя и бросаются в глаза некоторые компьютерные эффекты, например, прыжок хайлайнера с орбиты Каладана, или дым над Арракином после финального боя, выполненные несколько топорно. Графика Шаи-Хулуда и техники, несомненно, достойны, но сиетчи, животные и их окружение вызывают вопросы. Но настоящим просчетом стало воплощение глаз ибада. Книга говорит о том, что постоянное употребление спайса меняет цвет белков и радужной оболочки, придавая им ровный синий оттенок, слабо светящийся в темноте, причем глубина синевы напрямую зависит от концентрации спайса в организме. В версии Линча глаза были синими лишь в радужке, а в экранизации Харрисона синева никуда не делась, и даже при ярком свете не уменьшалась, и уж тем более не исчезала. Часто, при съемке лица обладателей спайсовых глаз в течение нескольких секунд в их глазах можно заметить обычную радужку, а затем синий цвет, а глаза остальных персонажей остаются обычными и не меняются. В период, когда синеглазые герои не фокусируются на объекте съемки, глаза часто имеют привычный цвет. Таким образом, что можно сказать о переосмыслении "Дюны" от Джона Харрисона? Сериал достаточно верен первоисточнику, подобен обстоятельному пересказу книги, используя язык кино. Вселенная "Дюны" показана почти как наша, зритель способен без труда представить ее как вариант нашего будущего. Повествование целостно, нить сюжета не прерывается, события развиваются закономерно и логично. Персонажи, их прошлое, мысли, эмоции, причины и мотивация действий раскрыты на уровне сопереживания. Компьютерная графика местами впечатляет, а местами оставляет желать лучшего. Несмотря на недостатки, сериал, безусловно, стоит просмотра. Он должен понравиться и поклонникам научной фантастики и космической оперы, и ценителям сложных и динамичных сюжетов.
Роман «Дюна» Фрэнка Герберта – поистине монументальное произведение, гигантский, всепоглощающий мир, затягивающий читателя в свои водовороты интриг и философских размышлений. Последующие работы самого Герберта, хотя и не достигают той же кинематографической силы, все же обладают немалой художественной ценностью. Однако с уходом автора эстафету перехватили иные, и их попытки продолжить повествование, к сожалению, заметно уступают оригиналу. 1984 год подарил нам киноадаптацию, осуществленную талантливым, но, к несчастью, не вполне подходящим для этой задачи режиссером – Дэвидом Линчем. Я, в юности, с восторгом открыл для себя книгу Герберта, а затем, с любопытством, взглянул на его интерпретацию на экране. К моему величайшему удовлетворению, знакомство с первоисточником произошло раньше, чем просмотр киноленты – это позволило избежать разочарования, столь часто сопровождающего адаптации. Этот фильм, увы, вошел в разряд тех, что способны отбить всякое желание ознакомиться с оригинальным текстом. Годы шли, роман перечитывался вновь и вновь, а тоска по зрелищному воплощению этого прекрасного мира на экране постепенно угасала. В жизни, как часто бывает, наивно питать надежды, и сталкиваться с неизбежным разочарованием. Лишь когда смиряешься с невозможностью обрести желаемое, просится облегчение. Жизнь – это парадоксальная, зачастую ироничная, но всегда своеобразная штука. К счастью, есть исключения: хорошие книги иногда находят достойное отражение и на экране. И дело здесь не только в нюансах подачи, хотя и это немаловажно, а в том, что кинематографисты, как правило, уверены: удачное произведение само себя продаст – мир, герои, сложный социально-политический контекст – и вот уже зрители толпами устремляются в кинотеатры. Эта экранизация, и я об этом не умолчаю, не принадлежит к числу тех, что приносят лишь негативные впечатления. Она другая. Она заметно скромнее в плане содержания и, что гораздо важнее, в передаче духа первоисточника. И если бы я не имел предварительного знакомства с книгой, я бы немедленно принялся за ее прочтение после просмотра. Экранизировать столь масштабную и сложную фантастическую сагу – задача поистине титаническая, и найти верный способ перенести ее на экран – подвиг не из легких. Однако здесь, к моему величайшему удивлению, это получилось безукоризненно. За это я искренне благодарен создателям этой потрясающей адаптации. Некоторые зрители считают, что фильму не помешал бы более внушительный бюджет. Но я бы не стал рисковать, ведь сколько прекрасных произведений было изуродовано, пытаясь превратиться в блокбастер? Позвольте себе насладиться как книгой, так и фильмом – оба они способны подарить незабываемые впечатления.
Арракис, изреченно именуемый Дюной – не просто планета, это выжженный, суровый осколок космоса, представляющий собой, по сути, бесконечный океан зыбучих песков. Его ландшафт, лишенный живописной зелени, не сулит ничего, кроме безжалостной жары и безграничного простора, населенного колоссальными, пещерными червями, чьи движения сотрясают саму структуру мира. Лишь незначительный клочок этой планетарной пустыни был подчинен воле человечества, преобразованный в хрупкое поселение, подобное багряному цветку на фоне бесплодного ваяния времени. Судьба занесла на эту обреченную землю герцога Лито Атрейдеса, человека облаченного в сакральную власть, его супругу, Джессику, женщину, чья загадочная природа скрывает древние тайны, и их сына, Пола, наследника, которого предопределили к великой роли. Формально, их прибытие было оправдано благородной миссией – назначение на высокое положение, дарующее, казалось бы, перспективы. Однако за блеском официальных бумаг скрывалась горькая правда: это была ссылка, изгнание, приговор, вынесенный политическими интригами и коварными замыслами. Вначале все казалось благополучным, жизнь текла по заранее проложенному руслу, но вскоре тишина была нарушена гневным штормом. Дом Атрейдов, могущественный род, столкнулся с неумолимой гибелью. Поглощенный алчностью и лишенный моральных принципов клан Харконненов, словно разрушительный ураган, обрушился на них, стер их с лика Дюны. И в этой тьме обреченности, пробудился Пол, прозванный местными жителями Муад’Дибом, имя, которое впоследствии станет символом надежды и сопротивления. Он, словно росток, пробивающийся сквозь раскаленный песок, возглавил восстание угнетенного народа, трансформируясь в нежданного мессию, вестника перемен, впоследствии получившего звание Квисатц Хадерахом – пророк, имеющий власть над жизнью и смертью. Монументальное полотно Фрэнка Герберта, «Дюна», представляет собой поистине сложную задачу для кинематографического воплощения. Первая попытка, предпринятая Дэвидом Линчем в 1984 году, оказалась скорее стремительным пересказом, нежели точной адаптацией, по сути, став независимым произведением, лишь отдаленно напоминающим первоисточник. Серии Джона Харрисона, напротив, смогли уловить суть повествования, воссоздав атмосферу и глубину первоначальной концепции. При этом, создание образа подлинного Муад’Диба стало неоценимым вкладом Алекса Ньюмана. Зрелость и трансформация героя, от юноши, только начинающего постигать законы мира, до харизматичного вождя, способного противостоять любым вызовам, показаны эволюционно и с поразительной глубиной. Контраст между образом Пола в начале повествования и величественным лидером, готовым на решительные действия, привносит в фильм драматизм и подчеркивает нелегкий путь становления настоящего правителя Дюны.
Не стоит питать иллюзий, ожидая визуального пиршества: в этой экранизации ощущается некоторая сдержанность в применении передовых графических технологий, а в некоторых моментах скромность декораций может вызвать легкое замешательство. Однако, даже несмотря на это, крайне сложно переоценить значимость этого сериала для огромного числа людей. Ведь целое поколение выросло не столько на печатных изданиях цикла «Хроники Дюны» (первая книга которого носит имя, заимствованное у сериала), сколько на культовой видеоигре Dune II: The Battle For Arrakis, ставшей настоящим феноменом. И, безусловно, найдется немало зрителей, чьи сердца отзовутся на эту кинематографическую интерпретацию. Особенностью этой адаптации является поразительное следование первоисточнику, сюжетом она развивается с заметной преданностью книжной канве. Это особенно приятно, учитывая, что многие почитатели «Дюны», знакомые с печатным текстом и предыдущими попытками кинематографической трансляции, неоднократно сталкивались с разочарованием от отклонений от оригинала, или даже полного опущения важнейших сюжетных перипетий. В этой работе превосходно передана неповторимая атмосфера вселенной, созданной Фрэнком Гербертом. Я не побоюсь сказать, что этот сериал будет уместен для рекомендации не только для ярых фанатов «Дюны», но и для всех ценителей научной фантастики. Дополнительно стоит отметить, что глубокие метафоры и мировоззренческие вопросы, затрагиваемые в "Дюне", послужили источником вдохновения для целого ряда последующих научно-фантастических произведений, в частности, для вселенной Warhammer. Так что призываю: погрузитесь в этот мир, наслаждайтесь его великолепием, ищите отголоски знакомых мотивов, и не упустите возможность прочувствовать колоссальное влияние этой эпохальной саги.
С чувством глубокого удовлетворения можно отметить, что кинематографическая адаптация в значительной степени преданна первоисточнику. Безусловно, в процессе переноса литературного замысла на экран неизбежны незначительные отклонения, но они не оказывают принципиального влияния на целостность повествования. Стремление к абсолютно буквальной реализации романа, вероятно, утопическая задача, учитывая особенности различных медиа. Очевидно, производственный бюджет картины оказался ограниченным: декоративные решения выглядят несколько упрощенно, текстура песчаных дюн кажется неестественной, словно набросок. Однако, налицо искренние усилия съемочной группы, стремящейся максимально использовать имеющиеся ресурсы. Компьютерная графика, несмотря на нехватку средств, выполнена достойно, а воплощение мифических существ – существующих в романе червей – производит убедительное впечатление. Суть «Дюны» заключается в политической проблематике, а не в религиозных догмах, любовных переживаниях или хитросплетениях интриг. Великолепно выведены на экран законы, управляющие политической сферой: ненасытная жажда власти, корыстолюбие, пронизывающая систему коррупция, всепоглощающая ненависть, злостные предательства – весь арсенал человеческих пороков представлен во всей своей неприглядной красе. Лишь последующие сюжетные линии затрагивают темы любви и религии, раскрывая их в контексте политических махинаций. В целом, это вполне достойный фильм, не лишенный определенных недостатков, обусловленных, в основном, финансовыми ограничениями, но при этом сохраняющий сущность и дух оригинального произведения.