Описание
Рецензии

Сериал Двадцатое декабря

20 декабря
Актеры:
Кирилл Лавров, Михаил Казаков, Андрей Толубеев, Игорь Комаров, Владимир Головин (I), Анатолий Рудаков, Георгий Дрозд, Сергей Юрский, Эммануил Виторган, Леонид Неведомский, Геннадий Бортников
Режисер:
Григорий Никулин
Жанр:
исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1981
Добавлено:
сериал полностью из 4 (09.04.2018)
Рейтинг:
7.08
6.50
На рубеже эпох, в сумерках бурных событий, ознаменовавших закат девятнадцатого и начало двадцатого столетия, новая власть, под предводительством Владимира Ильича Ленина, взяла на себя бремя управления Российской государственностью. Обреченная на нелегкую задачу, она стремилась укротить хаос, оставшийся в наследство от предшествовавшей революции и навести порядок в разваливающейся империи. В этих непростых условиях, для подавления контрреволюционных сил и противодействия врагам новорожденного режима, Ленин предложил учреждение Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), организации, призванной стать железным кулаком, сжимающим души оппозиционеров. Возглавил этот мощный инструмент государственной репрессии, человек стальной воли и непоколебимой решимости, Феликс Эдмундович Дзержинский. Данное кинематографическое полотно, сплетенное из нитей исторической достоверности и художественного вымысла, повествует о судьбах тех, кто, не приняв новых порядков, встал на путь активного сопротивления ленинской идеологии. Среди них – Алексей Рыков и Леонид Каменев, видные деятели, чьи имена, некогда звучавшие в унисон с голосом революции, впоследствии стали клеймом оппозиции. Вдохновение для создания этой масштабной драмы черпалось из прозаических трудов Юлианы Семеновой, известной своей умелой реконструкцией исторических эпох и умением раскрывать психологическую сложность человеческих характеров. Режиссерский замысел и сценаристическое мастерство воплотили в жизнь целая плеяда признанных мастеров советского кинематографа: Георгий Никулин, Михаил Казаков, Дамир Насыров и другие, чьи имена были синонимом качества и новаторства в советском искусстве. "Двадцатое декабря" бесспорно занимает почетное место в сокровищнице советского кино, став одним из наиболее культовых и узнаваемых проектов, посвященных переломным моментам российской истории, и оставаясь эталоном кинематографического мастерства в жанре исторической драмы.
Встреча с советской кинолентой 1981 года, датирующей золотой эру отечественного кинематографа, вызывает особенную ностальгию. Завораживает тот период, когда советские режиссеры создавали картины, отличавшиеся глубокой смысловой нагрузкой, оригинальной художественной выразительностью и визуальной эстетикой, формировавшие уникальный кинематографический ландшафт. Недавно я вернулся к просмотру этого четырехсерийного фильма, движимый неугасаемым интересом к исторической тематике и глубоким уважением к истории России. Повествование разворачивается на фоне драматических событий 1917 года, когда кровавая революция потрясла устои Российской империи. С падением Временного правительства остро встала необходимость в создании эффективных органов власти, способных удержать контроль над ситуацией и защитить завоеванные большевиками позиции. Возглавил этот процесс Феликс Дзержинский, получивший полную поддержку Ленина в вопросах идеологического направления и методов работы. Действия сотрудников ВЧК, выполнявших свои задачи с безжалостной решимостью, сопровождались жестокостью и невинными жертвами, создавая атмосферу страха и всеобщей неопределенности. Наблюдая за этими событиями, испытываешь глубокое сочувствие к тем, кто стал жертвами политической расправы, а не настоящим преступникам. Новая власть, казалось, боролась не с реальной преступностью, а с инакомыслием, с теми, кто осмеливался противопоставить себя ленинской идеологии. К созданию этого сериала приобщился Юлиан Семёнов, выдающийся журналист и писатель, чьи острые и проницательные статьи и захватывающие сценарии оставили неизгладимый след в отечественной культуре. Его же перу принадлежит роман, по мотивам которого был создан сериал «Исаев». Семёнов – профессионал высочайшего класса, его талант позволяет создавать произведения, насыщенные деталями и достоверно передающие дух эпохи. Благодаря его мастерству, сериал «Двадцатое декабря» получился глубоким и атмосферным, позволяющим зрителю ощутить на себе тяжесть тех бурных лет. В чём заключаются достоинства Юлиана Семёнова как драматурга? В его искренней любви к своему делу и стремлении довести каждую деталь до совершенства. Благодаря этому, просмотр его фильмов позволяет глубже понять исторический контекст и ощутить масштабы происходящих событий. Из этого фильма я извлек много полезного, и уверен, что многие разделят моё мнение: ничто не сравнится с очарованием истории, её неожиданных поворотов и столкновения различных мировоззрений. История творится, искажается, переписывается, и теперь мы можем наблюдать ее в кинематографической интерпретации. Несмотря на ограничения, налагаемые советской цензурой, Юлиану Семёнову удалось создать сценарий, максимально соответствующий его замыслу. В эпоху, когда формальное соответствие коммунистической идеологии зачастую превалировало над творческой свободой, сценарий прошел одобрение, что говорит о его художественной ценности и убедительности. Недаром о писателе отзывались с уважением и признанием его таланта. Это подтверждает, что фильм представляет собой авторскую работу, не подвергшуюся значительным искажениям. Результатом стал глубокий и содержательный фильм, раскрывающий драматические события революции и их трагические последствия. В сериале поднимается интересный вопрос: невозможно представить Ленина как агента немецкого штаба, так как вместе с ним в том же вагоне находился социал-революционер и террорист Борис Савинков. Конечно, вокруг исторической правды существует множество различных точек зрения, и решение о том, что считать истиной, остается за зрителем. Интересно отметить, что приход к власти большевиков ознаменовался отменой смертной казни, и поначалу проявлялась относительная лояльность к политическим противникам, даже к высокопоставленным чиновникам, которых отпускали при условии отказа от борьбы против революции. Однако эта политика была воспринята как слабость и закончилась кровавыми расправами и повешениями. Так начиналась Гражданская война. Я не стремлюсь навязывать свою точку зрения, предлагая зрителю самостоятельно делать выводы, основываясь на увиденном. По моему мнению, фильм содержит много логичных и правдоподобных деталей, которые позволяют сформировать собственное мнение. Важно, чтобы информация была доступна, и чтобы зрителям не навязывались односторонние взгляды и упрощенные интерпретации истории. Особого внимания заслуживает актерский состав, который продемонстрировал высочайший профессионализм и сумел создать запоминающиеся и убедительные образы. Кирилл Лавров, исполнивший роль Ленина, был потрясающим! Он не только внешне напоминал вождя революции, но и сумел передать его внутренний мир. Нельзя не упомянуть и Михаила Козакова, многократно воплощавшего на экране образ Феликса Дзержинского. Владимир Головин, исполнивший роль Бориса Савинкова, также заслуживает самых высоких похвал. Я настоятельно рекомендую к просмотру этот замечательный фильм, который оставит глубокий след в вашей памяти и заставит задуматься над важными вопросами истории.