Описание
Рецензии

Сериал Две зимы и три лета

Актеры:
Сергей Маковецкий, Александр Балуев, Наталия Вдовина, Антон Хабаров, Глеб Пускепалис, Полина Кутепова, Ирина Латушко, Кирилл Гребенщиков, Ирина Гордина, Тимофей Трибунцев
Режисер:
Теймураз Эсадзе
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2014
Добавлено:
25-26 серия из 26 (31.01.2014)
Рейтинг:
6.48
4.50
В эпическом полотне, раскинувшемся от 1942 до 1972 года, зритель становится свидетелем грандиозной саги, пронизанной драматизмом эпохи. История, как глубокая река, несёт в себе судьбы нескольких поколений, которые заросли корнями в непростую почву жизни и разворачиваются на фоне бурных исторических трансформаций, сотрясавших страну. В центре повествования – жители крохотной деревушки Пекашино, затерянной в суровых северных краях России. Здесь переплетаются судьбы Анны Пряслиной, матери с внушительной семьёй из шести детей, Анфисы Маниной, облачённой властью председателя колхоза, Евдокима Подзерова, ответственного секретаря райкома и закаленного войной Ивана Лукашина. Сердцевина сериала - это сложная и многогранная эмоциональная канва, сотканная из нитей личных трагедий и внутренних метаний. Герои не только противоборствуют друг другу в столкновениях характеров и противоречиях мировоззрений, но и ведут неустанную, порой мучительную борьбу с собственными демонами, с ранами, нанесенными жизнью и пережитыми потрясениями. В этом полотне автор с беспощадной откровенностью исследует нравственные дилеммы, заставляя зрителя не только сопереживать персонажам, но и глубоко рефлексировать над моральными принципами и ценностями, определяющими человеческий облик. Безусловно, поднимаемые вопросы окажут пронзительное воздействие на отечественного зрителя, заставляя задуматься о непреходящей значимости человечности и стойкости духа в переломные времена.
Ощущение, которое оставил после просмотра этого сериала, сложно назвать иным, как глубокое, всепоглощающее разочарование. Первоначальные предпосылки, изложенные в концепции проекта, внушали определенную надежду на создание нечто значительного. В наличии были, казалось бы, все ингредиенты для успеха: приличный актерский состав, визуально привлекательная стилистика, потенциально захватывающая основа. Однако, результат оказался далеким от ожиданий, словно нечто фундаментальное пошло наперекос, разрушив хрупкую структуру задумки. Не секрет, что экранизации масштабных литературных произведений, особенно трилогий, часто сталкиваются с колоссальными трудностями. Но, к сожалению, российское кинематограф в целом демонстрирует недостаточно компетентный подход к адаптации классики. Явно ощущается недостаток тщательной проработки сценария, что, в свою очередь, негативно сказалось на восприятии персонажей и сюжетных линий. Несмотря на присутствие нескольких известных и талантливых актеров, их игра не смогла вызвать ни восторга, ни даже простого удовлетворения. Обилие нелепостей и натянутости в диалогах подрывает веру в правдоподобность происходящего. Стилизация, имитирующая северный говор, вместо того, чтобы углубить атмосферу, на мой взгляд, лишь создает ощущение искусственности и фальши. Приходится ускоренно пролистывать реплики, в надежде, что в бесконечном потоке нелепых фраз все-таки промелькнет зерно истины. Особую тревогу вызывает факт вмешательства Тэмы Эсадзе, сценариста, который по необъяснимым причинам решил переписать диалоги, изначально мастерски написанные Федором Абрамовым. Это не просто незначительные корректировки или адаптация к современным реалиям – это полное переосмысление текста, кардинальное изменение изначального замысла. В результате, проект утратил ту неповторимую атмосферу, ту глубину, которая была присуща первоисточнику. Попытка вдохнуть в него новую жизнь, руководствуясь, возможно, не совсем верными представлениями о том, что нужно зрителю, обернулась настоящей трагедией для произведения. Зритель, обладающий даже элементарной критической мыслью, мгновенно замечает подобные нестыковки. К тому же, хронологические неточности и вольное обращение с историческими фактами наводят на мысль о поверхностном подходе к исследованию эпохи. Словно реальность была заменена декорациями, создающими иллюзию времени. Даже незначительные детали, такие как дефекты эмали на крыльцах и подоконниках, кажется, бросаются в глаза нарочито, подчеркивая неумелое исполнение. Как я уже упоминал, актерская игра не может искупить все недостатки сценария. Авторы подарили нам не просто плохой сюжет, но и не дали актерам возможность раскрыть потенциал своих персонажей. Даже исполнитель роли Егорши, несмотря на определенную харизму, не смог полностью воплотить образ, поскольку его заменяет еще один актер, якобы изображающий его в прошлом. Стоило бы по крайней мере уделить внимание внешнему сходству исполнителей. Игра Михаила Пряслина также не смогла вызвать ничего, кроме разочарования. С сожалением приходится признать, что отечественный кинематограф переживает не лучшие времена. Единственной отдушиной является великолепная природа, подарившая сериалу потрясающие пейзажи. Но это, безусловно, не заслуга создателей, а благословение самой природы. Все остальное – лишь жалкое подобие того, чем оно могло бы быть. Авторам сценария наверняка требовались усилия, чтобы сделать этот проект хоть сколько-нибудь достойным. Увы, этой задачи не удалось достичь. Моя оценка – лишь четыре из десяти возможных. К просмотру настоятельно не рекомендую.
Невозможно поверить, что я проглотил двадцать три эпизода буквально залпом, так стремительно захватило меня повествование! Даже не удосужился заметить имя человека, стоящего за режиссерским видением – Теймураза Эсадзе. Полагаю, перед нами выдающийся мастер своего дела, сумевший вдохнуть в этот сериал подлинную, живую душу. Эта душа ощущается с первых же секунд, нет здесь ни навязчивого пафоса, ни того гнетущего страха, которым так часто грешат создатели, стремясь реконструировать эпоху советского времени. На экране разворачивается непритязательная картина бытия, суровая и голодная жизнь северной глубинки в послевоенные и военные годы. Авторы не подсовывают зрителю готовые решения, а дарят уникальную возможность для самостоятельного размышления, побуждая к глубокому осмыслению происходящего. Мы становимся свидетелями и соучастниками сложнейшего выбора, стоящего перед председателем колхоза Лукашиным и председателем райкома Подрезовым. Какое решение принять? Рискнуть, нарушить закон и предоставить людям хлеб, зная о неизбежности тюремного заключения и даже расстрела за хищение государственной собственности? Или же, придерживаясь жестких партийных директив, обречь людей на лишения, подвергая Подрезова невыносимым моральным мучениям, ведь его человеческая природа, его сострадание к людям, сталкиваются с безжалостной мощью партийного закона, возвышающегося над всеми добрыми порывами. Особое очарование сериал обретает благодаря пронзительной песне, служащей прологом к каждому эпизоду! Она словно исходит от самой души России, исполненная голосом нежной, чарующей певицы. Великолепно передана атмосфера северной глубинки, вызывающая томительное желание побыть там, прикоснуться к ее суровой красоте. Актерский состав заслуживает высочайшей похвалы! Ни единой незначительной роли – каждый актер на высоте, воплощая своих персонажей с удивительной убедительностью. Примечательно и филигранное воспроизведение северного диалекта, с его характерным оканьем и склонностью к проглатыванию гласных – это добавляет аутентичности и реалистичности происходящему. Однако, на мой взгляд, чрезмерное употребление алкоголя, которое присутствует в сериале, порой кажется избыточным, что немного омрачает общее впечатление. В целом, это выдающийся российский сериал, который вновь и вновь напоминает нам о подвинической сущности русского человека, заслуживающего гораздо более достойного положения в жизни.