Описание
Рецензии

Сериал Двенадцать
12
Актеры:
Сергей Маковецкий, Никита Михалков, Сергей Гармаш, Валентин Гафт, Алексей Петренко, Юрий Стоянов, Сергей Газаров, Михаил Ефремов, Алексей Горбунов, Сергей Арцибашев
Режисер:
Никита Михалков
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2007
Добавлено:
сериал полностью из 4
(04.03.2013)
Рейтинг:


В зале суда царила гнетущая тишина, предвещавшая вынесение приговора в резонансном процессе. На скамье подсудимых – молодой чеченец, глубоко травмированный войной, осиротевший в её неумолимом водовороте. Его обвиняли в трагическом убийстве русского офицера, который, парадоксальным образом, выступал для него заменой отца. Тяжёлые слушания достигли своего апогея, судьба юноши, едва переступившего порог зрелости, оказалась в руках двенадцати присяжных заседателей.
Объяв перерыв, группа людей, наделённая правом решать, виновен ли подсудимый, удалилась в просторное помещение школьного спортзала, неожиданно превратившегося в их временный форум для обдумывания столь ответственного решения. Внешне дело казалось однозначным, аргументы и доказательства были представлены, казалось бы, бесспорно. Казалось, что единодушный вердикт – вопрос ближайшего времени. Но идиллия была нарушена.
Внезапно, один из двенадцати присяжных, прервав молчание, выразил несогласие. Его возражение, подобно растрескивающейся ледяной гладью, разрушило кажущуюся прочность консенсуса. Самого человека, высказавшего это робкое, но значительное возражение, не покидало чувство неясности, он не мог сформулировать убедительных доводов, лишь смутное ощущение, что столь суровое, пожизненное заключение не должно выноситься поспешно, импульсивно, без глубокого, всестороннего осмысления. В воздухе повисла тягучая неопределённость, словно судьба юноши балансировала на тончайшем волоске, ожидая, когда же рассеется пелена сомнений и проступит ясность. Время замерло, а в душах присяжных боролись противоречивые чувства, терзаемые ответственностью перед законом и состраданием к молодому человеку, чья жизнь оказалась переплетена с трагическими событиями войны.
## Отклик о сериале "Двенадцать": Встреча с Правдой
Сегодняшний рассказ – размышления о сериале "Двенадцать", произведении, которое, вопреки времени, продолжает волновать и заставлять задуматься. Восемь лет пронеслись с момента его создания, но отголоски этой истории все еще звучат в сознании. Честно говоря, я до сих пор удивляюсь, как долго откладывала знакомство с этой картиной. Если бы я предвидела ту глубину, которая меня ждет, я бы, без сомнения, посмотрела его гораздо раньше.
Когда я, наконец, решилась на просмотр, вокруг сериала уже витали разнообразные мнения, сотканные из похвалы и критики. Я, признаюсь, часто попадаю в ловушку предубеждений, склонна поддаваться первому же негативному отзыву. Возможно, это и стало причиной долгого ожидания. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Случайная встреча с сериалом в сети дала мне шанс изменить свое мнение. Честно говоря, я и представить себе не могла, что в российском телепроекте меня ожидает нечто настолько содержательное.
Несмотря на то, что работы Никиты Михалкова, как правило, отличаются многогранностью и нетривиальностью, я не могла предсказать, насколько глубоко и реалистично будет раскрыта человеческая природа в "Двенадцати". Конечно, российский кинематограф часто критикуют за подражание западным образцам, за искусственность и оторванность от действительности. Но "Двенадцать" – это исключение, это самобытное произведение, пропитанное духом российской земли, и в этом залог успеха режиссера.
Не стану утверждать, что "Двенадцать" - шедевр, вопреки некоторым критическим оценкам. Для меня гениальное произведение не всегда соотносится с увлекательным сюжетом. Часто, в стремлении к интеллектуальности, теряется эмоциональный отклик. Но этот сериал, безусловно, достоин внимания, это знаковое творение, заслуживающее места в сокровищнице отечественного кинематографа.
В первые же кадры "Двенадцати" ощущается мощный эмоциональный заряд. Сюжет увлекает, заставляя сопереживать, думать, сомневаться. Но самое главное – он заставляет чувствовать. Меня покорила не динамика, которой, безусловно, в сериале не так много, а глубина раскрытия характеров, их внутренняя борьба, их стремление к истине.
Безусловно, запоминается и необычная форма повествования. Сериал строится вокруг суда присяжных, двенадцати людей, которым предстоит вынести вердикт по делу о убийстве. Эта конструкция сама по себе создает напряжение, заставляет зрителя задуматься о цене справедливости, об ответственности за принятые решения.
Нельзя не отметить колоссальный актерский состав, собранный, казалось, со всей российской эстрады. Каждый актер вносит в свою роль неповторимый оттенок, делая ее максимально реалистичной и убедительной. Юрий Стоянов, Сергей Гармаш, Валентин Гафт, Сергей Маковецкий, Михаил Ефремов – имена, которые уже давно стали символом отечественного кинематографа.
Что же касается сути дела, то здесь "Двенадцать" поднимает вопросы, которые актуальны во все времена: что такое справедливость, как отделить правду от лжи, как сохранить человечность в условиях жестокой реальности. Сериал не дает готовых ответов, он лишь задает вопросы, провоцирует на размышления.
Особенно хочется отметить необычную атмосферу, созданную режиссером. Действие происходит в школьном спортзале, что подчеркивает близость суда к народу, создает ощущение сопричастности.
История парня из Чечни, обвиняемого в убийстве отчима, – лишь повод для размышлений о более глубоких проблемах. Сериал исследует не только само преступление, но и причины, которые к нему привели. Война, потеря близких, социальная несправедливость – все это оставляет неизгладимый след в душе человека.
Самый захватывающий момент – это постепенное изменение отношения присяжных к обвиняемому. Каждый из них, столкнувшись с противоречивыми доказательствами и внутренними сомнениями, переоценивает свои убеждения. В этом и заключается сила "Двенадцати" – в способности показывать, как сложны и многогранны человеческие отношения, как легко поддаться влиянию общественного мнения, и как трудно остаться верным своим принципам.
"Двенадцать" – это не просто сериал, это зеркало, в котором каждый зритель может увидеть отражение своих собственных страхов, надежд и сомнений. Это сериал, который вызывает эмоции, которые заставляют думать, которые надолго остаются в памяти.
В заключение хочу сказать, что я ничуть не жалею о том, что наконец посмотрела "Двенадцать". Этот сериал – настоящая находка для тех, кто ценит глубокие, содержательные и реалистичные истории. Рекомендую всем, кто еще не знаком с этим произведением, обязательно уделить ему свое время. Вы не пожалеете.
Прежде чем говорить о том, что фильм — золото, стоит призадуматься. Восторженные отзывы, хлеставшиеся в его адрес, порождали ощущение, будто перед нами не просто кинолента, а вершина творчества Никите Михалкову, за которой уже не стоит ждать ничего нового, ничего значительного. Не стану спорить с теми, кто восхищается этой работой, да и не хочу их переубеждать. Но, признаюсь, она не смогла вызвать во мне глубокого резонанса, не тронула до глубины души.
Идея, лежащая в основе сериала, безусловно, многогранна и резонирует с подсознанием, позволяя каждому зрителю найти в ней что-то своё, личное. Михалков, несомненно, преследовал цель – создать произведение, затрагивающее универсальные темы, вызывающее отклик в сердцах. Но, увы, задумка оказалась не до конца реализована.
Что же не сработало в этой амбициозной картине? Безусловно, не хватило весомых фактов, подкрепляющих столь смелые заявления, и излишняя мифологизация, выходящая за рамки художественной правды. Попытка создать впечатление высочайшей социальной ответственности и человечности, контрастирующее с выбранным финалом, кажется нарочитой, неискренней. Сюжет страдает от ощутимой замкнутости, приобретая характер притчи, лишенной динамики.
Не стану утверждать, что перед нами притча, но шаблонность проглядывает сквозь повествование, словно сквозь неплотную ткань. Особо болезненным ощущением стало нелепое сочетание актеров. Да, Петренко – персонаж, прикрепленный к Михалкову, как тень, неизменно играющий одну и тущую роль, но выбор остальных вызывает недоумение. Ефремов утратил былой блеск, завязнув в низкопробных ролях, а Гармаш… он просто Гармаш, лишенный индивидуальности и неизменно предсказуем в любой роли.
Смею предположить, что замена именитых актеров на молодых, перспективных талантов, способных привнести свежесть и оригинальность, значительно улучшила бы восприятие картины. У нас есть множество юных дарований, которых стоит поддерживать, вместо того, чтобы позволять им томиться в второстепенных ролях, пока признанные "акулы" кино продолжают купаться в лучах славы. В Голливуде умеют делать ставку на неизведанное, открывая миру новые лица, а мы… мы лишаем самих себя возможности вдохновиться.
Не стоит винить актеров в недостатке харизмы, великанов сцены, таких как Гафт и Маковецкий, выложились на все сто, Стоянов был безупречен, но даже их талант ограничен рамками художественного замысла. Повторяющиеся лица, знакомые по другим проектам, притупляют восприятие, лишают возможность сопереживания, не позволяют увидеть персонажа с чистого листа. Нужны новые жесты, интонации, тембры голоса, движения души, иначе картина рискует превратиться в механическое повторение.
Сюжет же "Двенадцати" – настоящая находка, искрометная идея, словно сошедшая с небес! Пожалуй, это самое необычное расследование в истории кино: следствие ведут не профессионалы, а дюжина мужчин, заключенных в спортивном зале, окруженных мебелью и матами, решивших разобраться в деле сами. Однако, акцент на убийстве, совершенном ради земельных участков, отвлекает от сути, уводит зрителя от главных вопросов. Было бы куда интереснее поразмышлять о мальчике-чеченце, разрушившем семью, или о столкновении культур, взглядов на жизнь. А так – слишком много черных риэлторов.
Актерская игра затмила собой сам сюжет, заставив зрителя зациклиться на мимике и жестах, упустив из виду глубинный смысл. Картина напоминает театральную постановку, где форма превалирует над содержанием. Несомненно, художественный замысел был скомкан, а сюжет – инертен. Это недопустимо в современном кинематографе. Полагаю, Никита Михалков совершил ошибку, доверив написание сценария Моисеенко, талантливого драматурга, но не сумевшего реализовать потенциал столь масштабной картины. Простите, Никита Сергеевич.
В заключение, стоит признать, что фильм заслуживает внимания, но не более. Не стану называть его шедевром или выдающимся произведением. Его ценность заключается в выводе о том, что посидели, поговорили, но ничего не изменили. Лишь финальный эпизод с юношей отвлекает от сути и вызывает чувство разочарования. Господин Михалков, вам следовало остановиться на этом. Уважаемый человек, позвольте вам проявить сдержанность.
Дорогие зрители, прежде чем возносить эту картину на пьедестал, разберите её на составные части, подвергните тщательному анализу и переосмыслению.
Позволю себе назвать это кинополотно настоящим триумфом кинематографического мастерства, примечательным тем, что оно умело погружает зрителя в водоворот переживаний, предвосхищая неожиданный финал. Сергей Михалков, вновь демонстрируя свой безупречный талант, подтверждает свой статус выдающегося режиссера и убедительного актера. При этом, ничуть не теряя своего очарования, в кадре блистают другие артисты – поистине легендарные мастера своего дела: Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Валентин Гафт, Алексей Петренко, Юрий Стоянов, Сергей Газаров, Михаил Ефремов, Алексей Горбунов, Сергей Арцибашев. Их игра – это не просто воплощение ролей, это глубокое проникновение в суть человеческой драмы.
В центре повествования – мозаика неординарных человеческих судеб, каждая из которых представляет собой неповторимый узор, сотканный из уникальных жизненных позиций и неотвратимых трагедий. С каждым рассказом зритель, сам того не замечая, становится соучастником их боли, испытывает эмпатию, сопереживает их неудачам. И вот, как по некоему предопределению, они оказываются перед необходимостью вынести непростой вердикт – повлиять на судьбу другого человека.
Сначала воспринимая это как рутинную обязанность, они постепенно, шаг за шагом, осознают колоссальную тяжесть принимаемого решения – решения, чреватого серьезными последствиями для одного из них. Реальность, подобно навязчивому видению, начинает вторгаться в их мировоззрение, когда они, в воспоминаниях, перебирают страницы собственной жизни и осознают, что подсудимый – это не абстрактная фигура, а такой же человек, такой же подверженный страху и надежде, как и они сами. Они – присяжные. И, прежде всего, они – люди, наделенные разумом и совестью.
Дилемма, возникшая на стыке справедливости и милосердия, терзает их души. Сначала склоняясь к осуждению, затем, под влиянием глубоких размышлений, они выносят оправдательный приговор. И вот, в кульминационный момент, перед ними встает немыслимая задача: сохранить невинного, хрупкого мальчишку, признав его виновным и тем самым укрыв от неминуемой гибели, или же отпустить его на волю, предоставив в лапы жестоких, циничных и бессердечных злодеев, которые без колебаний лишат его жизни, если он окажется несправедливо осужденным? Что делать в этой ситуации, где на карту поставлены самые важные ценности: справедливость, человечность, надежда? Как выбрать меньшее из двух зол, когда оба пути ведут к трагедии? Этот вопрос остается висеть в воздухе, давя своей остротой и безысходностью.
Рекомендуем к просмотру