Описание
Рецензии

Сериал Дворцы взорвать и уходить...
Режисер:
Сергей Ермоленко
Жанр:
документальные, исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2017
Добавлено:
сериал полностью из 8
(22.12.2017)
В эпицентре повествования – захватывающая, подлинная история, воспевающая величие и трагическую судьбу царскосельских дворцов, являвшихся жемчужинами имперской архитектуры. Судьбоносные перемены, предвещавшие закат власти Романовых, обрушились на эти грандиозные комплексы, ознаменовав начало периода упадка и забвения. Предлагаемый проект представляет собой не просто констатацию фактов, а глубокое погружение в те драматические события, развернувшиеся после того, как императорская семья покинула свои роскошные резиденции.
Мы совершим путешествие во времени, отслеживая ключевые вехи в эволюции дворцовых ансамблей, охватывающее период до начала Великой Отечественной войны – время испытаний и разрушений. Для воссоздания полной картины было привлечено немало экспертов, чья профессиональная деятельность тесно связана с сохранением и управлением памятниками имперской эпохи. В числе авторитетных участников – директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова и плеяда ее коллег, посвятивших себя поддержанию и дальнейшему развитию бесценного наследия царскосельских построек, демонстрируя неустанное стремление к возрождению исторической правды. Их опыт и знания позволяют взглянуть на события сквозь призму профессионализма и глубокого понимания исторического контекста.
Случайный каприз судьбы привел меня к просмотру этого захватывающего сериала, и я не могла не ощутить восторженный трепет. Меня неизменно влекла история, и особенно глубокий интерес вызывало созерцание эволюции событий, разворачивавшихся в стенах одного из самых великолепных дворцовых ансамблей, расположенного в городе Пушкин. Бесконечную признательность испытываю к тем неутомимым труженикам, что смогли сохранить, словно драгоценные осколки, наследие богатства, аккумулировавшегося в этих величественных постройках на протяжении правления династии Романовых.
С нескрываемым изумлением я узнала о печальных эпизодах распродаж и фрагментации бесценных артефактов и сокровищ. Захватывает дух, осознавая, что даже среди персонала дворца, в частности, зафиксировано в дневниковых записях Анны Поляковой, находились люди, которые наивно надеялись на приход немецких войск, считая их олицетворением цивилизованности и образования, которые, по их убеждению, не позволили бы навредить дворцовому имуществу и интерьерам.
Каждый визит на экскурсию в парк или сам дворец Царского Села неизменно начинается с пристального изучения фотографий той вселенской разрухи, запечатленной сразу после освобождения города и дворцового комплекса. Именно поэтому высказывания служителей дворца о неприкосновенности интерьеров кажутся сегодня столь наивными и даже диковинными.
Нам по-прежнему не до конца понятно, какое чудо, какое незримое вмешательство предохранило дворцово-парковый ансамбль от взрыва, который немецкое командование планировало осуществить. Был ли это инстинктивный страх, предчувствие сурового возмездия за подобные действия? Не хватило ли им времени, учитывая, что самый центр Пушкина превратился в своеобразную линию фронта? И, безусловно, были среди немецких солдат ценители, очарованные красотой города и его архитектурными шедеврами, но, в конечном итоге, враг остается врагом, и Пушкин предстала перед нами в руинах.
Особо тревожит мысль о том, что предметы искусства пользовались повышенным вниманием у верхушки нацистского режима, что, безусловно, предопределило грабежи и опустошения. Но одно из самых пронзительных высказываний, зафиксированных в момент освобождения, навсегда отпечаталось в памяти: "Мы все восстановим!" И какой же непомерной оказалась цена сохранения, даже незначительных фрагментов этого несметного наследия?! Цена, оплаченная кровью, потом и бесконечными усилиями поколений.
Рекомендуем к просмотру