Описание
Рецензии

Сериал Есенин

Актеры:
Сергей Безруков, Александр Михайлов, Олег Табаков, Павел Деревянко, Гоша Куценко, Олег Лопухов, Константин Хабенский, Юлия Пересильд, Максим Лагашкин, Шон Янг
Режисер:
Игорь Зайцев
Жанр:
триллеры, отечественные, драмы, криминальные
Страна:
Россия
Вышел:
2005
Добавлено:
добавлен сериал полностью из 11 (27.07.2010)
Рейтинг:
8.04
6.80
Полковник Александр Хлыстов, человек долга и порядка, оказался втянутым в поистине причудливое и тревожное дело. В его руки попала фотография Сергея Есенина, сделанная, как гласит сопроводительная записка, сразу после трагического события, положившего конец его земной жизни. Дотошный взгляд следователя, прикованный к застывшему во времени изображению поэта, уловил ряд несоответствий, тонких, но ощутимых, бросающих тень сомнения на общепринятую версию произошедшего. Не в силах отделаться от навязчивого чувства дискомфорта, Хлыстов, пренебрегая формальными инструкциями, решил погрузиться в это странное расследование, руководствуясь лишь неутолимой жаждой истины и личным желанием пролить свет на мрачную тайну. Он приступил к скрупулезному изучению жизни Есенина, подобно археологу, раскапывающему погребенные под слоями времени факты. Погружаясь в архивные данные и личные бумаги, он собирал крохи информации, словно драгоценные камни, пытаясь составить из них цельную картину. Смерть поэта, казавшаяся столь внезапной и необъяснимой, вызывала у него глубокое беспокойство. Он вел собственное расследование, действуя втайне от прямого начальства, рискуя своей карьерой ради возможности докопаться до правды. Изучение обстоятельств дела породило в сознании Хлыстова множество предположений, однако он не спешил с категоричными выводами, осознавая всю хрупкость и изменчивость истины. Он, словно хищник, выслеживающий добычу, методично приближался к разгадке неразрешимой загадки. Но ключевая деталь, тот самый краеугольный камень, позволяющий сложить все воедино, постоянно ускользала от его внимания, подобно призрачному видению. Сумеет ли Александр Хлыстов распутать клубок этого запутанного и таинственного дела? Остановится ли его неутолимая жажда истины на пороге опасности?
Что вы ворчите, возмущенные умы? Безруков не убедительно воплотил образ? Действительно ли его игра столь несовершенна? Как же это возможно, если его чтение стихов вызывает слезы, если в его глазах отражается невыносимая, почти нечеловеческая скорбь? Зачем придираться к актерской работе, когда на экране разворачивается драма, пропитанная унынием и безысходностью? "Это не Есенин!" – восклицаете вы. В кинофильме – лишь потасовки, пьяные дебоши, скандалы. Но разве это не следствие той боли, что терзала душу поэта? Разве не показатель глубочайшего несчастья? Ему тошно, скучно, изнуряюще скучно! Он устал от лицемерия и фальшивого мира. Он рожден для творчества, для поэзии, а не для любовных трагедий. И даже в этом единственном убежище, в этой отдушине, ему не дано обрести покой. Что же остается, как не глотать слезы, утолять тоску? Есенин пил, скандалил, имел многочисленных любовниц. Если вы осмелитесь утверждать обратное, то, поверьте, вы не проникли в суть его трагического существования. Помимо буйств и дебошей, фильм наполнен потрясающими, глубокими моментами. Безруков мастерски читает стихи, словно пророчество. Роман с Дункан – это не просто история любви, это отражение тоски, вызванной отсутствием настоящей близости. А что касается Бениславской? Потрясающая игра Раппопорт, невероятно трогательное изображение взаимоотношений Есенина и Бениславской: "Вы женаты на Райх. Я ждала. Потом появилась Дункан. Я снова ждала. Сейчас Августа Миклашевская. Я буду ждать. Но если мы с вами такие товарищи, может быть, вы мне когда-нибудь поможете? Мне тяжело!" И в этом заключен весь секрет. За этими взглядами, фразами скрывается невыносимая печаль. Даже равнодушный Троцкий, как символ эпохи, – не единичный эпизод. Мы видим Блока, Маяковского – гениальный подбор актеров! Относительно исторических неточностей… Мы никогда не сможем установить истину: самоубийство это было или тщательно спланированное убийство? Но в фильме все представлено настолько обнаженно, столь убедительно, что вера в самоубийство отпадает сама собой. Существует бесчисленное множество версий, доказывающих именно убийство! А свидетельства, подтверждающие самоубийство, слабы и неубедительны. Как и следует из биографической справки – что можно сообщить? Практически все показано. Конечно, кое-что могло быть гиперболизировано, ведь это художественный фильм, а не документальная хроника. Особое внимание уделено телеграмме – этот эпизод кажется абсурдным. Но после встречи в психиатрической лечебнице с собственным «Темным Человеком» Есенина, что-то словно меняется в нем, его заменяют. Он боится, но из его уст вырываются бессвязные, ненужные слова. Сцена, в которой он рассказывает Тарасовой-Родионову о телеграмме – душераздирающа: этот пронзительный взгляд, удовлетворение от собственной остроты ума. «Темный Человек» - это воплощение боли и страдания, это красота в ее самой трагичной форме. Технически фильм иногда совершает оплошности: некоторые монтажные швы грубы и заметны, частая смена операторов создает ощущение затянутости. Но это лишь редкие случаи. Операторская работа великолепна, а особой художественности достоин титровальная последовательность. Музыка пронзает до глубины души. Но, конечно, невозможно не отметить концовку. Она вызывает дрожь, слезы… Смерть следователя (Михайлов, исполнивший потрясающую роль) и смерть Есенина… Похороны: надрывная речь Троцкого, исполненная с неподражаемым стилем – это не просто констатация факта, это глубокое погружение в атмосферу трагедии. Феноменально то, что его слова, произнесенные убийцей поэта, режут наслух, они лишены какой-либо иронии или смягчения: “Ах ты подонок, не при делах!” Нет... Его речь как нож в сердце, и это мастерский режиссерский ход – хронология смертей. Сколько людей не сохранила наша Россия! Сколько еще мы могли бы услышать от человека "с керосиновой лампой на плечах"!
Еще в далекие времена, в самом начале нового тысячелетия, в 2005 году, я жаждал уловить этот сериал с экранов ведущего телеканала. Однако тогда мой взгляд был увлечен образом Александра Белоснежного, рожденным талантом Безрукова, и представить его в амплуа великого поэта, Сергея Есенина, я попросту не мог. Лишь спустя годы, случайная находка диска с телефильмом пробудила давно забытое желание. Я откладывал просмотр, словно храня драгоценную тайну, и вот, наконец, момент настал. И я должен признаться, сериал оказался поистине великолепен. Он сплел в себе два ключевых сюжетных потока, чередование динамичных сцен и завораживающее повествование, удерживающих внимание до самого финала. Актерская игра заслуживает высочайшей оценки. Безруков, в моем восприятии, блестяще воплотил образ Есенина. Конечно, звучали голоса, утверждающие, что поэт был далек от того, что мы видим на экране, что Безруков не смог поймать его истинную сущность. Однако меня это мало волновало. Прошло почти восемьдесят два года с момента трагической гибели гения, и кто из нас вправе с уверенностью говорить о человеке, о котором достоверные сведения столь фрагментарны? Вполне справедливо учитывать воспоминания современников, биографические факты, но истинная летопись – она ускользает, теряется во времени. И, безусловно, не следует игнорировать художественный вымысел, неотъемлемую часть любого драматического произведения. После просмотра телефильма меня охватило неудержимое любопытство увидеть, какими были реальные люди, вдохновившие художников. И я могу с уверенностью заявить: выбор актеров был поразителен, они удивительно похожи на своих прототипов. Неизбежно возникали споры о достоверности сюжета и его художественных вольностях. Я не претендую на глубокие знания биографии Есенина, но содержание сериал меня глубоко тронуло. Прочитав сравнительный анализ, сопоставляющий события телефильма и реальной жизни, я был ошеломлен масштабом неточностей, допущенных Безруковым-старшим и сценаристом Валуцким. Они, судя по всему, игнорировали многочисленные факты, грубо путали даты, допускали вопиющие текстовые ошибки и даже строили свои домыслы на чужих фантазиях. Бессмысленно воспринимать этот сериал как точную биографическую справку. Это скорее проникновенная притча о жизни поэта, об его страстях и противоречиях. Фильм обладает превосходной стилистикой, великолепные декорации, талантливая игра актеров и виртуозная режиссура – все это создает неповторимую атмосферу. Не хватает, пожалуй, лишь безупречной исторической достоверности. Если бы содержание было документально точным, это уже не был бы сериал, а жесткий исторический фильм. Отдельно стоит отметить глубокую патриотичность, пронизывающую весь фильм. Есенин предстает перед нами таким, какой он был на самом деле – истинным русским патриотом, что ярко отражено в каждом его стихе. Я убежден, что этот сериал пробудил и будет пробуждать неподдельный интерес к стихам Есенина и к русской поэзии в целом. Он станет катализатором для тех, кто жаждет прикоснуться к великому наследию русской литературы.
Сергей Александрович Есенин, безусловно, является одним из самых ярких и самобытных поэтов, подаривших миру русскую литературу. Он всегда избегал обозначения своей Родины словом «Россия», предпочитая ее звучащее архаикой и пропитанное глубокой историей название – «Русь». К сожалению, кинематографических полотен, по-настоящему раскрывающих его трагическую и противоречивую биографию, не так уж и много. Те, что существуют, зачастую не способны передать истинный масштаб личности и глубину поэтического гения. В 2005 году на одном из центральных телеканалов был представлен многосерийный телесериал, посвященный жизни и творчеству Есенина. Честно признаюсь, ранее я не был особо увлечен поэзией Есенина, как и поэзией в целом. Однако, после просмотра этого сериала, мой интерес к судьбе великого стихотворца, к тайнам, окутывающим обстоятельства его кончины, стал нарастать все сильнее и сильнее. Неизбежно возникли и критики, стремящиеся очернить этот сериал, отбросив в сторону субъективные причины. Ощутимо возражения против версии, представленной создателями – версии об убийстве поэта. Однако, на мой взгляд, для понимания случившегося не требуется быть гением дедукции. Скептики, в свою очередь, не удовлетворены выбором Сергея Безрукова на одну из ключевых ролей. Но, будем реалистами, Безруков – один из немногих актеров, кто действительно достоин звания мастера своего дела. Телесериал основан на одноименной книге Виталия Безрукова, и я настоятельно рекомендую всем, кто знаком с киноэкранизацией, прочесть первоисточник. Сюжетная канва сериала представляет собой удивительное переплетение двух временных линий: первая, разворачивающаяся в бурные двадцатые годы, повествует о жизни и гибели поэта, а вторая, действие которой происходит в восьмидесятые годы, рассказывает о расследовании обстоятельств его смерти полковником Хлыстовым, следователем МУРа. Обе линии не просто сосуществуют, но и взаимодополняют друг друга, придавая повествованию особую насыщенность и драматизм, захватывая внимание зрителя. Невозможно не отметить колоссальный вклад талантливейших актеров старшего и молодого поколений: Александра Михайлова, Екатерины Гусевой, Сергея Безрукова, Владимира Зайцева, Константина Хабенского и, конечно же, Олега Табакова. Этот список далеко не полный, но он наглядно демонстрирует уровень актерского мастерства, представленного в сериале. На мой взгляд, этот сериал наиболее достоверно отражает судьбу выдающегося поэта XX века, его взлеты и падения, страстную любовь и мучительные страдания, жизнь и трагический финал. Даже если вы не являетесь поклонником творчества Есенина, я настоятельно рекомендую вам ознакомиться с этой экранизацией, ведь в современном российском кинематографе, если и существуют успешные проекты, то они, как правило, посвящены историческим событиям и личностям.