Описание
Рецензии

Сериал Эжен Ионеско - Носорог

Актеры:
Галина Тюнина, Сергей Якубенко, Ирина Кондакова, Олег Любимов, Юлия Камышева, Дмитрий Рудков, Игорь Войнаровский, Серафима Огарёва, Олег Нирян, Кирилл Пирогов, Алексей Колубков, Андрей Казаков, Никита Тюнин
Режисер:
Иван Поповски
Жанр:
комедия, театр
Страна:
Россия
Вышел:
2014
Добавлено:
сериал полностью из 2 (03.08.2017)
Встречайте Эжена – воплощение интеллектуальной проницательности и несомненного очарования, один из самых запоминающихся образов этого спектакля. Этот француз, по рождению румын, Эжен Ионеско, словно перенесший на себя смесь двух культур, вырос в Париже, где и обрел свою театральную идентичность. В центре внимания пьесы – его размышления о природе человеческого существования, о странностях и абсурдности повседневной жизни. Эжен убежден, что даже в самых непредсказуемых и провоцирующих обстоятельствах, призывающих к деградации и отступлению от моральных устоев, необходимо, с маниакальной настойчивостью, оберегать свой человеческий облик. Он верит, что именно способность к самоконтролю, возвышение разума до абсолютного приоритета и, как следствие, сохранение достоинства, возвышает людей над остальным животным царством. Ирония судьбы, что его прозвали Носорогом – к тому же, самого благородного, сильного и уважаемого представителя этого вида – лишь подчеркивает глубокий парадокс его натуры. В своей человеческой ипостаси, Эжен демонстрирует искреннее великодушие, острую эрудицию и редкую доброту. Идея сравнения этого благородного человека с диким, неудержимым зверем, тем более, учитывая его непреклонную защиту принципов человечности, кажется невероятной и абсурдной. Однако, очень скоро, истина, скрытая за этой кажущейся нелепостью, раскроется для всех, без исключения. Свидетелем удивительной и тревожной метаморфозы, охватившей Эжена, станет его коллега, работавший с ним в одной из прописных, ничем не примечательных канцелярских контор. Охваченный сочувствием и желанием оказать поддержку, этот свидетель и сам, к своему ужасу, станет участником трагического события. Вскоре обнаружится, что судьба Эжена – не единичный случай. Волна странного, необъяснимого превращения накроет и других представителей общества, заставляя их принимать облик этого могучего, свирепого зверя. То, что начиналось как личная трагедия, перерастет в настоящую эпидемию, принимающую все более масштабные и пугающие формы. Зарождающаяся паника станет лишь предвестником грядущей катастрофы.
В самом сердце Франции, в идиллическом городке, где уклад жизни казался безупречным, развернулось событие, бросившее вызов самой ткани реальности. Ничто не предвещало прихода абсурда, однако однажды над мирной гладью повседневности возникло немыслимое – люди начали преображаться в могучих носорогов. И это не был кошмарный сон, а дерзкая, виртуозная театральная постановка, воссозданная на подмостках московского театра «Мастерская П. Н. Фоменко», вдохновленная пьесой Эжена Ионеско. Начало спектакля обволакивало зрителя атмосферой безмятежности: ухоженные улочки, уютные столики кафе, льющаяся мелодия – все дышало французским шиком. Счастье царило в воздухе, и казалось, что в этом раю не может случиться беды. Однако в этой идиллической картине выделяется Беранже, воплощенный блестящим Кирилом Пироговым. Он – сложный, противоречивый персонаж, человек, погрязший в пороках, чьи одежды небрежно помяты, а самообслуживание отходит на второй план. Его приятель, Жан, в исполнении Олега Ниряна, воплощает собой образец ухоженности и респектабельности, и он испытывает неловкость за своего непутевого товарища. Жан стремится вразумить Беранже, но его усилия затмеваются странными, неясными голосами, эхом отдающимися в тишине городка. На фоне синхронности мыслей и действий, свойственных этому странному обществу, фигура Беранже кажется особенно выделяющейся, проблеском непокорности в море единообразия. Пирогов, словно феникс, возрождается в этой роли, раскрывая свой актерский потенциал с невиданной ранее силой. В то время как окружающие медленно погружаются в носорожье преображение, Беранже остается человеком, не подверженным этой странной участи. Изначально представленный как небрежный, неряшливый и подверженный слабостям, он оказывается невосприимчивым к носорожьему призыву. Его разум не сломлен стадным инстинктом, он способен к рефлексии, к размышлениям – он, вне всякого сомнения, герой. Избегая детального пересказа сюжета, я хочу отметить кульминационный монолог Беранже, который проникает в самую душу, заставляя зрителя ощутить на себе всю тяжесть происходящего, заставляя задуматься о собственной причастности к происходящему. Лишь малейшее изменение в развитии событий могло бы привести к катастрофическим последствиям. Завершение спектакля оставляет после себя ощущение выстраданного испытания, сложного, но необходимого для духовного роста. Спустя некоторое время зритель возвращается к привычному восприятию мира, но уже навсегда сохраняет ощущение прикосновения к чему-то глубокому и значимому, и, несомненно, захочет пересмотреть это произведение еще раз. Несомненно, помимо блистательного Пирогова, в спектакле присутствуют и другие талантливые актеры, такие как Олег Нирян. Постановка, без сомнения, относится к жанру театра абсурда, хотя некоторые интерпретируют ее как драматический апокалипсис. И я склонен соглашаться с обеими точками зрения. Превращение людей в носорогов – это не просто странное явление, это поистине пугающее зрелище. Каждое преображение индивидуально, происходит по разным причинам, и именно это разнообразие делает спектакль таким захватывающим. Кто-то поддается обострению инстинктов, а кто-то – стадному чувству, стремясь соответствовать окружающей среде. Главный вопрос, возникающий у зрителя: почему же Беранже не подвержен носорожьему превращению? Ответ, на мой взгляд, заключается в его способности противостоять давлению, не поддаваться слепому следованию за толпой. Он обладает другой природой, не вписывается в систему, он человек, способный к самостоятельному мышлению, пусть и несовершенный. Режиссер Иван Поповски продемонстрировал очередной раз свой талант, создав постановку, которая не просто удалась, а стала вершиной профессионализма. Он не опускается до простого пересказа сюжета, давая зрителю возможность самостоятельно интерпретировать происходящее. Порой, даже зал не до конца понимает смысл происходящего, задаваясь вопросом, почему комедия переходит в драму. Здесь, по-видимому, показана разрыв между индивидуальностью и обществом, дистанция, которая может вызывать страх. Этот спектакль – это богатый источник размышлений о социальных ролях, о честности, о настоящем, о том, что действительно важно. Наблюдая за происходящим под другим углом, зритель видит мир в новом свете. Но была ли реальность до драматического финала? Вопросы роятся в голове, эмоции переполняют. Это прекрасная работа, оставляющая неизгладимый след в душе.