Описание
Рецензии

Сериал Фабрика грез

Актеры:
Александр Абдулов, Владимир Богданов, Игорь Лифанов, Наталия Подвицкая, Костас Сморигинас, Анатолий Васильев, Ярослав Воронцов, Евгения Жукович, Андрей Филиппак, Анатолий Голуб
Режисер:
Дмитрий Астрахан
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2004
Добавлено:
сериал полностью из 8 (09.10.2012)
Рейтинг:
4.45
3.40
В юности, когда пульс бьется в унисон с жаждой созидания, а голова переполнена дерзкими замыслами, кажется, что вселенная раскинута пред тобой открытыми ладонями. Мир будто бы ждет лишь одного – чтобы воплотить в нем твои смелые художественные видения. Однако, неумолимый ход времени неизбежно приносит с собой сомнения, шепчущие в тишине души. Ослепительные мечты, казавшиеся столь близкими, отступают, уступая место суровой реальности, требующей компромиссов и сдержанности. Времени для возведения пафосных кинематографических монументов, кажется, просто не остается. Именно подобная трансформация постигла Костю Алексеева, перспективного и целеустремленного режиссера. Вместо того, чтобы создавать авторское кино, питающееся вдохновением и стремлением к новаторству, он вынужден нырнуть в мир телесериалов – сферу, зачастую ассоциирующуюся с рутинностью и конъюнктурой. Но даже здесь, в этой кажущейся пахотой, Костя не готов смириться с посредственностью. Он искренне верит, что его новый проект станет глотком свежего воздуха, отойдя от привычных клише и предсказуемости «мыльных опер». Его картина – это вызов, обещание чего-то неординарного, нечто, способное перевернуть представления о жанре. Но, как известно, судьба не всегда щедро одаривает нас цветами, порой подбрасывая в руки колючие шипы. Уже в дебютный день съемочного процесса стало очевидно, что путь к кинематографической славе окажется тернистым. Вся съемочная команда, словно объединенная невидимой нитью, казалось, одержима единой целью – не позволить Косте Алексееву запечатлеть свое имя в анналах истории кино. Кажется, на каждом шагу его ждет сопротивление, словно незримые силы противится его амбициям, и предстоит отчаянная борьба за право творить.
Этот кинематографический альманах, столь искусно завуалированный под сериал, оказывается гораздо шире, чем просто повествование о кинопроизводстве. Он – не просто о творчестве, но и о людях, что творят, о сложной иерархии системы, в которой они существуют, и, в конечном итоге, о человеческой природе в целом. Проект превосходит рамки исключительно кинематографического дискурса, используя экранное искусство как линзу, через которую преломляются универсальные человеческие переживания, общественные дисфункции, устремления и неотступные идеалы. Он обращен к тем, кто с юных лет горит неугасимым огнем мечты, кто жаждет преобразить мир и кто, на начальном этапе, разочаровывается в несовершенстве окружающей действительности. Изначально, искренне не понимая, почему художественные образы оказываются настолько плоскими, лишенными глубины и сути, почему зачастую заменяются причудливыми, лишенными смысла символами. И эпизод, где на вопрос "Где художник?" ответ следует в виде ироничного жеста, похлопывания по шее, – не просто сарказм, но и тревожный индикатор существующей реальности, проявление глубокой системы. Искусство, как и любой другой человеческий опыт, извилисто и непросто, оно терпит неудачи и триумфы. Даже на самой ранней стадии творческого пути, в самом начале пути, можно уловить отголоски любви автора, почувствовать его посыл, даже мельчайшую искру вдохновения, если не само произведение, то его первородный импульс. Для каждого, кто хоть немного знаком с закулисьем отечественного кинопроизводства, очевидно, почему наше кино выглядит именно так, как оно выглядит. Как говаривал Федор Иванович Тютчев: «Умом Россию не понять…». И действительно, попытки иронизировать над этой сложной ситуацией представляются неуместными. Здесь кроется не только разочарование, но и глубокая, болезненная правда. Больнее всего видеть, как талантливые люди лишены возможности полностью реализовать свой потенциал – это настоящая трагедия. В творчестве важен не только процесс самовыражения, но и конкретный, ощутимый результат. Человек, в отличие от животного мира, живет предвосхищением плодов своего труда, без этого он обречен на духовную гибель. Трудиться в пустоту – значит лишать себя цели. Эта закономерность актуальна и для периода масштабных преобразований, эпохи новых возможностей для страны. Сериал "Фабрика грез" демонстрирует глубину талантов, которыми мы обладаем, и, одновременно, позволяет понять причины сложившейся ситуации в отечественном кинематографе. Почему мы столь критичны к локальному кинопроизводству, а с таким восхищением воспринимаем зарубежные картины и сериалы? Проект выделяется своей оригинальностью, его подход к исследованию ключевых проблемных зон кинематографа, порой вызывая бурю положительных эмоций, а порой глубокое смущение и сожаление. В процессе просмотра неизбежно осознаешь, что кино – это зеркало, отражающее общественные процессы. Актеры и режиссеры сами недовольны происходящим в их профессиональной сфере, но аналогичные проблемы, несомненно, существуют и у представителей других областей, не только напрямую связанных с кино и культурой. Для меня культура – это сама жизнь, всеобъемлющая и многогранная. Такая фигура, как Сергей Шнуров, уже давно стала неотъемлемой частью культурного кода, его язык, хоть и вызывающий споры, стал важной частью российской идентичности. Константин Хабенский, в одном из интервью, справедливо отметил, что культуру нельзя контролировать, ей нельзя приказывать. Как же решить эти сложные, многогранные проблемы, наполненные душевной болью и участием стольких людей? Все наши социальные отношения – часть культуры, как бы мы к этому ни относились. Проблема заключается в том, что мы отталкиваемся от того, что нам не нравится, отказываемся быть частью чего-то общего, слишком избирательны в своих предпочтениях. Мы критикуем кино, но одобряем хоккей – логично, но необходимо оценивать ситуацию комплексно и, помимо этого, быть активными участниками жизни, вовлекаться в общественные процессы. "Фабрика грез" поднимает и тему конфликта – внутреннего и общественного. Посмотреть этот сериал – однозначно стоит. Он провоцирует на размышления о состоянии отечественного кино, расширяет горизонты понимания и, в конечном счете, подталкивает нас к чему-то новому. Даже самые обыденные мелодрамы предстанут перед нами в ином свете, уже с пониманием лежащих в их основе процессов.