Описание
Рецензии

Сериал Фандорин. Азазель
Актеры:
Владислав Тирон, Мила Ершова, Александр Семчев, Максим Матвеев, Евгений Серзин, Сергей Горошко, Милена Радулович, Уршула Малка, Дмитрий Ломакин, Евгений Стычкин, Татьяна Владимирова, Артём Быстров, Александр Танхилевич, Игорь Черневич, Слава Киселева
Режисер:
Нурбек Эген
Жанр:
детективы, отечественные, приключения, фантастические
Страна:
Россия
Вышел:
2022
Добавлено:
6 серия из 6
(23.02.2023)
Рейтинг:

В изменённом вихре времени, в альтернативном 2023 году, Российская Империя процветает под знаком монархии. Петербург, блистательный Петроград, служит оплотом власти, столицей величественного государства, не познавшего бури революционных потрясений. Император Николай III, одухотворенный чувством ответственности перед подданными, вступил на путь совместного управления, разделив полномочия с влиятельным и опытным министром Орловым.
В этой сложной политической и социальной обстановке возникает молодой человек, Эраст Фандорин, ровесник перемен, чей возраст едва перешагнул порог двадцатилетия. Он поступает на службу в полицию, обретая первый опыт детективной работы. Поначалу его задачей становятся незначительные, монотонные дела, касающиеся преимущественно коммерческих споров и мелких хищений, не представляющие особой значимости. Однако, судьба распоряжается иначе, и в поле зрения начинающего сыщика попадает происшествие, исполненное тревожной загадочности: на глазах у многочисленной толпы, запечатлённой камерами, происходит трагический уход из жизни молодого, преуспевающего миллионера.
Событие настолько необычно и показательно, что мгновенно привлекает всеобщее внимание, порождая слухи и догадки. Однако, поверхностный анализ, демонстрирующий явные признаки самоубийства, не убеждает Эраста. Он интуитивно чувствует, что за фасадом трагедии скрывается нечто гораздо более глубокое и темное, нечто, требующее пристального внимания и тщательного расследования. Начинается его первое, поистине серьёзное дело – погружение в клубок интриг, обмана и сокрытия, где истина упрямо избегает прямого пути.
Что же выявит это увлекательное расследование? К каким непредсказуемым последствиям оно приведет? Эраст Фандорин полон решимости раскрыть заговор, постичь мотивы истинных виновников гибели известного и влиятельного дельца, господина Буратино. Кто же получил выгоду от его внезапной кончины? Кому был нужен его уход? Ответы на эти вопросы ждут Эраста, и он намерен отыскать их, даже если это потребует рисковать собственной жизнью и карьерой. Впереди – тернистый путь к правде, полный опасностей и неожиданных открытий.
С каким неизгладимым восторгом я и мои близкие когда-то утопали в волшебном мире романов Бориса Акунина, в приключениях неутомимого Эраста Фандорина! Время, конечно, неумолимо, но воспоминания о тех литературных переживаниях остаются поистине яркими. Однако, давайте перейдем к предмету сегодняшнего обсуждения – к экранизации этих культовых произведений.
Признаюсь честно, мое первоначальное отношение к этой адаптации было весьма сдержанным, даже скептическим. Будучи ярым поклонником литературного первоисточника, я начинал просмотр с некоторой опаской, практически с предубеждением. И, к моему удивлению, ожидания были опровергнуты, причем весьма неожиданно.
Да, несомненно, сериал обладает рядом несомненных достоинств. Актерский состав подобран впечатляюще, создается ощущение, что даже исполнители массовки – настоящие мастера своего дела, гармонично вписавшиеся в общую картину. Режиссура на высоте – актеры демонстрируют блестящую игру, безоговорочно воплощая в жизнь свои роли и поставленные задачи. Камерная работа выше всяких похвал, а музыкальное оформление, словно тончайший кружево, вплетается в канву повествования, создавая неповторимую атмосферу. Не могу не отметить и своеобразное, ненавязчивое хулиганство, проявляющееся в неожиданных деталях, таких как, к примеру, появление мавзолея в аргентинских декорациях или нелепый, разобранный минивэн с цитатой Акунина во дворе.
Однако, как говорится, не все золото, что блестит, и пришло время отделить зерна от плевел. Замахнувшись на столь амбициозную задачу, создатели, к сожалению, допустили ряд существенных промахов, о чем и стоит поговорить.
Прежде всего, не могу не упрекнуть сценаристов. Коллеги, прежде чем приступать к адаптации, пожалуйста, перечитайте исходные тексты! Не поверхностно пролистайте, а прочувствуйте, вживитесь в них. Сущность, изначальная идея, заложенная автором – необходимость подготовки профессиональных педагогов для раскрытия потенциала подрастающего поколения – оказалась притушена, едва намечена. Куда исчезла образ леди Эстер, этот гениальный, противоречивый, но гениальный персонаж? Она всплыла лишь в двух эпизодах, словно тень от прошлого. Вместо этого акцент смещен на изображение "плохих" фюреров, что, несомненно, важно, но не должно затмевать другие аспекты повествования.
Где же Бриллинг? Этот персонаж, по моему скромному мнению, является ключевой фигурой, тот, кто выковывает из робкого, неуверенного в себе, заляпанного чернилами юноши будущего гения сыска. Тот, кто увидел в нем потенциал, взрастил в нем стальной стержень. Неужели вы, "гении пера", считаете, что такой персонаж менее интересен, чем вымышленный лакей, "оплодотворивший" несчастную царицу? И где был кастинг-директор, когда утверждался актер на эту роль? Не сомневаюсь, что актёр обладает потенциалом, но роль оказалась ему не по плечу. Возможно, отсутствие более подходящего кандидата связано с тем, что сценарий и так был не самым лучшим.
Что касается общей атмосферы альтернативной истории государства Расейского, то она кажется какой-то бледной, неубедительной, даже, пожалуй, непатриотичной. По моему убеждению, если бы развитие страны пошло иным путем, то все выглядело бы гораздо более эффектно и величественно. Понимаю, каждый имеет свое видение этногенеза, но полный отказ от компьютерной графики, за исключением, конечно, вопиющих красных фонтанов и, прости Господи, "голограмм" фюрера на штандартах, – это, на мой взгляд, серьезнейшая ошибка. Разве не было возможности найти спонсоров и довести проект до ума?
В заключение хочу сказать, что, несмотря на вышеперечисленные замечания, сериал мне понравился. Даже было немного жаль, что его продолжение невозможно, благодаря, опять же, "гениям пера". Хотя, конечно, есть варианты. Можно было бы отправить Фандорина в палестинские земли, чтобы тот приобрел новые знания. А там глядишь, и Орлова ликвидируют, или он спасет Россию, или Фандорин просто проснется и поймет, что все это было сном.
Если надумаете, создатели, обращайтесь – у меня еще масса идей.
В общем и целом, скажу так: если бы я не видел этот сериал, то посмотрел бы его и получил бы удовольствие. Всем мира и добра.
Появление этого сериала – своеобразная констатация проблем, терзающих современный российский кинематограф. Он словно кристаллизовал накопившиеся противоречия и недочеты, обнажив их во всей неприглядности.
Казалось бы, значительные финансовые ресурсы, направленные на этапы постпродакшна, должны были обеспечить безупречный результат. Но вместо этого, мы видим парадоксальную картину: зрелые, образованные люди, декларирующие свою приверженность Тарковскому и высокой культуре, преподающие принципы режиссуры в академических стенах, создают продукт, демонстрирующий небрежность и пренебрежение к базовым законам киноязыка. Неизбежно возникает вопрос: почему они не могут добиться требуемого уровня художественной ценности посредством режиссерского мастерства, композиции кадра и целостной драматургии? Ведь причудливая трехмерная графика, как ни странно, не является главным дефицитом – ощутимой нехватки подвержена логика повествования, столь же необходимая, как воздух.
Зрителю не предоставляется целостное понимание происходящего. События развиваются фрагментарно, постепенно, словно намеренно избегая четкой картины. Окончание дела "Азазель" выглядит нелогичным и притянутым за уши, а объяснения нового руководителя Бриллинга – надуманными и не внушающими доверия. Возникает ощущение, что было стремление создать продукт, сопоставимый с лучшими зарубежными детективными образцами, но, к сожалению, результат оказался предсказуемо разочаровывающим.
Наибольшую досаду вызывает эстетическое решение, обычно являющееся визитной карточкой российских сериалов на онлайн-платформах. Именно визуальная составляющая часто становится единственным спасением, позволяющим зрителю хотя бы на время погрузиться в атмосферу, проникнуться жизнью героев и поверить в их существование. Но и музыкальное сопровождение не избежало участи стать источником разочарования. Выбор основной композиции в исполнении Амалии кажется необдуманным и неудачным как для всего сезона, так и для любовной линии между певицей и царём. Возникает внутренний протест: "Я не должен этому верить, я должен был поверить хотя бы здесь". И вина лежит не только на выборе песни, но и на её общей наигранности, созвучной всем клишированным действиям персонажей – возможно, именно в этом и заключается её изящная, но увы, непрактичная задумка. В итоге, важнейший элемент эмоциональной отдачи, должное раскрытие "кайфа" от просмотра, не состоялась.
О выборе Максима Матвеева на роль царя хочется говорить либо все, либо ничего – настолько неоднозначным кажется это решение. То же самое можно сказать и о кастинге на роль Фандорина. Раскол в восприятии творчества Матвеева отзывается не без последствий.
Времена, когда наша нация славилась неутолимой жаждой знаний, когда книги были верными спутниками в каждом доме, кажутся сейчас отголоском ушедшей эпохи. Как горько признавался Михаил Задорнов, мы, некогда первейшая читающая держава, теперь, словно под гипнозом, сосредоточились исключительно на произведениях одного автора – Акунина. Эту констатацию факта, пронизанную печалью и иронией, актуальна и по сей день.
Спустя годы после кончины незабвенного сатирика, его слова звучат как предостережение, как диагноз удручающей реальности. Возникает вопрос: куда подевалась та безграничная фантазия, которая питала творческий потенциал поколений? Как оказались на вершинах киноиндустрии сценаристы, чья изобретательность, судя по их работам, весьма ограничена? Акунин и Гоголь, чьи имена эхом разносятся благодаря "Гоголь-центру", словно единственные маяки в море безликого контента. Неужели имена гениев русской литературы, чьи произведения сформировали моральные устои и эстетические идеалы, стали неузнаваемы для молодого поколения?
Попытки воссоздать на экране, и то весьма поверхностно, масштабные исторические полотна, охватывающие десятилетия, а то и столетия, оказываются чудовищно неуклюжими, лишенными всякой глубины и искренности. Подбор актерского состава вызывает недоумение – их индивидуальные черты различимы лишь с огромным трудом. Максим Матвеев, исполняющий роль монарха, повергает в состояние глубокого потрясения. Несмотря на свою безусловно присутствующую харизму и некое актерское мастерство, он попросту не способен воплотить на экране величие и трагизм столь колоссальной фигуры. Он, к сожалению, не соответствует образу, который предназначалось ему передать. Вся постановка напоминает представление самодеятельного театра, к которому приобщились увлеченные исторической реконструкцией, облаченные в костюмы начала прошлого века.
Необходимо срочно принять меры. Сценаристам, измученным бездействием, следует предписать обязательное изучение классической литературы – тех произведений, которые были созданы в течение столетия и более. В них заключены проработанные до мельчайших деталей характеры, искусно выстроенные сюжетные линии, глубокое развитие персонажей и бесчисленное множество других ценных элементов, которые необходимо усвоить. Если мы не начнем этот литературный курс, от исцеления отечественной киноиндустрии, и от появления качественных кинокартин и сериалов, можно и не мечтать. Данный сериал категорически не рекомендован к просмотру. Оценка: 0 из 10, и "почетный" орден "Пробитое дно" под номером 2.
Безусловно, были предприняты усилия, и это заслуживает признания. Однако, если бы повествование сконцентрировалось исключительно на фигуре Фандорина, избавившись от навязчивой, прямолинейной попытки привнести на территорию художественной фантазии упрощенную, пародийную версию «конституционной монархии», заимствованную из западных образцов, результат мог бы быть поистине впечатляющим. Именно эта нелепая вставка, столь чуждая духу оригинальной концепции, служит ахиллесовой пятой этого произведения.
Не меньшее разочарование вызвала поверхностная разработка окружающего мира, альтернативной реальности. Создатели, по всей видимости, не осознали масштаба изменений, которые должны были произойти в геополитическом ландшафте. Не могло бы просто исчезнуть Российская империя в огне Первой мировой войны, оставив неприкрытую пустоту в мировом порядке. Логично предположить, что отсутствие гипотетической мировой войны не устранило бы причины, которые могли бы к ней привести, и, соответственно, не стерло бы другие империи, существовавшие на планете. Игнорирование исторической преемственности, отсутствие нюансов при создании альтернативной реальности, заставляет повествование казаться искусственным и неправдоподобным.
В частности, вызывает сожаление неспособность творцов органично интегрировать Болгарско-Османский конфликт в новую хронологию. Вместо четко очерченной военной кампании, зрителям предлагается туманная, бессвязная картина событий на Ближнем Востоке, лишенная всякой ясности и перспектив.
Что касается актерской игры, то можно отметить выдающиеся перформансы Владислава Тирона и Максима Матвеева, которые, безусловно, украсили этот проект. Остальные актеры, однако, продемонстрировали исполнение, характерное для проектов подобного рода – без особенных откровений и новаторства.
Заключительная сцена сериала, задуманная как открытая для интерпретаций, не вселяет оптимизма в отношении возможного продолжения. Учитывая авторитет и своеобразный стиль автора оригинального произведения, вероятность появления второй части представляется маловероятной, и, возможно, это и к лучшему – в стремлении сохранить целостность и уникальность задуманной истории.
Приготовьтесь к погружению в захватывающую реальность российского сериала, который дерзко врывается на сцену не только как свежее кинематографическое явление, но и как новаторское произведение альтернативной литературы. Этот проект, безусловно, станет серьезным вызовом для ведущих зарубежных стриминговых сервисов, предлагая зрителю нечто принципиально иное.
Основанный на знакомых мотивах, сериал, тем не менее, берет от них лишь суть, переплетая ее с оригинальной интерпретацией, чтобы стать не просто адаптацией, а скорее, родоначальником новой волны повествовательных подходов.
Похоже, сериал создан для аудитории поколения 1980-х годов, и для тех, кто старше, восприятие может оказаться затруднительным. За исключением, конечно, тех, кто с юности был увлечен жанрами фантастики и альтернативной истории. Сюжет развивается стремительно, поддерживая напряжение до самого финала, а блестящая игра актеров, безукоризненная операторская работа и впечатляющие визуальные эффекты создают поистине кинематографический опыт.
Особого внимания заслуживает мастерское использование света и тени в сцене диалога Фандорина и графини Эстер – эта деталь подчёркивает масштабность замысла, приближая сериал к формату полнометражного художественного фильма. Именно эта кинематографичность, к сожалению, все чаще отсутствует в современных импортных проектах, которые склоняются к более простому, телевизионному подходу.
Сериал изобилует аллюзиями и отсылками, которые обязательно найдут отклик у каждого зрителя, независимо от его уровня подготовки и эрудиции.
В образе Владислава Тирона отчетливо прослеживается некая преемственность, возможно, даже намек на будущее для Александра Костолевского и не только в плане внешнего сходства, но и в актерском мастерстве. Будем надеяться, что мы увидим его в проектах, претендующих на звание «большого кино».
Пора признаться, что просмотр был отложен – сейчас, пересматривая его, можно было бы сосредоточиться не столько на основной сюжетной линии, сколько на многочисленных аллюзиях и мельчайших деталях, которые легко упустить при первом просмотре. Неудивительно, что люди тяготеют к просмотру черно-белой "Сильвы" – в ней, как и в этом сериале, скрыт особый шарм, основанный на внимании к деталям и загадочности повествования.
Рекомендуем к просмотру