Описание
Рецензии

Сериал Фантом (2012)

Актеры:
Кирилл Гребенщиков, Андрей Стоянов, Татьяна Лянник, Евгений Редько, Елена Ташаева, Анатолий Котенёв, Александр Чернявский, Александр Дубина, Георгий Тополага, Олег Жуков
Режисер:
Николай Викторов
Жанр:
боевики, детективы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2012
Добавлено:
7-8 серия из 8 (05.05.2012)
В эпическом полотне кинематографического искусства разворачивается захватывающая история, посвященная деятельности отечественных служб безопасности, столкнувшихся с деликатной и чрезвычайно важной задачей: не допустить утечки секретных данных в руки американских партнеров. В центре сюжета – передовая разработка военно-промышленного комплекса, новейший ракетный комплекс "Ясень-М", чья судьба и технологическое превосходство представляли национальную гордость. Судьба этого стратегически важного проекта висела на волоске, ибо зависела от устранения угрозы, исходящей изнутри. Параллельно с напряженными событиями, связанными с обеспечением безопасности стратегического проекта, фильм погружает зрителя в интригующую сагу о раскрытии личности долго скрывавшегося агента Центрального разведывательного управления США. Окутанный дымкой секретности, он прославился среди коллег прозвищем "Фантом" – символом неуловимости и мастерства конспирации. Особенную драматичность повествованию придает тайна его проникновения в российские структуры и длительная работа под прикрытием, ставя под вопрос не только безопасность государства, но и лояльность тех, кто ему служил. Фильм разворачивается как сложный паззл, где каждый фрагмент раскрывает новые грани этой запутанной истории шпионажа, предательства и отчаянной борьбы за национальные интересы, оставляя зрителя в состоянии постоянного напряжения и предвкушения. Это не просто шпионский триллер, это глубокое исследование моральных дилемм, политических интриг и человеческой природы, поставленное на фоне драматических событий, определяющих геополитическую реальность.
При первичном знакомстве с этим телепроектом, возникло ощущение, будто перед нами не шпионский сериал в чистом виде, а скорее его бледная и невнятная имитация. Американские персонажи предстают перед зрителем в привычно привлекательном обличье – ироничные, склонные к легкомысленным забавам, демонстрирующие аристократизм и умение наслаждаться жизнью. В контрасте с ними, советские агенты, представленные как "позитивные" герои, погружены в неустанный труд, в решение прикладных задач, зачастую с небрежностью и неряшливостью, полагаясь исключительно на удачу. Их "антиподы", олицетворяющие некую теневую сторону, напротив, имитируют американскую модель поведения – они также излучают оптимизм, демонстрируют достаток и комфорт. Однако, подобный расклад событий лишает повествование реалистичности, превращая его в шаблонное представление о противостоянии двух систем. Несмотря на заявленный шпионский жанр, сериал скорее напоминает детективную мелодраму с натянутыми сюжетными линиями. Зацепки, ведущие к злодеям, подбрасываются зрителям, словно щедрые дары судьбы, лишая зрителя даже иллюзии интеллектуального напряжения, напоминая фольклорные сказки, где всё благополучие достается герою без особых усилий. Попытки создателей компенсировать слабый сценарий посредством музыкального сопровождения оказались безуспешны. Музыкальные мотивы, претендующие на шпионскую атмосферу, отдаленно перекликаются с знаменитыми саундтреками к фильмам о Джеймсе Бонде, лишь подчеркивая отсутствие оригинальности. Создается впечатление, что авторы не учли, что контрразведка – это сфера деятельности, требующая высочайшего профессионализма и интеллекта, а не шаблонные сюжетные приемы. Подобная вольница с жанром и правдоподобием вызывает недоумение, особенно учитывая год создания сериала – 2012-й, когда от кинопроизводителей ожидался более высокий уровень мастерства. Ощущение было такое, как будто бы создатели взялись за задачу, не обладая достаточными компетенциями. В результате, на экране предстало зрелище, от которого не остаётся положительного впечатления. Безусловно, актерский состав проявил себя достойно, но даже их талант не смог спасти проект от концептуальных ошибок. Например, образ, созданный Гребенщиковым, не соответствует образу разведчика; на его лице читается скорее жалость, чем решимость и хладнокровие. Просмотрев этот проект, я осознал, что потратил время впустую, и остался разочарован. Не могу рекомендовать его ни одному зрителю. Несмотря на искренние попытки актеров вдохнуть жизнь в кинокартину, ожидаемого эффекта не произошло. Сюжет изобилует излишними деталями, а потенциально трогательные и эмоционально насыщенные конфликты остались незамеченными, не вызвав никакого отклика в душе зрителя. Смех, который вызывали отдельные забавные моменты, лишь предвещал разочарование. Такое резкое сопоставление - защита государства ядерным арсеналом и одновременная неспособность справиться с пьянством – кажется абсурдным и нелепым. В комедии это могло бы быть допустимо, но в шпионском сериале – нет. Сценаристы, конечно, проявили креативность, но им следовало посмотреть на проект со стороны и осознать, что эти милые и кажущиеся безобидные ситуации на деле демонстрируют слабость и некомпетентность разведки. Не спасла бы ситуацию даже тщательная редакция сценария; требовалась полная переработка концепции. В целом, можно было создать нечто действительно ценное, но, увы, потенциал так и не был реализован. Мы сталкиваемся с обычной проблемой, свойственной отечественному кинематографу: у нас есть знания и возможности, но мы не решаемся делать что-то действительно хорошее. Мы беремся за проекты, не представляя себе конечного результата. Очевидно, что бюджеты на сериальные проекты не самые внушительные, возможно, поэтому создатели ограничены в реализации творческих амбиций, стремясь в первую очередь заработать. Среди всего прочего, я по достоинству отметил игру Елены Ташаевой. Она, пожалуй, единственная, кто смогла передать образ женщины, сочетающей в себе кубинскую и латиноамериканскую страстность. Её внешность приятна, и она гармонично вписалась в ансамбль персонажей.