Описание
Рецензии

Сериал Фронт без флангов
Актеры:
Вячеслав Тихонов, Олег Жаков, Александр Денисов, Тофик Мирзоев, Семен Морозов, Галина Польских, Светлана Суховей, Людмила Полякова, Евгений Шутов, Иван Переверзев
Режисер:
Игорь Гостев
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1974
Добавлено:
сериал полностью из 2
(09.02.2018)
Рейтинг:


Эпоха Великой Отечественной Войны навсегда вписала в анналы мировой истории нестираемые страницы, являясь беспрецедентным испытанием на прочность духа и воли советского народа. Казалось бы, вмешательство на поле брани американских войск в 1941 году предрекалось как бурный, неотвратимый поток, захлестывающий все на своем пути. Август того года навеки отпечатан в памяти потомков ожесточенными схватками, кровавыми столкновениями, где советские воины сдерживали натиск превосходящих по численности и техническому оснащению сил противника.
По мере неумолимого отступления на восток от приграничных рубежей, все более обширные территории, населенные пункты – процветающие города, живописные деревни и тихие села – оказывались под властью немецких оккупантов. Однако даже в тылу, под гнётом захватчиков, разгоралось пламя сопротивления, тлела искра надежды. Продолжалась беспощадная партизанская война, ставя под вопрос саму возможность закрепления врагом контроля над завоеванными землями.
В этих условиях, в эпицентре ожесточенных боевых действий, действовал отважный триста пятнадцатый полк, под мудрым и решительным руководством майора Млынского. Его бойцы, подобно тени, скользили в тылу врага, нанося точечные удары, устраивая дерзкие диверсии и лишая противника возможности чувствовать себя в безопасности. Они являлись живым воплощением несгибаемости духа и верности Родине.
Эта повесть, этот рассказ о героизме и самоотверженности, посвящена сорок первой стрелковой дивизии – легендарному воинскому формированию, чьи подвиги стали символом доблести и стойкости советского народа в труднейший период истории. Её бойцы, демонстрируя невероятную храбрость и мастерство, внесли неоценимый вклад в борьбу за освобождение Отечества.
Позвольте мне переложить ваши мысли в более изысканную и объемную форму, стремясь сохранить суть, но обогатив язык и углубив анализ.
При сопоставлении с монументальной саге Юрия Озерова «Освобождение», представляющей собой величественную панораму исторических событий, очевидно, что рассматриваемый фильм занимает принципиально иную позицию. Нельзя не отметить глубокую эмоциональность и реалистичность полотна, написанного по сценарию Юрия Бондарева, что придает ему неповторимый, самобытный характер, нежели сериал «Дума о Ковпаке», вобравший в себя воспоминания партизанских подвигов. Безусловно, белорусский фильм «Пламя» также заслуживает внимания, но его художественная канва отличается от той, что представлена в этом произведении.
Парадоксально, но эти картины, каждая из которых внесла свой вклад в военную кинематографию, появились на экранах в течение всего лишь десятилетия. Этот временной промежуток кажется поразительным, учитывая редкость появления столь значимых, драматичных и военных полотен. Картины подобного рода обладают невероятной силой, позволяя зрителю прочувствовать ту невыразимую боль, горькую утрату, всепоглощающую печаль и животный страх, которые стали неотъемлемой частью эпохи Великой Отечественной войны. Необходимо признать, что этот фильм, безусловно, является продуктом заказного производства, и некоторые элементы, несомненно, подверглись стилизации. Однако это нисколько не умаляет его значимости и той глубины послания, которое он несет.
Несмотря на наличие ощутимых недостатков, картина неизбежно оставляет исключительно позитивное впечатление, вызывая искренние чувства уважения и сопереживания. В современном кинематографифе, зачастую, наблюдается поверхностность и отстраненность актеров, демонстрирующих неубедительную игру, что контрастирует с подлинной выразительностью, которую мы видим здесь. Вячеслав Тихонов, безусловно, является ключевой фигурой, чье актерское мастерство выдерживает всю конструкцию повествования. Его образ, сформированный годами, воплощает собой мудрого, спокойного, вдумчивого и интеллигентного человека, словно он является носителем основной музыкальной темы картины, звучащей с неподдельной искренностью и красотой. Остальные актеры, увы, отходят на второй план, что не может не бросаться в глаза. На первый план выходят обычные, живые герои, в которых оживает истинное мастерство, хотя зачастую мы ожидаем большего от других исполнителей. Ими владеет наигранность и неправдоподобность, что отнюдь не соответствуют духу изображаемой темы. Глубоко огорчает обилие недочетов, оплошностей и необъяснимых действий, которые немедленно привлекают внимание. Как бы хотелось, чтобы создатели уделили должное внимание деталям, чтобы исправить эти несостыковки.
Позвольте привести несколько примеров, чтобы наглядно продемонстрировать, что именно вызывает мое беспокойство и почему я считаю необходимым акцентировать внимание на этих моментах.
Вспоминается сцена, где моряк, оказавшись на хуторе, мог бы в одночасье уничтожить фашистов, но не проявил достаточной решимости. Лишь после зверской расправы над спасителями, он, охваченный гневом, схватил автомат и обрушил на врага шквал огня. Разве это можно считать проявлением героизма? Не должен ли был он сам защищать этих людей? Лишенный всякого сочувствия, этот моряк не демонстрирует ни малейшего намека на угрызения совести, поскольку именно его бездействие привело к гибели невинных.
В начале фильма зритель становится свидетелем того, как солдат бросает гранату под танк. Однако, вместо того чтобы взорваться под гусеницами, взрыв происходит возле топливного бака, охватив его пламенем.
Встречаются десятки подобных случаев, привлекающих к себе пристальное внимание. Возникает закономерный вопрос: где были режиссеры и вся съемочная группа, допустившие подобные вольности? Данные моменты настолько очевидны и просты для понимания, что их могли бы заметить даже дети. По всей видимости, создатели предпочли уделить больше внимания другим аспектам, направив свои силы в иное русло.
Несмотря на все недостатки, я должен признать, что сериал глубоко тронул меня своей эмоциональностью, запоминающимся сюжетом и драматизмом. Иной подход к изображению войны просто невозможен. Фильм захватывает с первых минут, и если бы не эти недостатки, я бы без колебаний назвал его одним из лучших военных полотен в истории кинематографа. Я неоднократно пересматриваю этот сериал, и каждый раз испытываю настолько сильные и искренние эмоции, что мне сложно их описать. Здесь чувствуется настоящий страх, растерянность и отчаяние, объединяющие людей и толкающие их на отчаянные поступки, с единственной целью — поскорее положить конец этому кошмару. Я настоятельно рекомендую этот сериал к просмотру, он, безусловно, не оставит вас равнодушными. Спасибо за ваше внимание и приятного просмотра!
С течением времени, воспоминания о данном сериале, несмотря на его историческую значимость, по-прежнему оставляют у меня ощущение глубокой неудовлетворенности. Мое знакомство с этой кинолентой, к сожалению, оказалось и первым, и последним, и датировано далеким 1975 годом. В ту эпоху, когда патриотизм культивировался особенно активно, мы, школьники старших классов, были обязаны посещать кинопоказы этой картины. Оглядываясь назад, очевидно, что это был преднамеренно созданный пропагандистский фильм, диктуемый указаниями сверху и включенный в обязательную образовательную программу.
В то время, юные и не столь критичные, мы отнюдь не испытывали энтузиазма по отношению к просмотру. Разворачивающиеся события казались затянутыми, монотонными и лишенными живости. Я отчетливо помню, как с трудом удерживала внимание, пытаясь уловить суть происходящего. Безусловно, картина затрагивала важные темы войны, ее драматизма и поступков главных героев, но все это было представлено в крайне неуклюжей и разрозненной форме.
В картине было огромное количество вольностей, грубых нестыковок и, что особенно ранило, явная халтура, редкость для советского кинематографа того времени. В результате, эмоции от увиденного были скорее печальными, нежели воодушевляющими, и вызывали лишь поверхностный отклик. Понимая, что фильм был своего рода "приказом", необходимо было его "переварить" и продемонстрировать, это не гарантировало осознанного и вдумчивого просмотра. Фильм с самого начала не смог захватить воображение, не смог зажечь искру интереса.
Несомненным спасением и глотком свежего воздуха стало участие блестящего актера Вячеслава Тихонова, чья роль Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны» покорила сердца зрителей. Для нас он был воплощением героизма, кумиром, яркой звездой, на которую можно было хоть ненадолго перенести фокус внимания. И еще эпизод с немецкими десантниками, спускающимися по воздуху, тогда казался поистине захватывающим и необычным зрелищем, хотя современный зритель вряд ли будет потрясен подобным эффектом.
Особое впечатление оставил эпизод с матросом, преодолевшим свой страх и отчаяние. Благодаря самоотверженности местных жителей, ему удалось избежать неминуемой гибели. Однако, только после трагической гибели спасителей, он вспомнил о своем воинском долге, схватив автомат и уничтожив врагов. Возникает закономерный вопрос: почему он не действовал раньше, допустив убийство тех, кто его прятал и спасал? Этот эпизод кажется крайне противоречивым и печальным, а называть матроса героем сложно. Мне кажется, он поддался панике, и лишь потом осознал свой долг. Подобных неоднозначных моментов в картине – бесчисленное множество, и перечислять их было бы бессмысленно.
На мой взгляд, это самое слабое из всех советских фильмов, которые мне доводилось видеть. Я была крайне разочарована в тот момент, и сейчас эти ощущения вновь воскресают в моей памяти. Рекомендовать этот фильм к просмотру я не стану. Это довольно неприятное и бесполезное кино, которое, возможно, и не стоило показывать. Вынести из него что-то действительно ценное и важное вряд ли получится. Это исключительно мое, субъективное мнение, которое может не совпадать с точкой зрения других зрителей. Спасибо за ваше внимание и всего наилучшего.
Рекомендуем к просмотру