Описание
Рецензии

Сериал Галина (2008)

Актеры:
Людмила Нильская, Елена Плаксина, Валерий Косенков, Наталья Позднякова, Валерий Афанасьев, Василий Бочкарев, Игорь Евтушенко, Мария Аронова, Мария Букнис, Владимир Голованов
Режисер:
Виталий Павлов
Жанр:
драмы, мелодрамы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2008
Добавлено:
сериал полностью из 8 (23.12.2012)
Рейтинг:
6.70
5.10
Для Леонида Ильича, человека власти и ответственности, дочь Галина являлась источником непрестанных терзаний и беспокойства. Будучи персоной, окутанной аурой скандальной популярности, Галина Брежнева, тем не менее, обладала тонким вкусом и склонностью к эстетическому наслаждению, проявлявшимся в ее увлечении искусством и красотой во всех их многообразных формах. Ее жизнь, развернувшаяся в свете софитов, неизменно привлекала всеобщее внимание – череда брачных союзов, вихревые романы, необузданная привязанность к роскошным автомобилям и ослепительным драгоценностям, словно яркие вспышки на фоне серой повседневности. Но насколько по-настоящему безмятежной была жизнь отпрыскины столь влиятельного политика? Внешний лоск, искрящийся бриллиантами и опьяняющий ароматом любовных интриг, лишь завуалировал глубокую печаль и отчаяние, терзавшие душу Галины. В конце 90-х годов минувшего столетия ее существование приняло стремительное и трагическое падение. Попав в плен алкогольной зависимости, она оказалась в стенах психиатрического учреждения, где одинокая и отчужденная Брежнева, лишенная поддержки и понимания, могла лишь тоскующе вспоминать о минувших, казалось бы, беззаботных днях. Эта история охватывает значительный период биографии Галины Брежневой, прослеживая ее путь от юных лет, наполненных наивными мечтами, до последних, сумрачных дней, омраченных болезнями и разочарованием. Эта летопись позволяет заглянуть за завесу роскоши и узнать историю женщины, чья жизнь, казавшаяся воплощением счастья, обернулась горьким уроком о бренности и хрупкости человеческого существования.
Признаться, особых ожиданий я не испытывал, когда брался за просмотр этого сериала. Повод был весьма прозаичен – несколько эпизодов сняты в моём родном городе, Твери. Работая в печатном издании, даже успел зафиксировать этот факт в одной из заметок. Было чрезвычайно любопытно наблюдать, как тверская филармония, в один миг, преображается в кишинёвский ресторан, а фойе местного Дома офицеров – в величественное помещение Большого театра. Тем не менее, зрелище оставило после себя удивительно приятные и продолжительные впечатления. Режиссеру и сценаристу Виталию Павлову удалось деликатно, почти с благоговением, коснуться непростых, болезненных тем. Легко было бы смаковать детали эпохи "застоя", но создатели "Галины" избежали попутного обличения или осуждения. Их стремление заключалось в попытке постичь, почему эта мудрая и прекрасная женщина, рожденная для любви, очутилась в плену глубокой скорби и завершила свою жизнь трагическим финалом. Несмотря на ощутимую экономию, создателям удалось создать ту широту полотна, масштабность повествования, воссоздать атмосферу прошедших десятилетий – от 50-х до 90-х годов. Персонажи сериала – это живые отголоски истории, узнаваемые и значимые. Помимо супругов главной героини, И. Кио и Ю. Чурбанова, перед нами предстают такие известные фигуры, как глава МВД Щелоков, председатель Комитета государственной безопасности Чебриков, гениальный танцор М. Лиепа, и даже юный Высоцкий. Порой авторы увлекаются настолько, что в кадр проникают эпизоды, кажущиеся необязательными, например, жестокое убийство известной актрисы Зои Федоровой, которое, на мой взгляд, показано с поразительной тонкостью. Настоящим бриллиантом в этой киноленте стала актриса Елена Плаксина, блистательно исполнившая главную роль в трех первых сериях. Людмила Нильская, вернувшаяся на российские экраны после перерыва, тоже продемонстрировала весьма достойную игру. Однако, мне показалось, что воплощение Галины Брежневой в возрасте тридцати лет оказалось не совсем убедительным, ведь время, как известно, сложно обмануть. Музыкальное сопровождение, пожалуй, единственное, что вызывает у меня серьёзные вопросы. Использование композиции Александра Зацепина из фильма "Красная палатка" в качестве темы любви кажется неуместным. А когда звучит знаменитый хит Шарля Азнавура "Вечная любовь", прославившийся в фильме "Тегеран-43", возникает неловкость. Однако, авторов можно понять: главная беда современных сериалов – стремление создать максимально бюджетный и быстрореализуемый проект. Несмотря на это, фильм оставил впечатление добротного, профессионально выполненной работы, созданной в лучших традициях советского кинематографа, а не в духе современных мелодрам. Обидно, что сериал прошёл практически незамеченным, не вызвав широкого резонанса и признания. 7 из 10.
В эпоху ее земного бытия внимание общества и светские раут окружали ее подобно сияющему нимбом, а слава и интерес к ее персоне лишь усилились с уходом в иной мир. Она словно была из другого времени, яркой, дерзкой фигурой, не укладывающейся в жесткие рамки эпохи, расцвечивающей серые будни пиршествами, интригующими романами и неуемной жизнерадостностью. Окруженная ослепительным блеском бриллиантов и обществом выдающихся деятелей искусства, таких как Игор Кио или Марис Лиепа, она будто соткана из легенд и сплетен. Вокруг ее имени клубились слухи о соучастии в резонансных происшествиях, создавая ауру таинственности и скандальности. Жизнь Галины Леонидовны – это захватывающий, стремительный калейдоскоп, где переплетались авантюрные приключения, гедонистическая праздность и всепоглощающая страсть. Но являлась ли она истинно счастливой, несмотря на все это изобилие? На экране перед нами разворачивается не просто история распутной, беззаботной наследницы удачи. Мы видим ее эволюцию – Галочка, юная и беззащитная, Галя, пышущая юношеской энергией, Галина, уверенная в себе женщина, и, наконец, Галина Леонидовна, одинокая, глубоко несчастная старуха, утратившая всякую надежду. Фильм "Галина" дерзко опровергает устоявшиеся, привитые обществом стереотипы, сформулированные в своих публикациях влиятельным историком Роем Медведевым, представлявшими Галину Брежневу как ограниченную в своем развитии, подверженную алкогольной зависимости личность. Перед нами предстает женщина, страстно любящая жизнь и людей, умеющая извлекать максимальное удовольствие от каждого мгновения. Изначально – дочь видного, влиятельного деятеля партии, затем – дочь всемогущего Генерального Секретаря. Ей, казалось бы, досталось все, что только можно пожелать, ей было ни в чем отказать. Однако, за этой внешней роскошью скрывалась зияющая пустота, невыносимый вакуум. Бесконечные поиски любви, мучительные попытки понять себя саму, осознать свое место в этом мире – вот что двигало ею на протяжении всей жизни. В итоге, ища утешение и забвение, она находит их на дне бокала и с головой бросается в бездну саморазрушения. К финалу жизненного пути она предстает утомленной, всеми покинутой, измученной годами, потерявшей всякую опору после смерти отца и ставшей совершенно ненужной. Галина остается в кругу людей, страдающих душевными недугами, окруженная лишь призрачными воспоминаниями о былой славы. Когда-то эта "советская принцесса" была в самом центре внимания, ее окружали искренние друзья и восторженные поклонники. Однако последние годы жизни она провела в стенах лечебного учреждения, в окружении лишь "единомышленников" по несчастью и заботливым медицинским персоналом. Никто не навещает ее, даже собственная дочь, словно покинув ее в этом мрачном заточении. По воспоминаниям очевидцев ее последних дней, накануне перехода в иной мир Галина Леонидовна, с глубокой печалью и отрешенностью, произнесла санитаркам: «Я прожила свою жизнь – теперь живите вы», будто передавая им эстафету, прощаясь с миром. Эта фраза звучит как печальное признание, как осознание упущенных возможностей и горечь одиночества, навсегда отпечатавшаяся в памяти тех, кто имел честь быть рядом с ней в эти последние, трагические минуты.
Фильм "Галина" безусловно не лишен противоречий, представляя собой неоднозначное зрелище, вызывающее спектр весьма полярных ощущений. Отвергать его как бездарное творение было бы несправедливо, однако и причислять к вершинам кинематографического искусства – задача непосильная. Это, несомненно, заслуживает пристального внимания, несмотря на очевидные недостатки. К числу наиболее ощутимых упущений представляется излишне обособленный, замкнутый в себе образ Галины Брежневой, особенно заметный в дебютных эпизодах. Зритель сталкивается с девушкой, женщиной, поглощенной жаждой любви, однако будто бы существующей в вакууме, оторванной от реальности окружающего мира. Отсутствие близких подруг, приятелей, привычных для молодой женщины развлечений – посещения магазинов, светских мероприятий – создает впечатление некой эфемерной фигуры, лишенной привязанностей и связей с социумом. Она словно заключена в хрупком пузыре, где все необходимое доставляется на дом, а общение сводится к кругу избранных: возлюбленных и родителей. Этот эффект ведет к тому, что героиня предстает перед нами невидимой, неосязаемой, лишь отблеском человеческой сущности. Также нельзя не отметить некоторую сумбурность в структуре диалогов и некоторых сцен, что порождает ощущение неловкости и снижает уровень драматизма. В определенных моментах создается неприятное впечатление нерядового, любительского представления. Актерская игра Афанасьева в роли Милаева, к сожалению, не убеждает, демонстрируя неестественность и отсутствие глубины. Кажется, что роль совершенно не соответствует его актерским данным. Подобная проблема прослеживается и в исполнении актера, воплотившего Лиепу; его прическа, чрезмерно глянцевая и искусственная, выглядит комично и отвлекает от погружения в атмосферу эпохи. Изображение Леонида Ильича Брежнева, в свою очередь, выглядит гротескным, далеким от прототипа и лишенным исторической достоверности. Тем не менее, картина обладает неоспоримыми достоинствами, одним из которых является блистательная игра Людмилы Нильской, которая с филигранной точностью передала сложный характер "кремлевской принцессы". Несмотря на то, что при воплощении образа 30-летней Галины Брежневой, актриса порой казалась несколько старше, это, пожалуй, является незначительным недостатком по сравнению с ее общее мастерство. К счастью, ближе к завершению повествования, образ Галины претерпевает существенные изменения. Она начинает появляться в обществе, вовлекается в круг друзей и знакомых, начинает посещать светские мероприятия и позволяет себе расслабиться за бокалом вина. Лишь тогда перед зрителем раскрывается трагическая и многогранная личность, сломленная грузом ответственности и одиночества, что в полной мере контрастирует с плоскостным изображением первых эпизодов. В заключение, оцениваю фильм "Галина" на уверенную восьмерку. Просмотр вызывал глубокий эмоциональный отклик, и слезы невольно наворачивались на глаза не один раз. Это говорит о том, что картина затрагивает глубинные струны души, даже несмотря на очевидные недостатки и определенную недоработку в отдельных аспектах.