Описание
Рецензии

Сериал Темное королевство / Gormenghast

Актеры:
Селия Имри, Кристофер Ли, Уоррен Митчелл, Нив МакИнтош, Джонатан Риз Майерс, Джон Сешнс, Фиона Шоу, Джун Браун, Линси Бэкстер, Зоэ Уонамейкер
Режисер:
Энди Уилсон
Жанр:
фэнтези, детективы, драмы, приключения, комедия
Страна:
США, Великобритания
Вышел:
2000
Добавлено:
сериал полностью из 4 (01.11.2012)
Рейтинг:
7.09
7.10
В тени веков, словно выросший из самого камня, возвышается величественный замок Горменгаст – оплот рода Гроун, чья история уходит корнями в далекую древность. На протяжении столетий, словно застывший во времени, он хранил в своих стенах незыблемые традиции и обряды, казалось, навсегда запечатлел ход времени в неподвижной красоте. Однако, даже самые неприступные цитадели не застрахованы от перемен, и рождение наследника, юного Титуса, явилось катализатором событий, способных повернуть историю рода Гроун на совершенно иной, непредсказуемый путь. Тень надвигающейся опасности проникает в горменгастские покои, исходящая от злодея поистине демонической природы – Стирпайка. Его амбиции не знают границ, его воля крепка, а жажда власти поглощает все на своем пути. Он подобен неудержимой лавине, стремящейся смести все преграды и устремиться к вершине иерархии. Стирпайк, обладая поразительным сочетанием беспощадности, изощренной хитрости и притягательного обаяния, умело плетет паутину интриг, подчиняя своей воле обитателей замка. Он подобен искусным алхимику, трансформирующему благородное серебро в тусклую бронзу, отравляя души своей ядовитой магией. Теперь на его пути стоит лишь один человек – хрупкий и юный Титус, чье сердце горит пламенем чести и несгибаемой волей к сопротивлению. Он – последняя надежда рода Гроун, отважно бросающая вызов дерзкому узурпатору, стремящемуся присвоить то, что по праву принадлежит ему по рождению. Судьба древнего рода и непорушимые стены Горменгаста висят на волоске, в ожидании развязки этой неравной и драматичной схватки. Кто же одержит верх в этой смертельной игре – коварный тиран, жаждущий власти, или юный наследник, олицетворяющий собой надежду на справедливость и возрождение? Каким будет исход этого грандиозного столкновения, которое навсегда изменит облик Горменгаста и определит его будущее?
Позвольте поделиться своими размышлениями о восприятии экранизации и сопоставлении с первоисточником. Мне кажется, оптимальным подходом к любому кинематографическому воплощению произведения является предварительное знакомство с книгой. Только тогда, лишенный предвзятых представлений, зритель способен оценить работу режиссера, избежав разочарования из-за несоответствий. Именно по этой причине я с энтузиазмом погрузилась в просмотр телесериала «Темное королевство» до того, как успела открыть страницы романа Мервина Пика. Воспоминания о том, как я впервые столкнулась с этим миром, оживились вновь: обрывки повествования, процитированные в одном из журналов, посвященных зарубежной литературе, переводил умелый Сергей Ильин. Истории об Флэе, хотя и сопровождаемые краткими зарисовками других персонажей, уже тогда заворожили меня. В то время роман только готовился к публикации, и новость об экранизации вызвала бурю восторга. Поданные на экране события представлялись поистине фееричными, и я с нетерпением перечитала книгу, пополнив коллекцию диском с телесериалом. Однако, после глубокого знакомства с книгой, сериал начал казаться несколько иным. Видимо, на экранизацию попали лишь первые тома, и при этом произошли значительные корректировки в характерах героев. Место действия, величественный замок, изображенный в романе, утратил свою первоначальную мощь и устрашающий вид. Персонажи, которые в книге вызывали одновременно и трепет, и жалость, на экране выглядели лишь комичными и, порой, вызывали легкую насмешку. Так, юная Фуксия, облаченная в багровое одеяние, с ярким шарфом и спутавшимися черными волосами, напоминающими развевающийся пиратский флаг, должна была внушать некий сакральный ужас. Нив Макинтош, безусловно, одаренная актриса, воплотила ее образ несколько нервно, что, возможно, и было задумано режиссером. Однако, если вы стремитесь постичь истинную сущность Фуксии, я настоятельно рекомендую обратиться к первоисточнику. Поскольку сюжетная линия романа отличается сложностью, создатели фильма сосредоточились на истории Стирпайка, бывшего повара, стремящегося к вершинам власти в замке. Он продемонстрировал удивительную способность манипулировать людьми, плести интриги, обманывать и подчинять своей воле, не гнушаясь даже убийства. Попытки критиков понять мотивы его поступков натолкнулись на непростой вопрос, ответ на который кроется в глубинах романа. Не бедность происхождения стала причиной его злодейств, а скорее его болезненный, порой нездоровый склад ума. Не менее колоритной оказалась и Горменгаст, персонаж, способный вызвать как смех, так и неприкрытое негодование. Изначально я была удивлен выбором актера на роль Стирпайка. В книге он описан как невысокий, некрасивый человек с близко посаженными глазами и не слишком густыми волосами, постоянно падающими на лоб. Джонатан Риз-Майерс, обладающий привлекательной, хотя и не модельной внешностью, вызвал у меня, как я позже признаю, ошибочное впечатление. После просмотра лишь нескольких эпизодов я убедилась, что его персонаж вызывает не меньшее отвращение, чем его литературный двойник. Эмоциональная глубина персонажей, столь пронзительная в книге, оказалась труднопередаваемой в кинематографической интерпретации. Возможно, именно это стало одной из причин, по которой авторам не удалось полноценно раскрыть историю Титуса, чей дальнейший путь был непредсказуем. В романе нет однозначно положительных героев, каждый обладает своими слабостями и недостатками. Стирпайк был выбран в качестве центрального персонажа, поскольку на фоне остальных он воплощал в себе истинное зло. В то время как к Титусу можно испытывать симпатию и рассматривать его как потенциального героя, Стирпайка – нет. Остальные персонажи, представленные в сериале, словно предстают перед нами в виде попытки режиссеров и сценаристов приблизиться к оригиналу, и в этом нет ничего плохого. Особенно мне импонировал образ графа, хотя в книге он предстает перед нами более молодым, в возрасте от сорока до пятидесяти лет. И, конечно, необходимо отметить талантливую игру Стивена Фрая, добавившего колорита и харизмы этому персонажу. Образ Киды, к сожалению, оказался разочаровывающим. Из повествования была удалена трогательная и интересная история, а кроме того, присутствовали заметные недочеты. Например, Титус, будучи беременным, кормит Киду грудью, что, на мой взгляд, является физиологически невозможно. Молоко появляется только после родов, и история об ушедшем ребенке и становлении Киды была полностью утрачена. Блистательные Резчики превратились в шаблонных, игрушечных специалистов. Однако, это не имеет особого значения, так как отвлечение от основной сюжетной линии не столь важно. Все это остается на совести авторов экранизации. Несмотря на визуальное великолепие декораций, костюмы были подобраны безупречно, и мир романа, хотя и не был полностью воссоздан, всё же был представлен достаточно достойно. Однако, главное, что необходимо отметить – это история. Неважно, какие манипуляции были проделаны, она по-прежнему остается захватывающей и интересной. Кинолента получилась на достойном уровне, несмотря на ее отличия от оригинального произведения, которое значительно сложнее для восприятия. Мервин Пик – мастер своего дела, способный описывать предметы так, что они не просто видны, но и ощущаются прикосновением. Получается своеобразная, трехмерная литература. Я искренне надеюсь, что вы не только насладитесь просмотром фильма, но и прочитаете все произведения этого замечательного автора. Для меня это поистине качественное и уникальное произведение искусства. 10 из 10.
Этот многосерийный кинематографический проект, разделенный на четыре части, пронизан легкой меланхолией и повествует о судьбе юноши, рожденного с демонической искрой, взращенного в роскоши дворцовых стен. Безусловно, это аллегория, вымышленная реальность, где, как и положено, переплетаются сияющие образы благородства и мрачные тени порока. Однако, в финальной части, ключевая доминанта повествования кажется несколько сбита с толку. Именно здесь, в эпицентре драматического столкновения, наследник престола, Титус, оказывается в безвыходном положении, противостоя могущественному и коварному антагонисту – Стирпайку. Его триумф в решающей схватке, скорее, кажется удачным стечением обстоятельств, нежели заслуженной победой. Стирпайк, несомненно, начал свою злодейскую карьеру с выдающимся мастерством. Однако, разгадать мотивы, движущие его поступками, оказывается непростой задачей. Нельзя отрицать тот факт, что его детство, проведенное в душной атмосфере кухни, было омрачено грубостью и унижениями, что и побудило его бежать. Однако, вместо того, чтобы посеять хаос, нацеленный на обидчика – повара, он обрушил гнев на всю королевскую семью. Возможно, за этим стояла не просто жажда справедливости, а грандиозная мания величия, желание возвыситься над всеми. Именно это побудило его методично устранять конкурентов, сеять раздор между союзниками, уничтожать бесценные архивы и стремительно разрушать устоявшиеся порядки. В итоге, влиятельный лорд Гроун был доведен до крайнего безумия. Помимо этого, злодей совершил и множество других, не менее жестоких, деяний. Несмотря на полученное в дальнейшем ранение, его неудержимая ярость не угасает. Особого внимания заслуживает игра Джонатана Риса-Майерса, исполнившего роль Стирпайка. Он избежал участи безликого исполнителя чужих приказов, проявив блестящий интеллект и умело используя его для плетения интриг. Его речь, исполненная с особой выразительностью, обладает куда большим воздействием, чем любое оружие. Нельзя не похвалить этого злодея, в котором есть некая притягательность, некая харизма. Конечно, можно было бы критиковать его выбор, утверждать, что он сбился с истинного пути. Однако, я испытываю искреннее сожаление о том, что этот талантливый актер не получил возможность воплотить на экране образ Кристенсена или других героев, которые показались несколько бледными и невыразительными. Также необходимо отметить великолепную игру Кристофера Ли, актера, которому я всегда испытываю глубокое уважение. Он редко выбирает роли положительных персонажей, но именно в этой ленте он превзошел сам себя. Мне было жаль, что старого слугу демонстрировали не так часто, как хотелось бы. Лорда Гроуна с мастерством воплотил Иэн Ричардсон, актер, сумевший раскрыть всю сложность и многогранность своего персонажа. Я считаю, что каждый актер, принимавший участие в съемках, достоин похвалы. Практически каждый из них сумел достоверно передать характер и моральные принципы своего героя. Воссозданный интерьер замка, изысканные костюмы, тщательно продуманные церемонии и ритуалы – все это создает атмосферу погружения в другой мир. В результате, кинолента получилась захватывающей и увлекательной. Однако, меня немного смущает тот факт, что центральный персонаж – это кровожадный маньяк. Даже из принципа сложно испытывать к нему сочувствие. В заключение, мой вердикт: 8 баллов из 10 (абсолютный триумф, 10 баллов из 10, за выдающуюся игру Джонатана Риса-Майерса в роли Стирпайка).
Потрясающее кинематографическое полотно! Однако, при более пристальном изучении, становится очевидным, что не хватает той самой искры волшебства, той неуловимой магии, что обычно присуща подобным историям. Повествование, словно разворачивается в тесных, замкнутых пространствах крепостных стен, и лишь спустя значительное время герои обретают возможность вырваться на свободу, вдохнуть вольный воздух. Их образы окутаны аурой загадочности и непроницаемости, они становятся заложниками бушующих страстей, переживаний, которые порой выходят далеко за рамки нашего понимания и эмпатии. Фильм щедро насыщен кадрами, эпизодами, навевающими ассоциации с бессмертными шедеврами мировой литературы. Вспомним, например, трагическую сцену, когда Офелия, словно хрупкий цветок, погружается в пучину речной стихии, или безумие короля Лира, достигшее невообразимых пределов. Каждый зритель, вступивший на этот кинематографический путь, непременно найдет в нем нечто уникальное, нечто новое, сокровенное, и, что самое важное, неожиданное. Но если углубиться в вихрь эмоций, терзающих главных героев, то особенно выделяется фигура Стрипайка. Его присутствие вызывает одновременно и трепет, и гнетущее чувство страха, но вместе с тем пробуждает искреннее сочувствие. Он достиг вершин, казалось бы, непостижимых, но так и не сумел поколебать общественное мнение, оставаясь в глазах социума лишь тенью, ничтожеством. Завершение фильма оставило после себя терпкое послевкусие – мысль о том, что, возможно, ему не следовало так долго ждать своего часа. Однако, историю эта формировалась не им, а другими, и переписать ее – вне его сил. Книга пока не покорена, но электронная версия уже загружена и ждет своего часа, обещая раскрыть новые грани повествования. Предстоит увлекательное путешествие в мир оригинального текста. Безусловно, высшая оценка – десятибалльный триумф!