Описание
Рецензии

Сериал Гостья из будущего
Актеры:
Наталья Мурашкевич, Алексей Фомкин, Вячеслав Невинный, Михаил Кононов, Илья Наумов, Елена Метелкина, Евгений Герасимов, Владимир Носик, Татьяна Полосухина, Борис Щербаков
Режисер:
Павел Арсенов
Жанр:
фантастические, отечественные, приключения, семейные
Страна:
СССР
Вышел:
1984
Добавлено:
сериал полностью из 5
(09.08.2013)
Рейтинг:


Встречайте зрелищную экранизацию культового романа Кира Булычева – «Сто лет тому вперед», кинематографическая интерпретация приключений, пронизанных духом футуристической сказки. Перед вами захватывающий вихрь событий, где привычный поход за скромным молочным продуктом, кефиром, превращается в невероятную одиссею для обычного школьника Коли, ученика 6-Б класса. Его рутинное поручение несет в себе семена невообразимых поворотов: от неожиданных сватовских визитов, до ожесточенной борьбы с дерзкими пиратами, бороздящими просторы межзвездного пространства, и, конечно же, головокружительного путешествия сквозь временные пелены. В центре этого колорита – очаровательная Алиса Селезнева, юная обитательница далекого будущего, чье присутствие обогащает эти приключения неповторимым очарованием и волшебством. Приготовьтесь к удивительному приключению, где реальность переплетается с мечтой, а обыденность растворяется в потоке фантазии.
## Эхо Будущего: Переосмысление "Гостьи из Будущего"
Двое юных соратников, Фима Королев и Коля Герасимов, пылают неутолимым желанием прославиться, ощутить вкус героических деяний, словно со страниц доблестных сказаний. Порой, под влиянием детской непосредственности, отбросив рациональные сомнения, они с жадностью бросаются навстречу неизведанным дорогам и неожиданным приключениям.
Фима Королев, воображая себя отчаянным шпионом, вдохновленный книгами Майн Рида, увлеченно прикрывается чтением, пытаясь скрыть свою тайную миссию – наблюдение за таинственной незнакомкой. Не подозревая, что его нелепое поведение с книгой в руках лишь усиливает подозрения, мальчик устремляется к разгадке тайны. На своем пути он встречает Колю Герасимова, юношу, лишенного чрезмерного любопытства к загадочным секретам, но поддающегося заразительному энтузиазму друга и, поддавшись уговорам, присоединяется к погоне за некой незнакомкой. Незнакомка, словно призрак, обитает в полуразрушенном доме, давно покинутом и забытом властями.
Сердца юных искателей приключений переполнены жаждой постичь истину, понять, кто таится в этом заброшенном жилище и что движет этой загадочной личностью. Они, словно отважные исследователи, проникают в темное, заброшенное обиталище, чтобы разгадать тайну. Впрочем, подобное предприятие кажется дерзким и безответственным, ведь здравый смысл подсказывает, что блуждание по руинам может привести к серьезным травмам, а не только к ожидаемым приключениям.
Ирония судьбы заключалась в том, что именно ужасы преследовали их больше, чем ожидалось. Вместо увлекательных открытий они оказались затянуты в паутину пустых комнат, редкими лучами солнца пробивающихся сквозь разбитые окна. Каждый неверный шаг отзывался скрипом уставших от времени досок и расшатанных петель. Поглощенные поиском, юные герои не замечали тонкостей, намеки, скрывающиеся за внешней оболочкой заброшенного дома.
В какой-то момент, Коля, изрядно утомленный бесконечными скитаниями, решает вернуться к привычной рутине, к дому. Фима же, вдохновленный неутолимым желанием расследовать, остается, словно пилигрим, на чердаке. Настает тот самый момент, когда, кажется, должно произойти что-то значимое, когда, казалось, доберется друг до друга. Однако неожиданно, судьба распоряжается иначе: главную роль захватывает Коля Герасимов, торопившийся домой, с намерением купить скромную, но необходимую покупку – кефир. В этот день ни кефир, ни поход в дом не увенчались успехом. Взору Коли предстает темная лестница, ведущая в подвал, и он, следуя инстинкту, спускается в мрачные недра. Там, среди сырости и паутины, он обнаруживает странное устройство, напоминающее стойку управления с пультом. Недолго думая, он встает на конструкцию и запускает в действие неизвестный алгоритм. И вот, мир вокруг преображается, и Коля оказывается перенесен в другое здание, а затем – в иную эпоху.
Далее, юноша знакомится с роботом, отягощенным рутиной и мечтающим о возвышенных занятиях, поэзии. Он сталкивается с людьми, чья профессия заключается в путешествиях по временному континууму, в прошлое и будущее. Интерес поглощает страх, словно бушующее море. Паники нет и в помине.
Невероятно, но юноша двенадцати лет, учащийся шестого класса, не испытывает ни страха, ни ужаса, встретившись с роботом и необъяснимым механизмом, перенесшим его из 20-го века в 21-й. Он не ощущает ничего, кроме безграничного любопытства, восхищения и легкой беззаботности. Его душа жаждет полета на Марс, на Луну, встречи с космическими отрядами и полного отсутствия беспокойства о происходящем дома.
Вероятно, поспешное желание домой и приобретение кефира оставили лишь бледное эхо в его сознании, а новая эпоха, новые люди (преимущественно – роботы), вытеснили все планы. На него обрушилась свобода, бесконечный поток технологического прогресса. Не ведая, какие последствия несет эта дерзкая авантюра, Коля наслаждается каждой минутой своего пребывания в будущем, не испытывая желания вернуться.
Следует отметить, что подобная сюжетная линия либо перекликается с духом советской эпохи, либо, что более вероятно, современная действительность радикально оторвана от подобного нарратива. Прежде всего, сюжет впечатляет своей насыщенностью и смелостью. Создание концепции будущего, проработка технических и социальных аспектов, разработка дизайна одежды, актуальной для новой эпохи – это требует огромного творческого усилия. Во-вторых, отвага и любопытство всегда двигали мир вперед, но не настолько, чтобы маленький мальчик проник в заброшенный дом, отправился в путешествие во времени и затем ходил на экскурсии в новом столетии. Поражает отсутствие тревоги в поведении юноши. Более того, нет даже намека на страх или отчаяние.
И все же, покупка кефира и поспешное желание домой ограничили планы шестиклассника лишь рамками родного города, в то время как новая эпоха и незнакомые люди дарили неограниченные возможности. Наступали времена свободы и технического прогресса. С оглядкой на последствия, Коля предавался мгновениям будущего, не тоскуя по возвращению.
Режиссерская работа, впрочем, не может не вызвать критических замечаний. Спесь режиссера, излишний замах на масштабность, наряду с излишним зацикленностью на эффектных панорамах, привели к неуклюжести и бессовестному игнорированию законов прикладной эстетики. Скомканный монтаж, неловкие переходы, хаотичные кадры, бессовестное использование компьютерной графики – все это создает эффект дешевизны и навязчивости. Саундтрек, впрочем, не вызывает особых претензий.
В целом, картина обладает потенциалом стать культовым фильмом, однако, требует тщательной доработки и переосмысления. Сюжет, безусловно, заслуживает высшей оценки, и за него следует поблагодарить К.Булычева.
7 из 10
## Неугасающий Свет "Гостя из Будущего"
Существует редкое кинопроизведение, способное выдержать испытание временем, не теряя своей магии и оставляя неизгладимый след в сердцах зрителей. Для меня таким фильмом стал «Гость из Будущего» Павла Арсенова, и я уверен, что буду возвращаться к нему вновь и вновь, открывая для себя новые грани этой удивительной истории.
Воспоминания о том, как я впервые увидел этот фильм, окрашены особой теплотой и ностальгией. Было мне тогда около девяти лет, 1985 год, канун весенних каникул. Я гостил у бабушки, и, увы, легкая простуда, подхваченная из-за промозглых ног, лишила меня возможности бегать и играть в футбол на улице. Ограниченный домашним арестом, я погрузился в мир журналов, энциклопедий и, конечно же, телеэкрана. Именно тогда, среди разнообразия программ, я увидел рекламный ролик – в современном понимании, тизер – о грядущем фильме. По тем временам, когда подобные формы продвижения были диковиной, этот рекламный фрагмент поразил своей изобретательностью: перемещение во времени, захватывающий полёт на флипе – всё это будоражило воображение. Мне немедленно, без тени сомнения, захотелось узнать, что же скрывается за этой таинственной занавесью.
В моей семье, и в семье моих друзей, чтение всегда занимало почетное место. Наш дом был настоящей сокровищницей книг, особенно фантастики. Мои увлечения научной фантастикой зародились тогда же, и я уже начинал знакомиться с произведениями Кира Булычева. Я с восторгом смотрел мультфильм "Тайна Третьей Планеты" и был поражен масштабом художественной ленты "Через Тернии к Звёздам". Но мои знания не ограничивались лишь этими наиболее известными работами; я с жадностью поглощал рассказы и повести Булычева, разбросанные по бесчисленным детским и юношеским журналам и газетам. Подписка на год стоила гроши, и наш дом буквально утопал в разнообразии изданий, среди которых особенно выделялся журнал «Уральский Следопыт», в котором целая книга была вложена внутрь! "Пионерия", киевский журнал, и там я с удовольствием читал повести Булычева, хоть и в сокращенном варианте. Бесспорно, советский народ был одним из самых читающих народов мира, и я лично могу подтвердить это утверждение.
И вот, наступили долгожданные каникулы, а на экране нашего "Панаса" – тот еще символ престижа, к которому стремился каждый класс – зазвучали герои Арсенова, раздалась незабвенная музыка Крылатова. Это был настоящий взрыв, сенсация, поразившая воображение. Люди всех возрастов – дети, родители, уставшие после работы, а также дедушки и бабушки – завороженно следили за развитием событий. Алиса Селезнёва, с её глубоким, притягательным взглядом, покорила сердца миллионов. Помню, как в наш класс пришли две пионерки, лет двенадцати, и хором, без аккомпанемента, исполнили проникновенный куплет "Прекрасное далёко!". Это свидетельство небывалой популярности фильма.
Однако, в отличие от большинства, очарованных наивной и трогательной Алисой, я был более расположен к буйным пиратам, особенно к Весельчаку У, гениально воплощенному Невинным, и к хитроватому Крысу, чья игра от маленького, но харизматичного Кононова заслуживала самых высоких похвал. Именно эти колоритные персонажи стали моими кумирами.
"Гость из Будущего" мгновенно превратился в настоящий феномен, неотъемлемую часть детства целого поколения. Эпоха видео ещё не наступила, и в течение нескольких лет фильм оставался невероятно популярным, своего рода "брендом", который демонстрировали на всех праздниках и каникулах – то по Центральному Телевидению, то, когда ЦТ "отдыхало", по УТ-1. Рядом с моим домом даже открыли игровую комнату, названную "Лиловый Шар", в честь фильма-продолжения, вышедшего в 1987 году.
Помню, в школе постоянно возникали шутливые диалоги, отсылающие к фразам из фильма, а пародии на робота Вертера вызывали бурный смех. Нельзя не отметить и блестящие роли второго плана: Буркова, Носика, Талызиной и очаровательной Метёлкиной. И, конечно, старушка Скворцова, чей юмор до сих пор вызывает у меня искренний смех, особенно её реплики "Стиляги!".
Время шло, и мы с друзьями продолжали шутить над фильмом в старших классах, в КВН и капустниках. С 1994 года его часто стали повторять по местным телеканалам, в том числе и по "Интеру". "Гость из Будущего" стал частью нашей культуры, частью нашего сознания, даже несмотря на то, что я не разделяю взгляды постмодернизма.
Этот фильм, эти пираты, эти "ценители космических виражей" навсегда останутся в моей памяти. А анекдоты, связанные с ним, – это уже настоящий фольклор, отдельная, бесконечная история, насчитывающая, по моим подсчетам, около тридцати. Возьмем, к примеру, анекдот про Алису, сидящую в кресле и слышащую телефонный звонок: "Алиса, у меня МЕГАФОН!"...
Более того, недавно, спустя десять лет, я нашёл и перечитал оригинальную книгу, и она оказалась невероятно гениальной, превосходно написанной. Её действительно стоит экранизировать, ведь лишь ограниченный бюджет помешал режиссёру снять несколько серий о чудесах науки и техники из будущего. Безусловно, приключения в будущем должны были стать кульминацией истории, ярким финалом, а не затянутой серией. К сожалению, детскому кино в те времена не выделяли достаточного финансирования. Поэтому, вместо памятника Алисе, следовало бы воздвигнуть аллею в Москве в честь Павла Арсенова – человека, подарившего миллионам советских детей яркую феерию среди бедности и серости. Ему – честь и хвала за это!
В последнее время меня охватывает нежная тоска по давно минувшим дням детства – чувство столь щемящее и волнующее. Недавно вновь пересмотрела «Гостью из будущего», и воспоминания нахлынули с невероятной силой. Возникла легкая грусть от осознания, что, вероятно, моему ребенку не суждено испытать ту же безоговорочную любовь к этой замечательной книге и экранизации, что испытывала я когда-то. Я тогда поглощала страницы романа Кира Булычева с таким энтузиазмом, что матушка не уставала ворчать о поздних отходах ко сну. Выключенный свет лишь подстегивал воображение – тихонько поджигая лампу и погружаясь в очередную главу. Словно в сказочном мире, читая я забывала обо всем. К сожалению, современное поколение движется по иным траекториям интересов, и переубедить их практически невозможно.
Впрочем, я не могу отказать ребенку в возможности оценить этот шедевр. «Гостья из будущего» – культовый фильм, снятый в 1984 году на киностудии имени Горького по мотивам фантастической повести Кира Булычева "Сто лет тому вперед", увидевшей свет в 1977 году. Это одно из самых востребованных и любимых произведений советского и российского детского киноискусства, навсегда заслужившее место в сердцах юных зрителей. Выход фильма породил бесчисленные анекдоты в детском фольклоре, а юная Наташа Гусева, исполнившая роль Алисы Селезневой, девочки из будущего, по праву стала настоящей звездой. Почти тридцать лет, включая юбилейный год 2014, фильм регулярно демонстрировался по телевидению, особенно в период школьных каникул. И теперь, благодаря современным технологиям, у каждого есть возможность насладиться просмотром в удобное время и в комфортной обстановке.
Разговор о ребенке не случаен. Мир вокруг нас кардинально изменился, и порой это вызывает легкое опасение, заставляя мечтать о возвращении в беззаботное детство, где все казалось проще и понятнее. Дети были детьми, сталкиваясь с присущими им проблемами, не сравнимыми с увлечениями и общением нынешнего поколения. Взгляд на современных детей вызывает глубокие размышления и заставляет дивиться их интересам. А когда смотришь «Гостью из будущего», словно видишь собственное отражение, – такое, каким хотели бы видеть тебя родители, учителя, представители общественных организаций.
Сюжет, конечно, знаком многим, но позвольте мне его немного освежить. Мальчик Коля, обычный ученик шестого класса, попадает в мир будущего благодаря загадочному устройству, оказавшемуся машиной времени. Он переносится в 2084 год, в Московский Институт Времени, где знакомится с роботом, открывающим ему секрет его перемещения. Кто бы отказался от возможности исследовать город будущего, пусть даже и в роли соучастника? Коля, движимый любопытством, отправляется на космодром с мечтой о полете на другую планету, но из-за отсутствия билетов его ждет череда неожиданных открытий, включая встречу с инопланетянами, вынашивающими коварный план. Эти пираты мечтают завладеть уникальным прибором – миелофоном, позволяющим читать мысли. В ходе опасного приключения Коля оказывается в КосмоЗоо, где работает Алиса Селезнева, хранительница этого невероятного устройства. После захвата миелофона разворачивается головокружительная погоня, и Коля, рискуя жизнью, возвращает прибор в свое время, увлекая за собой пиратов и Алису. Впереди ждут захватывающие приключения, которые в детстве вызывали бурю эмоций и трепета!
Съемки фильма длились два года, за которые юные актеры заметно повзрослели, что, конечно, немного заметно в кадре. Съемочная площадка – настоящая школа номер двадцать. Интересно, что советский пятисерийный фильм был снят на восемь лет раньше, чем австралийский телесериал "Девочка из завтра", сюжет которого имеет отдаленное сходство с нашей «Алисой». Там девчушка путешествует из 3000 года в 1990 год и тоже ищет ценное техническое устройство. Однако наша «Гостья из будущего» – это произведение, превосходящее по всем параметрам и достойное восхищения!
Некоторые будут ностальгически именовать это киноленту "фильмом моего детства", в то время как другие – вознесут её до звания феномена эпохи. Склоняюсь, тем не менее, к мнению последних, ибо и первые правы в своей тоске по ушедшему: как пробудить у подрастающего поколения осознание того, что когда-то в молочных отделах можно было обменивать тару от молока на свежие порции кисломолочных продуктов? Как донести до сознания потомка, что природа не дарит продуктам питания полугодовой срок годности? Современная молочная индустрия – это, в значительной степени, продукт восстановления из сырья с обширным перечнем добавок и химических соединений, перечисление которых на бумаге заняло бы внушительное пространство.
Мы, юные, с иронией воспринимали появление на прилавках "пластиковой икры". Её, едва оказавшись на бутерброде, стремилась ускользнуть, срываясь с масла, прежде чем я успевал донести её до губ. Настоящая, благородная, подлинная, встречалась лишь в магазине "Океан" через секретный, чёрный вход. Но я не припомню ни одного сверстника, кто бы не отведал этого деликатеса хотя бы однажды. А ныне, судя по кинематографическим образам из Соединенных Штатов, подобные изысканные продукты потребляются исключительно персонажами криминальных хроник или невероятно богатыми индивидуумами. У нас, в те годы, миллионеров, честно говоря, не было. Для приобретения икры требовался особый "блат", "протекция", в то время как крабы всегда были доступны и стоили вполне демократично.
С точки зрения нынешнего дня, сюжет фильма обладает несомненным моральным посылом, однако в детстве, когда телевизор настраивался вручную, и чтобы посмотреть всего два канала, вся детвора съезжалась к нему, оставляя двор пустым, а затем бурно обсуждала увиденное, подобного уже не увидишь. Исчезла и та живописная картина: дети, с неистовым азартом выбирающие, кто из них станет тем или иным героем, – или просто шумная, галдящая детвора, играющая на площадке возле дома.
То были времена, суровые, но добрые, времена, ушедшая эпоха. Коля, несомненно, познал бы бедность, а Фима, хитрый и предприимчивый, захватил бы пару заводов, став беглым олигархом. Именно таким, на мой взгляд, было бы продолжение фильма, если бы его сейчас сняли. Потерянный мир, навсегда запечатленный на кинопленке, будоражит душу и заставляет оглянуться на утерянные ценности.
Недавно я удостоилась возможности окунуться в атмосферу фильма, окутанного дымкой времени – "Гостья из будущего". Признаюсь, мой просмотр не сопровождался бурей восторга или захлестывающими эмоциями; я стремилась к сдержанности, стараясь выстроить объективный анализ, даже позволяя себе некоторую дотошность. Однако, как ни уговаривала себя, проникновенная сила, ощутимая внутренняя энергия этого фильма оказалась непреодолимой. Особенно трогательным оказался заключительный фрагмент, приблизительно последние пятнадцать минут, которые задели самые сокровенные струны моей души, вызвав щемящее чувство светлой грусти.
Музыкальное сопровождение – это поистине гениальный замысел, филигранный шедевр! Завораживающая мелодия словно сплетается с визуальными образами, создавая невероятно синергичный эффект. Парадоксально, но в фильме практически отсутствуют пышные спецэффекты и захватывающие трюки, но это ничуть не умаляет его художественной ценности. Скорее наоборот, эта лаконичность, эта сосредоточенность на эмоциональном ядре повествования, наполняет фильм особой глубиной и правдивостью. "Гостья из будущего" – это не просто история, это своеобразная ода человечности, воплощенная в кинематографической форме, пленяющая своей искренностью и добротой, сохраняя при этом непреходящий интерес к развитию сюжета.
Я сердечно призываю всех ценителей прекрасного, всех, кто не чужд сопереживанию и размышлениям о будущем, – не упустите возможность познакомиться с этим выдающимся фильмом. Он способен подарить незабываемые впечатления и, возможно, заставить по-новому взглянуть на окружающий мир.
Рекомендуем к просмотру